«Что наша жизнь? Игра!..» Большинство людей это высказывание классика понимают как метафору. Но есть и такие, для которых понятия «жизнь» и «игра» слились настолько, что для человека нахождение в реальном мире без игр, ставок бессмысленно и равно смерти.
Губахинец Василий Шабанов – игрок с восьмилетним стажем. В «МедиаКУБ» он пришёл сам, чтобы рассказать о людях, которые могут помочь преодолеть зависимость от игромании и вернуться из виртуального мира в реальный.
– Василий, вы игроман?
– Да. Несмотря та то, что уже почти год, можно сказать, вылечился – не делаю ставки.
– То есть игромания – это болезнь? И кто поставил вам такой диагноз?
– Диагноз себе я поставил сам, придя в сообщество «Анонимные Игроки». Есть тест, состоящий из 20 вопросов, ответив на них, понял, что зависим.
– Что заставило прийти в сообщество?
– Я умирал. Проиграл очень много денег. Мама предложила обратиться в реабилитационный центр в Перми для лечения. Родители видели, что со мной происходит, что не могу остановиться, хотя на тот момент сам я не признавал, что это болезнь. После лечения я не играл два года, а потом сорвался. Всё-таки подход к лечению наркоманов и игроманов разный. В реабилитационном центре мне сказали про сообщество для игроков, тоже пермское. Пришел туда.
– Удалось остановиться?
– Да. Я не играю уже больше года. Выполнил все инструкции программы «12 шагов» и ощутил, насколько изменилось качество моей жизни. К прежнему существованию возвращаться не хочу.
– Давно в Перми работает сообщество «Анонимные Игроки»?
– Вообще оно появилось в Америке ещё в 1957 году. В России первое собрание состоялось в Москве в начале 2000-х годов, его организовали американские игроки. Потом сообщества начали появляться в других российских городах.
– Когда дошли до Перми? Кто стал открывателем?
– В июне 2022 года прошло первое пермское собрание. Его организовал я. На тот момент не играл я всего шесть дней.
– Насколько регулярно встречаетесь с участниками сообщества?
– Дважды в неделю.
- И сколько вас?
– В пермском закрытом чате нас порядка 30 человек, на сами собрания приходят 7-8. Есть и открытый чат в телеграм, к которому могут присоединиться все, кому эта проблема близка – больные игроманией, их близкие, журналисты, общественники
- В Губахе есть люди, готовые к вам присоединиться?
– Пока только я один открыто говорю, что болен игроманией. Хотя, думаю, есть в городе люди с такой же проблемой.
- Какого возраста члены группы?
– Самые молодые – 18-19 лет. Им сложнее признать, что больны, не такой большой характер разрушений ещё в их жизни. Пока родители им помогают. Я про материальную сторону. Но проблема в том, что всё больше становиться зависимых от игр моложе 18. Я, например, начал играть лет в 7-8. Сначала в компьютерные игры (с этого большинство начинает и втягивается настолько, что теряет связь с реальностью), потом переключился на азартные. В 19 уже делал ставки. Букмекерские конторы хорошо работают: реклама говорит, что, делая ставки, можно с лёгкостью заработать на беззаботную жизнь, работать не нужно. Молодежь поддаётся этому. Я поддался.
– Выиграли?
– Поначалу да, небольшие суммы. Потом ставить стал больше и чаще, по несколько десятков тысяч. И уже не мог себя контролировать. Казалось, вот, сделаю ставку и в течение нескольких минут отыграюсь, а оказывалось, что терял и деньги, и время, играя целый день.
– Какие существуют условия для вступления в сообщество?
– Только собственное желание игрока остановиться. И наша задача, цель – помогать другим это сделать.
– Вы работаете с теми, кто уже болен, а не думали, как говорят, о профилактике, просветительской миссии?
– Чаще всего убеждения не работают. Им нужно получить этот опыт, понять самим, что игра может убивать.
– На вашем примере, как думаете, что могло бы в детстве предостеречь вас от игр, остановить?
– Родители пытались это сделать, но не получилось. Вырваться удалось, пройдя программу «12 шагов» в сообществе. И теперь я готов помогать сделать это другим зависимым людям. Это моя миссия – помогать, рассказывать, что мы есть. Делая это, я спасаю и себя – не возвращаюсь к играм. На своём ютуб-канале рассказываю о сообществе «Анонимные Игроки», о себе – каким был, играя, и каким стал, бросив это занятие.
