В детстве Андрей занимался рукопашным боем в секции Евгения Мосунова, рос обычным парнем и даже подумать не мог, что когда-нибудь его жизнь будет тесно связана с миром кинематографа. Да, нравился Жан-Клод Ван Дамм, интересно было наблюдать за приключениями мальчика-сорванца в фильме «Деловые люди», но чтобы вот так, вживую общаться с известными актёрами и режиссёрами…
Даже познавать окрестности малой родины Андрей начал только после рождения дочки. С Валерией, как только она подросла, часто стали ходить на Крестовую гору. Именно во время этих походов в душе молодого человека зародилась малая искра любви к перемене мест, тяга к познанию нового.
И вот 2018 год. В интернете, в том числе и на нашем сайте, он видит, что началось строительство декораций к фильму «Сердце пармы» на Верхней Губахе. Затем объявили кастинг, и искра внутри стала гореть всё ярче. Он поддался порыву и пошёл на отбор в актёры массовки. Его взяли на роли местного жителя и воина. И с той и с другой ролью Андрей справился хорошо, мало того, запомнился членам съёмочной группы. Поэтому креативный продюсер Евгений Пугин предложил Андрею принять участие в следующем проекте «Территория».
Лето 2020-го. Коллектив фильма «Одна» готов приступить к съёмкам. Андрею звонит Надежда Чудинова, специалист администрации, связывающая членов съёмочных групп с местными жителями, и просит помочь перевести катамараны с реки Усьвы на берег. Он откликнулся на просьбу, а там, на месте, тот же Евгений Пугин предложил поработать на «Одной».
Почти весь август 2020 года Андрей провёл на съёмках фильма-катастрофы. Последняя сцена снималась 6 сентября, на площадке – Ян Цапник, заметивший сигнальную ракету, знак того, что Ларису Савицкую (главную героиню) нашли.
Мы встретились с Андреем спустя два дня, накануне его отъезда на последнее место съёмки «Одной» в нашем крае, в Пермь. Спрашиваю, что больше всего запомнилось в этом насыщенном для него августе?
– Съёмки были непростыми. Фильм-катастрофа, поэтому условия соответствующие. По колено в грязи, в воде. Несмотря на дождь и ветер, каждый день мы ехали на съёмочные площадки. Люди выдерживали, чего нельзя сказать про тигрицу Шакиру.
– С этого места поподробнее…
– Тигрица приехала в Пермский край из московского зоопарка. Сцена с её участием проходила на Усьвинских столбах. Как вы знаете, они довольно высокие. Шакира около часа забиралась на вершину и, наверное, очень устала. По замыслу режиссёра, главная героиня Лариса Савицкая (её играет Надежда Калеганова) спускается со скалы и видит амурского тигра, потом начинает бежать от него. Надя выполнила задачу прекрасно, стала убегать, глядим, а Шакира стоит на месте, никак не реагируя на бегущего человека. Режиссёр сказал мне взять «матюгальник» (рупор) и кричать на тигрицу. Я добросовестно стал орать, что есть мочи. Тигрица сделала пару шагов и легла, зевая. Вот эти шаги и войдут в фильм.
– Андрей, за время съёмок вам удалось увидеть, как ведут себя актёры в кадре и на отдыхе. Расскажите, очень отличается картина? Сталкивались ли с признаками «звёздности»?
– Про звёздную болезнь ничего сказать не могу, потому что ни у кого из артистов я её не заметил. Как и у режиссёра Дмитрия Суворова. Он – парень молодой, всего тридцать лет, поэтому атмосфера на «Одной» была более расслабленная, что ли, чем у Мегердичева на «Сердце пармы». Но это не значит, что обязанности выполнялись спустя рукава. Все знали своё дело и в точности его отрабатывали.
Я был поражён, насколько Надежда Калеганова входит в роль. Вот она стоит, общается с коллегами, простая девушка. Её зовут в кадр, и человек становится совершенно другим. Мы видим перед собой Ларису Савицкую. Несмотря на хрупкость, она выполняла очень сложные задания. По сюжету, например, героине нужно было выбраться из ямы. Идёт дождь, стенки ямы скользкие, Надя отыгрывает свою сцену. После неё я забрался в эту яму и понял, насколько она глубокая. Мне, со своей неплохой физической подготовкой, было сложно, а она смогла выбраться, будучи в образе, довольно быстро.
Ещё одна сцена, которая тронула до мурашек, когда Лариса Савицкая уже на земле после катастрофы, а рядом с ней в кресле погибший муж. Она смотрит на него, понимает, что любимый мёртв, и начинает кричать, зачем он её оставил. Надя так вошла в образ, что вновь мы видели перед собой безутешную и чудом выжившую Ларису.
С Виктором Добронравовым пообщаться не удалось, он был постоянно занят, а вот с Яном Цапником познакомился. Он постоянно шутил, что ни фраза, то юмор. Вспоминая «Сердце пармы» могу сказать, что и Евгений Миронов, и Андрей Мерзликин – открытые и благожелательные. Никогда не отказывали в общении, делали совместные фото со всеми желающими.
– Получается, если съёмки фильма идут не в павильоне, то сложности приходится преодолевать не только помощникам, вроде вас, но и самим актёрам. Тут без взаимовыручки никуда…
– Вы правильно заметили, что взаимопомощь – основа съёмочного процесса. Вообще, все участники становятся одной большой семьёй. Я бы сказал, почти как цыганский табор. Приехали на место, разложили палатки, реквизит, организовали зону для приёма пищи, сняли, поехали дальше. Конечно, в таких условиях все сближаются, начинают дружить.
У меня теперь много знакомых из Москвы. У товарища из Перми, Алексея Чиркова, с которым познакомились на съёмках «Одной», жизнь и вовсе кардинально изменилась, его пригласили работать в столицу.
– Признайтесь, у вас тоже есть желание повторить его путь?
– Не буду отрицать, если пригласят – поеду. Пока знаю, что зимой в наших краях вновь будут проходить съёмки, на этот раз сказки. Жду звонка от Евгения Пугина, уверен, что жду не напрасно. Я настолько погрузился в этот интересный мир, что уже не хочу заниматься чем-либо другим.
Автор: Ульяна Бажанова
Фото: предоставлено Андреем Богдановым