Их судьбу решила встреча с человеком в камуфляже. Благодаря ему и его товарищам Инна и Анна остались живы во время обстрелов и впоследствии добрались до Губахи.
Когда в интернете появилось видео от «Народного фронта», снятое в освобождённом Селидове (ДНР), а немного позже новость на сайте «МедиаКУБа» об уроженках Губахи, которых спасли российские солдаты, многие жители города спрашивали, о ком идёт речь. Оно и понятно: в своё время немало губахинских шахтёров с семьями переехали в Селидово (тогда на территорию союзной республики). Там требовались рабочие руки в шахты, которые на тот момент только начинали полноценную добычу угля.
В числе горняков, принявших решение о переезде, был и отец Инны. Съездил, осмотрелся, понравились и условия на шахте, и отношение к новичкам, и обещание квартиры в новом доме.
Так спустя полгода их семья и оказалась в райском, можно сказать, уголке, где зимы почти нет. Инне тогда было 12 лет, её брату – семь.
Во время развала Советского Союза родители Инны приняли решение остаться на Украине – за много лет уже привыкли, обжились. Да и возвращаться на родину, где можно остаться без работы (местные шахты начинали закрываться), так себе перспектива.
К тому времени у Инны родилась дочь Анна.
В период проевропейского майдана в 2013 – 2014 году, как и многие их земляки, сначала не верили, что из-за кучки «кастрюлеголовых» в стране, население которой пострадало от фашизма во Второй мировой, произойдёт госпереворот и победит нацизм. Даже тогда, когда после боевых действий летом и осенью 2014-го Донецкая область разделилась на две части: территорию Донецкой народной республики и территорию, которая осталась в юрисдикции Украины, старшие в семье не захотели уезжать, сказав родным в Губахе, что им на старости лет уже поздно что-либо менять.
И вот 2024-й. В ходе СВО российские бойцы освобождают Селидово. Украинские нацисты, понимая, что терпят очередное поражение, ведут себя ничуть не лучше своих немецких предшественников: бьют по жилым кварталам ракетами и дронами-камикадзе, расстреливают на улицах мирных жителей за то, что ждали русских.
В семье, о которой идёт речь, к тому времени остались в живых три женщины – мать Инны, сама Инна и её дочь Аня.
– Я всегда ждала российских солдат, верила, что нас освободят, – рассказывает Инна. – Но, когда они пришли, немного растерялась. Помню, мы с Аней стояли на балконе своей квартиры, проходит мимо боец, спросил, как нас зовут. Мы ответили, а тот давай нас убеждать, что нам надо из этого дома уходить к ним, что тут небезопасно.
А мы смотрим на него с недоверием, не знаем, что делать. С одной стороны, хочется верить, с другой – в голове возникает всё то, что за время СВО вещала украинская пропаганда про русских, которые насилуют, воруют стиралки и унитазы и прочее. Мозг где-то и понимает, что это абсурд, но какой-то непонятный страх всё же есть.
Тогда боец, что с нами разговаривал, просто ушёл и вернулся уже с командиром. Тот тоже стал нам доказывать необходимость перебраться к ним в подвал. В результате смог нас убедить. Мы, наконец, обрадовались и всем, кто остался в нашем подъезде (ещё несколько женщин), сообщили: «Ура, нас забирают!». На самом деле, мы прекрасно понимали, что здесь опасно.
Вот так мы все оказались в подвале дома, где размещались российские солдаты. Большинство из наших соседок уехали гораздо раньше – кто в Донецк, кто в Макеевку. У них там были родные или друзья. Мы с Аней провели в этом подвале два месяца. А дом, где мы жили когда-то, вскоре сильно пострадал от удара украинской ракеты.
Сейчас Инна и Анна удивляются, как поменялось их отношение к нашим бойцам: если сначала побаивались, то теперь стали почти родными. Действительно, даже во время нашего разговора Аня успевала переписываться в Телеграм с ребятами. Те интересовались, как добрались до Губахи, как устроились, много ли снега… Кто-то даже взгрустнул, заметив, что очень скучает по уральским сугробам.
Из Селидова женщин перевезли в Снежное, подальше от боевых действий. К сожалению, потери на этом не закончились. Мать Инны умерла, не дожив до отъезда в Губаху. Их же с Анной ждало ещё одно испытание. Уходя из дома, где жили, они собрали какие-то необходимые вещи, одежду. Не оставили даже питомцев – кота и собаку. Однако машина, в которой бойцы их перевозили в сторону России, попала под обстрел беспилотников. Один из снарядов, спущенных дроном задел автомобиль. Водитель, насколько было возможно, старался увести машину от удара. В результате сам был серьёзно ранен. Авто получило сильные повреждения. У Инны была повреждена нога и остались два шрама на голове. Верный пёс Марс погиб при попадании снаряда. Кот, очевидно, от сильного шока и испуга убежал, найти его не смогли. В вынужденном ДТП только Аня отделалась лёгкими ушибами.
Спасибо военному врачу, который пришёл на помощь – накладывал швы, вообще заботился об Инне, пока раны не затянулись.
– Меня сейчас удивляет то, что я хорошо помню врача, помню ребят, которые нас спасали, как ехали до обстрела, а сам момент попадания дрона и аварию у меня будто стёрли из памяти. Видимо, мозг просто сделал в этой ситуации лучшее, что мог – позволил забыть. Не знаю, как бы я жила, если бы воспоминания об этом постоянно не давали мне покоя. Аня, например, всё помнит и каждый раз страдает, когда происшедшее вновь встаёт перед глазами, – рассказывает Инна.
Вопреки всем неприятностям, которые выпали на долю Инны и Анны, они надеются, что жизнь постепенно войдёт в нормальное русло. Пытаются обустроить своё новое жилище, за предоставление которого благодарят администрацию округа.
Бесконечно благодарны всем, кто так или иначе участвовал в их спасении и возвращении в Губаху: бойцам, «Народному фронту», пермским волонтёрам-участникам проекта «Вежливые люди», которые доставили их в Губаху на машине, ребята помогли получить российские паспорта, оформить все необходимые документы, приобрели одежду и всё необходимое взамен того, что пропало. Даже спустя несколько дней продолжали интересовать, в чём Инна и Аня нуждаются, помогали средствами и необходимыми в быту вещами.
А ещё спасённые губахинки поделились своими впечатлениями о городе, который заново открыли для себя. Они восхищаются его уютом, множеством красивых мест, куда можно пойти на прогулку, освещением улиц. И иногда с удивлением смотрят, как поздним вечером люди спокойно идут по этим улицам. В Селидове такого в последние годы просто не могло быть.
Автор: Людмила Лебедева
Фото: Людмила Лебедева