– А как поселить это желание в мозг человека?
– Только рассказывая на своем примере, что это смерть. Но, правда, это не всем помогает.
– Вы уходили в виртуальный мир, в игру полностью, теперь как живётся в реальном мире?
– Полноценной активной жизнью живу. Сейчас в Перми. Занимаюсь музыкой, обучаю игре на гитаре, тренируюсь в тренажёрном зале, и мне это очень нравится, даже думаю о том, чтобы обучать работе с телом других людей профессионально, конечно, сначала получив образование.
– А, кроме этого, у вас есть профессия?
– Да, я программист. Но за компьютер не хочу садиться.
– Почему? Эта специальность может принести хороший заработок…
- Боюсь вновь начать делать ставки. На себе испытал, что такое уход в виртуальный мир. Да и теперь интереснее жить в реальности, общаться с другими людьми, гулять, заниматься спортом, чем сидеть за компьютером. Теперь знаю, что это потеря здоровья, потеря денег, семьи, близких и своей жизни. На физическом плане я был уже на пороге смерти. Но самое главное для меня – помогать другим вылечиться.
– Скольким помогли?
– Я поручитель с марта 2023 года, обратились человек 60, один с моей помощью прошёл «12 шагов» и теперь также помогает другим. Остальные, по крайней мере большинство, после нескольких собраний находили в себе силы бросить самостоятельно. Но есть и такие, кто срывается, возвращается к азартным играм, уходят в игровой запой. Самое страшное, что выходом из него может быть смерть – самоубийства среди игроков случаются нередко.
– А если к вам придёт не сам игроман, а его близкий человек? Что Вы ему посоветуете?
– Главное – не давать игроманам деньги! Это только продлит агонию. Не нужно закрывать за них долги, они вновь их наделают. Есть сообщество и для родственников игроманов, также, как и наше, бесплатное, где папы-мамы делятся своим опытом, можно обратиться. И, чем больше людей будут приходить к нам за помощью и исцелением, тем меньше будет зависимых от азартных игр. Верю, что когда-нибудь люби перестанут играть и мир очистится от игрового тумана.
*ДВАДЦАТЬ ВОПРОСОВ* 1. Приходилось ли Вам тратить на игру рабочее или учебное время? 2. Была ли игра когда-нибудь причиной неурядиц в Вашем доме? 3. Повлияла ли игра на Вашу репутацию? 4. Случалось ли Вам чувствовать раскаяние после игры? 5. Приходилось ли Вам играть, чтобы добыть деньги для погашения долга или решения других финансовых проблем? 6. Стала ли игра причиной уменьшения Ваших амбиций и деловых качеств? 7. Проиграв, чувствуете ли Вы потребность вернуться как можно скорее и отыграться? 8. Выиграв, ощущаете ли Вы сильное желание вернуться и выиграть ещё больше? 9. Играете ли Вы зачастую до последней копейки? 10. Случалось ли Вам одалживать деньги на игру? 11. Случалось ли Вам продавать что-либо, чтобы финансировать игру? 12. Бывало ли так, что Вам было жаль потратить «игровые» деньги на обычные расходы? 13. Бывало ли, что из-за игры Вы переставали заботиться о благополучии своём и своей семьи? 14. Приходилось ли Вам играть в азартные игры дольше, чем Вы планировали? 15. Играли Вы когда-нибудь, чтобы от влечься от беспокойства и неприятностей? 16. Приходилось ли Вам планировать или совершать какое-либо противоправное действие ради финансирования игры? 17. Нарушала ли игра Ваш сон? 18. Случалось ли так, что ссоры, разочарования или огорчения вызывали у Вас тягу к игре? 19. Приходило ли к Вам желание отпраздновать какое-либо счастливое событие несколькими часами игры? 20. Думали ли Вы когда-нибудь о самоубийстве в связи с азартной игрой? *Большинство компульсивных игроков ответят «да», по крайней мере, на семь из этих вопросов*. Значит, им нужна ПОМОЩЬ!
Автор: Алла Носкова
Фото: предоставлено Василием Шабановым