Они повсюду. Это я сейчас – о мошенниках. Вот на днях было сообщение о том, что любители лёгкой наживы уже бродят по территории особо охраняемых территорий природного парка «Пермский» и собирают с туристов по 100 рублей за посещение. Сработали на опережение: оплата была введена с 7 июля, а мошенники взимали взносы уже первого числа.
И это только те, кого ноги кормят. А сколько тех, кто зарабатывает сидя в прямом и переносном смысле?! Недавно была опубликована статистика, согласно которой с телефонными мошенниками разговаривают 20 процентов всех россиян. Из них 4% рассуждают о смысле жизни, 14 процентов – ругаются, а два процента даже пытаются вразумить злоумышленников, уговорить их больше так не делать.
Как вы понимаете, 20 процентов – это те, кто говорит, но сохраняет контроль над собственным сознанием. Увы, тех, кто даёт себя обмануть гораздо больше. Тут можно привести денные только одного отделения банка в Губахе, и факты вас шокируют. Сотрудники Сбера утверждают, что к ним в отделение с жалобами на мошенников обращаются местные жители минимум раз в неделю. Бывает, что в офисе беседуют с одним человеком, а по телефону тут же может звонить другой с той же проблемой.
Не стоит думать, что клюют на уловки мошенников только пожилые. В банк приходят и двадцатилетние, и чуть постарше. Однажды пришла молодая женщина с мужем. Женщина перевела мошенникам 100 тысяч, предварительно взяв деньги в кредит. Доверчивость испортила не только финансовое положение семьи, но и отношения со второй половиной.
Был другой случай: женщине позвонили мошенники, вынудили её оформить кредит на крупную сумму, затем заставили перевести эти деньги на другой счёт, что жертва и попыталась сделать. Но сработала система защиты в банке. Если заявка на кредит прошла и средства женщине были зачислены, то при таком крупном переводе операция была остановлена. Причём, когда женщину спросили, действительно ли она сама добровольно переводить такую сумму, она стала уверять, что так оно и есть. Всё сама, без какого-либо давления. То есть она попала под психологическую обработку.
Рассказали в банке и про возрастную женщину, которая также позволила себя обмануть. Причём сын, который находился неподалёку, понял, что происходит, просил мать никого не слушать и не соглашаться ни на какие действия, да всё тщетно. Женщина была глуха к просьбам сына.
После таких историй в банке убедительно просят жителей в любой ситуации руководствоваться только здравым смыслом, а не эмоциями. Кроме того, сотрудники напомнили, что для защиты средств клиентов от посягательств мошенников есть отдельное страхование. В этом случае, если злоумышленники украли средства со счёта, страховая компания вернёт вам деньги.
При подготовке материала мне удалось найти людей, которые подвергались атаке мошенников и согласились рассказать о своих историях, естественно, не называя имён.
Женщина в возрасте 40+ ответила на телефонный звонок с московского номера. Мужской голос на другом конце назвался Сергеем, сотрудником Сбербанка. Он спросил, не совершала ли женщина несколько минут назад каких-либо финансовых операций. Женщина ответила отрицательно. Тогда звонивший заявил, что кто-то на её имя оформил кредит на 500 тысяч рублей.
Представляете растерянность моей собеседницы?
- Я даже не помню, что ему ответила на это. Руки тряслись, голос срывался. В общем, он понял, что я поверила и тут же говорит: не кладите трубку, сейчас я переключу вас на номер специалиста банка, который вам поможет.
Дальше, как полагается, минуты три звучала какая-то надоедливая музыка, после чего другой мужской голос также представился работником банка и стал мне «помогать». Дабы убедить меня в попытке оформить кредит со стороны он попросил зайти в мобильное приложение. Странно, но по каким-то «приметам» он убедил, что да, что-то происходит.
Тут «сотрудник» предложил опередить действия злоумышленников и самой взять кредит на эту сумму. Снова согласилась. В считанные минуты сумма появилась на главной странице в приложении.
Дальше мне сказали, что теперь эту сумму нужно обналичить в ближайшем банкомате. При этом звонивший строго предупредил, чтобы именно через банкомат, а не в отделении банка. Мотивировал это тем, что могут быть недобросовестные сотрудники, через которых мошенники и узнали мои данные…
Эта история закончилась почти благополучно. Защита банка сработала, и собеседница не смогла обналичить сумму кредита ни полностью, ни частями. Когда пришла в банк, настоящие сотрудники объяснили, что она была одурачена мошенниками. Оформленный под давлением кредит погасили досрочно прямо на месте. Поскольку ничего ещё не было потрачено, самой жертве платить не пришлось. С банковской карты выдали остаток средств наличными, а карту заблокировали, оформив перевыпуск.
Другая пострадавшая от действий лжесотрудников банка рассказала, как согласилась на оформление кредитки на 150 тысяч рублей.
- Позвонили якобы из банка. Сказали: «Рады, что вы пользуетесь продуктами нашего банка». После этого предложили кредитную карту на очень выгодных условиях. Я не сразу согласилась, сказав, что берёшь чужое, а отдавать придётся своё. Однако женский голос «сотрудницы» меня убедил. Согласилась и настолько доверилась, что выболтала все возможные данные.
Здравый смысл вернулся на утро следующего дня, когда пришло сообщение с номера 900: «На ваше имя оформлена кредитная карта. Сумма кредита – минус 150 тысяч рублей. Карта будет доставлена такого-то числа. Если вы ничего не заказывали, перезвоните по этому номеру или обратитесь в местное отделение банка».
