Спектакли, окрашенные в чёрные и красные тона, не редкость для «Доминанты». Вспомнить хотя бы совсем не детскую «Муху-Цокотуху». С волшебством и чародейством актёры тоже на «ты». И «Джинна» уже вызывали, и за каменным цветком к хозяйке Медной горы ходили. Новый, премьерный спектакль поставлен по мотивам повести главного мистика России – Николая Гоголя. И знаете, мне казалось, что во время действа его дух сидел среди зрителей, внимательно наблюдая за новым прочтением истории Вакулы, Оксаны и Чёрта.
Падшего ангела, который всё время норовит поживиться новой человеческой душой, в искусстве как уже ни представляли. Режиссёр «Ночи» Дмитрий Огородников увидел его франтом, сыплющим анекдотами и историями из своей демонической жизни, а ещё довольно галантным кавалером. Конечно, он и у Гоголя резвился с Солохой, ведьмой-матерью кузнеца Вакулы, и та отвечала ему взаимностью. Но у Огородникова чёрт и пикник может накрыть, и Эйфелеву башню зазнобе подарить. Куда уж тут тягаться дьяку и казаку Чубу. Никаких шансов. Поэтому в «Ночи» их попросту нет.
Гоголевская канва между тем, конечно, присутствует: и капризная Оксана, и желание надеть черевички, как у самой царицы, и влюблённый Вакула, который в каждой видит свою гарну дивчину и ради неё готов на всё. Сидящие в зале восьмиклассники из Кизела (к их чести) произведение читали, поэтому то и дело слышался шёпот: «Это же чёрт!», «Вот сейчас они полетят». В общем, происходило сравнение с оригиналом. Заметили ли они, что в спектакль органично вписались тексты Аркадия и Бориса Стругацких? Вряд ли. Но простим их за это – молодость. А вот композицию рок-группы «Наутилус Помпилиус», думаю, узнали.
В антракте я пообщалась с одной из мам Ларисой Кравчук и классным руководителем Людмилой Фетисовой кизеловских школьников, приехавших на спектакль. Понятно, что спрашивать впечатления о спектакле, который был в самом разгаре, немного не корректно, но я рискнула. В ответ услышала: «Над этим надо подумать» и «Потрясающе». Лариса рассказала, что в «Доминанте» она уже была, а вот Людмила в губахинском театре впервые. Знакомство обещает перерасти в долгую дружбу.
Губахинская зрительница Нина Петровна Заузолкова в разговоре со мной произнесла такую фразу: «Меня спектакль не шокировал, считаю, что это новое прочтение Гоголя более доходчиво для современной молодёжи».
Действительно, спектакль можно назвать молодёжным, что не мудрено, ведь режиссёр, ставивший его, молод. Поэтому всё дышит свободой, отказом от стереотипов, максимально приближено к современной действительности. Дивчины во главе с Оксаной в боевой раскраске-макияже, в костюмах, которые будто позаимствовали у «ночных бабочек» и поющие на английском песню группы «Army of lovers». Солоха, хоть и ведьма по сути, по сравнению с ними просто божий одуванчик! Металлоискатель на входе к секретарю царицы, который «кричит» на весь зал, когда Вакула хочет пройти мимо него с крестом. Аудиенция у царицы, до боли напоминающая пресс-конференцию, на которой задают только правильные вопросы и просят только безобидных вещей. В неё удачно вписался Вакула, приехавший за черевичками.
Отдельно надо отметить спецэффекты. Световое и звуковое оформление спектакля, созданное опять же с помощью самой современной аппаратуры. Имитация метели ветродуем. Всё это создаёт на сцене реальность, задуманную режиссёром. Оборудование приобретено доминантовцами благодаря участию в конкурсе, направленном на развитие театрального искусства в 2020 году. Поддержка данного спектакля была осуществлена министерством культуры Пермского края.
Ещё одна премьера сезона – детский спектакль «Простодурсен и это…это…это...Великий Летний поход». Вот уж где точно всё диаметрально противоположно мистической гоголевской ночи! На сцене – буйство красок, на первый взгляд, незамысловатые диалоги, которые должны быть понятны юному поколению. Постановка спектакля осуществлена в рамках федерального проекта «Культура малой Родины» партии «Единая Россия». Кстати, мало кто помнит и знает, но губахинская «Доминанта» – один из первых театров, в которых стала обновляться материально-техническая база именно благодаря этому проекту. А первым спектаклем, который взбудоражил сердца даже самых строгих критиков, стала постановка по мотивам произведений Бажова «Сказы горных мастеров». Но что объединяет все спектакли, так это стиль «Доминанты» – создавать постановки для думающего зрителя, будь ему шесть лет или шестнадцать.
Автор: Ульяна Бажанова
Фото: Ульяна Бажанова