Стоимость жизненно необходимых лекарств за прошлый месяц, согласно данным Пермьстата, выросла на 6,8 процента. Как вы думаете, это много или мало, и спасёт ли импортозамещение от дальнейшего роста цен?
Ну, во первых строках моего письма, что такое эти жизненно необходимые препараты? Ответ – на поверхности: все те лекарства, которые требуются для поддержания нормальной работы нашего организма, то есть то, что помогает нормально функционировать сердцу, сосудам, желудочно-кишечному тракту, нервной и кровеносной системе и так далее. И вот на эти самые лекарства выросла цена. Об этом совершенно точно сообщил Пермьстат.
В смысле, цены стали выше и на все другие препараты, но их стоимость не так пугает, поскольку они вторичны, а тут… Можете себе представить, что приходите в аптеку за обычным аспирином, а, узнав стоимость, нуждаетесь уже не в жаропонижающем, а минимум в валерьянке? Это, конечно, пока гипербола, но смысл остаётся.
Впрочем, министр здравоохранения недавно успокоил, что стоимость на лекарства у нас растёт не критично – она гораздо ниже инфляции. Тем не менее почти семь процентов для большинства среднестатистических потребителей – цифра весомая.
При этом в феврале индекс потребительских цен на медикаменты уже составлял 101 процент, на жизненно важные – 100,8 процента. Выходит, в марте этот же индекс составил для всех лекарств уже 104 процента, а для жизненно необходимых – 106,8 процента.
Вот здесь, знаю, кто-то встрепенётся: одни будут твердить про санкции, логистику и импортные препараты, другие напротив – уйдут в рассуждения об импортозамещении и непонимании того, что «своё, родное» тоже повышается в стоимости.
И кто же тут прав? Вообще, в чём правда?
А правда в том, что дженерики (наши аналоги импортных лекарств), конечно, сдерживают более высокий рост цен, однако не будем забывать, что фармацевтика – это тоже бизнес, хоть и жизненно важный. А тут, имей ты даже самое золотое сердце и добрую душу, будешь смотреть на тенденции рынка. Последний – штука безэмоциональная, не способная на сантименты. Закон спроса и предложения здесь – наше всё.
Теперь подумаем, есть ли спрос на медикаменты. Вот именно, он был, есть и будет, поскольку болеть никто не любит и умирать не хочется. Вывод: если есть спрос, более того, судя по статистике, у нас растёт число людей с заболеваниями той же сердечно-сосудистой системы, к примеру, значит, растёт и спрос на соответствующие лекарств, как результат – пропорционально растёт предложение.
И опять же кто-то может заметить, мол, в условиях рынка действует и закон конкуренции. То есть аналоговые препараты могут производить разные фирмы, а за счёт их большого числа должна снижаться цена. Логично, но…
Заметили такую вещь: года три назад в аптеках почти не осталось медикаментов дешевле 50 рублей, сегодня эта планка поднялась до 100 рублей.
Что тому виной? Как говорят эксперты, виноват прогресс. В смысле, наука идёт вперёд, появляются всё новые препараты. Казалось бы, это здорово, медикаментов всё больше, среди них – масса аналогов. Ан нет. При появлении новых ассортимент снижается. Просто прекращается производство старых испытанных средств как более дешёвых. Это элементарно – их невыгодно продавать.
Заметим, что стоимость новых препаратов учитывает время и средства, потраченные на разработку и исследования лекарства, а это около 30 процентов товарооборота фармкомпании.
Новинки часто бывают не хуже, но и не лучше старых, но они новые и тем ценны. Более того, мы сами подчас помогаем такому распределению. Представьте: вы увидели рекламу нового «чудодейственного» препарата от ваших проблем. Какой вывод чаще всего делаете? Наверное, такой, что вот этот суперпуперин и есть самое лучшее средство. И да, вы идёте в аптеку и требуете там продать вам именно его, даже если вам и станут советовать дешёвый аналог. В результате вы поспособствовали росту цен и исчезновению с рынка дешёвых лекарств.
Простейший пример. У всех дома есть хлорид натрия – в виде обычной соли. Казалось бы, приготовь себе физраствор и промывай нос. Так делали много веков. Однако появились препараты, где основой является всё тот же раствор, но там приписка: «содержит все элементы натуральной морской воды». Стоит такое счастье в аптеках от 455 до почти 500 рублей.
Получается, потребительский спрос не только определяет предложение на рынке, но и работает на руку фармацевтическим корпорациям. Последние же делают деньги не только на выпуске лекарств, но и на наших заблуждениях.Автор: Людмила Лебедева
Фото: Людмила Лебедева ChatGPT