Свет, горячую воду, отопление в квартирах мы уже не считаем благами цивилизации, а чем-то вполне привычным, можно сказать, обыденным. И, порой, даже не задумываемся, что за обобщённым наименованием «услуги ЖКХ» – труд сотен людей. Кто-то прокладывал сети водо- и теплоснабжения, тянул линии электропередач, строил котельные и подстанции, обслуживает всю эту инженерную сеть. И на всё это нужны деньги: на строительство, содержание, на заработную плату сотрудникам, оплату топливно-энергетических материалов. И откуда эти деньги берутся?
Бюджет предприятий жилищно-коммунального хозяйства, к примеру, такого, как МБУ «Тепловые сети «Углеуральский»», формируется, в основном, из выручки от продажи тепловой энергии, то есть оплаты потребителей. Вот только не все потребители торопятся платить за оказанные услуги.
Теплом «Углеуральский» обеспечивает одноимённый посёлок, а также посёлки Южный и Шумихинский. Всего 10 тысяч абонентов обслуживает теплоснабжающее предприятие. Собираемость же платежей оставляет желать лучшего. Так, в Углеуральском выставленные в квитанции счета оплачивают около 80 процентов населения, в посёлке Южном – не более 52 процентов жителей. Средний сбор колеблется от 66 до 76 процентов. Причём, в том же Южном есть дом, в котором 18 квартир, а собираемость равна нулю. Никто за тепло не платит!
Одни долги порождают другие. Нормально функционировать предприятие уже не может, как и в полном объёме платить, к примеру, за тот же газ.
Дебиторская задолженность «Тепловым сетям» составляет порядка 181 млн рублей (45 млн из них – должники с гремячинской пропиской).
Работу с должниками ресурсники ведут на постоянной основе совместно с судебными приставами. Вернуть в месяц удаётся в среднем 2 млн рублей. А вот прирост долгов населения составляет порядка 5 млн рублей.
Механизмы работы с должниками задействованы разные: по решению суда деньги снимают со счетов должников, накладывают арест на имущество, с последующей его реализацией в счёт долгов перед «Углеуральским». В октябре, к примеру, наложен арест на имущество семи должников. Должны они за тепло разные суммы – от 50 до 150 тысяч рублей.
Причины неплатежей тоже разные. Хотя, как отмечает руководитель МБУ «Тепловые сети «Углеуральский»» Владимир Вицентий, многие, у кого платёж в квитанции за коммунальные услуги превышает 22 процента общего семейного дохода, могли бы уйти от долгов, оформив субсидию в соцподдержке.
Конечно, судебные приставы приходят к нежелающим платить по счетам не сразу. Сначала неплательщики получают уведомление о задолженности, и есть время (10 дней) её погасить. Если эта мера не подействовала, оформляется иск в мировой суд. После судебного решения уже работают судебные приставы. Вот только стоит ли дожидаться их визита и ареста счетов и имущества? Может, правильнее оплачивать труд людей, которые стараются, чтобы в квартирах 10 тысяч семей было тепло?
Автор: Алёна Мишина
Фото: из архива «МедиаКУБа»