Поговорим о словах. Тут один уважаемый читатель обвинил автора этих строк в безграмотности. Оскорбило его слово «Кизелбасс». Знаю, что подобное мнение не одному ему присуще, поэтому решила ответить всем через газету.
Так вот, пришло нам письмо, где читатель ругает за некрасивое слово и обещает свою правоту доказывать посредством обращения к самому президенту. «Не было, – говорит, – отродясь никакого «басса», был только Кизеловский угольный бассейн. Ещё был Донбасс, Кузбасс, Воркута, Караганда».
Попробую кратко сказать о таких разностях, как экономическая география и живой русский язык.
Понятие «Кизеловский угольный бассейн» – это как раз по части экономической географии. Равно как и Донецкий угольный бассейн вместе с Кузнецким. Как вы понимаете, из последних в живом языке и родились Донбасс и Кузбасс. Ну просто потому, что в них входило много территорий, которые вкупе называть длинными названиями несподручно. Да и Воркута с Карагандой, простите, в экономико-географической области – лишь части Печорского и Карагандинского угольных бассейнов соответственно.
Если на то пошло, то в былые времена и аббревиатура «КУБ» не использовалась. Потому что наши места в обычной жизни называли по городам, а в географии, таки да, именовали бассейном, куда входили все территории от Александровска до Лысьвы.
Отчего я так настойчиво разделяю географию и всё остальное? Потому что так разделила история. Приведу грустно-курьёзный случай. Год назад, общались с жителями Питера – представителями телеканала «Культура». Мы с другом рассказывали, какой была территория Губахи в прошлом, вспомнили про то, что по старому плану город должен был расти до самых лагерей… Тут наши гости как-то изменились в лице и сочувствующим тоном спрашивают: «Имеете в виду Кизеллаг?». Мы засмеялись, пришлось объяснить, что рядом у нас тогда были пионерские лагеря, а не то, что подумали.
Однако наличие в КУБе мест не столь отдалённых сказалось на топонимике. Не забываем, что и сама Пермь с 40-х до начала 90-х годов прошлого века была закрытым городом, правда по другой причине. В Губаху, если помните, первые иностранцы приехали в 80-х, когда стали строить «Метанол-750».
Так или иначе, всё это свидетельствует о том, что раньше не могло сложиться название Кизелбасс или КУБ, как это случилось с Кузнецким или Донецким бассейнами. Наши сокращённые названия появились позже (кстати, сегодня они включены в словари и присутствуют в Википедии). Увы, когда от Кизеловского угольного бассейна осталась только история.
Язык до сих пор развивается. Почему в нём могут появляться со скоростью сто слов в минуту всевозможные англицизмы, но кто-то накладывает табу на использование привычных нашему языку сокращений? И почему обидное «Кизеллаг» живо, хотя наши многочисленные «лаги» один за другим прекращают существование, а достойное и героическое «Кизелбасс» у кого-то под запретом?
Автор: Людмила Лебедева
Фото: из архива «МедиаКУБа»