Минус при круглой сумме насторожил. Получается, карта на моё имя, но кто-то уже снял с неё всю сумму. Позвонила в банк, со слезами объяснила, как купилась на уговоры мошенников. Отделалась лёгким испугом, кредитку аннулировали, долг платить на пришлось.
Замечу, это невыдуманные истории, которые произошли с реальными людьми в нашем городе. Так что же всё-таки делать, чтобы не стать жертвой?
Напрашивается реплика «проведём эксперимент», но в последнее время мошенники звонят так часто, что эксперименты в приближённых к реальным условиях не нужны. Вот мне, к примеру, из разных «банков» звонили дважды в течение недели.
Первый звонивший не был оригинальным в своих сообщениях. На меня кто-то «пытался оформить кредит». Зная, чем всё заканчивается, ответила, что я кредитов не люблю и потому ничего не оформляю. Посоветовала пудрить мозги кому-нибудь другому. Тогда услышала гневное «Вы почему позволяете так с сотрудниками банка говорить?!». Бедняга обиделся.
Решила смягчить тон. Говорю: «Что вы лишние вопросы задаёте? Вам ответили, что ничего не оформляли. По этому заявлению как сотрудник банка вы должны отменить операцию, и делу конец. Разве не так?». Тут мне начинают рассказывать, что так просто это не делается, сначала надо то, вон то и вот это. Повторяю, что знакома с порядком действий настоящих банковских работников, а в его объяснениях не вижу сути. Почему-то такие слова вновь портят настроение собеседнику, он злится и бросает трубку.
Проходит несколько дней, звонят с другого номера. На сей раз – голос женский. Вот тут история поинтереснее. Вопрос в лоб: «Вам знаком Николай Иванович Смирнов?». Согласитесь, редчайшие инициалы, и фамилия в России почти не встречается. Делаю вид, что растерялась, понизив голос, говорю, что никого с такой фамилией не знаю. Тут мне выкладывают детективную трагикомедию в двух актах. Оказывается, этот Смирнов пришёл в московский офис ВТБ, заявил, что он – мой племянник. Судя по всему, единственный и горячо любимый, поскольку при нём – доверенность на право распоряжения всем моим недвижимым имуществом. Откуда такой аттракцион неслыханной щедрости с моей стороны? Да просто я в ну очень тяжёлом состоянии лежу в больнице, тоже в Москве. Так трогательно рассказали, что я чуть сама не прослезилась.
Так вот, этот племянник (ну почему он – мой племянник, а не сын лейтенанта Шмидта, например?) собирается снять с моего счёта в ВТБ всего-то какие-то 100 тысяч. Прибедняется родственник. Намекаю «сотруднице», что маловато будет для племяша. Пусть больше берёт. Правда, его наглость на «тётушку» подействовала благотворно. Говорю, «Пока он у вас просит деньги с моего счёта, я уже вполне себе здоровая, на собственных ногах стою и разговариваю с вами из Губахи».
Мои слова звонившую не смутили. Продолжает, мол, понимает, что это обман, но ведь так просто ситуация не решается. Причём замечание, что у нормальных работников вполне себе решается, на неё не действует. Продолжает обработку. Тогда спрашиваю: «Может, мне лучше в полицию обратиться, заодно и номер абонента проверят?».
Слышу, спокойный голос начинает вскипать. Появляется некая интонация, для москвичей нехарактерная. Этакая малороссийская интонация, с растягиванием некоторых гласных, хотя в голосе звучит раздражение. Тогда наглею и спрашиваю: «А вы из какой области Украины звоните?». В ответ слышу крик: «Да вы что там, совсем очумели? Сейчас к вам оперативную группу вышлю!». Наших расстояний, видать, «банковский специалист» не знает. «Высылайте, – говорю, – побеседуем». Почему-то у моей визави желание говорить совсем пропало. Разговор оборвался на полуслове. А ведь я ещё главных козырей не раскрыла: у меня не то что 100 тысяч, вообще счёта в ВТБ нет.
Ещё история. Мой хороший знакомый, Александр, скажу сразу, тролль он тоже хороший, с мошенниками может разговаривать долго, особенно если интересные собеседники. Звонят ему как-то такие «банковские работники», называют по имени-отчеству, что характерно, даже его паспортные данные знают, и так же спрашивают, знаком ли ему человек (следует фамилия). Он подыгрывает:
- Да, говорю, знаком. А те сообщают, что он то ли какую-то сумму пытается снять у меня, то ли ещё что – не помню точно. Понимаю, что мошенники и специально разговор поддерживаю. Тут звонивший просит меня сказать данные моей карты. Опять же интересно – как так получается, что в банке знают мой паспорт, а данных карты не знают. Наговорил им что-то от балды, нормально, приняли за правду.
Так мы с ними ещё долго общались, пока они не попросили меня пойти к банкомату. Тут я им выдаю: «Так где ж я банкомат-то возьму в лесу?». Эта фраза почему-то им не понравилась. Разговор оборвался.
И таких историй набралась уже целая коллекция. Знаю ещё массу примеров, когда при первых словах про «сотрудника» и «кредит» мошенников просто посылают вежливо, но твёрдо лесом. Кто-то вообще не берёт телефон, если видит незнакомый номер.
А ЧТО, ЕСЛИ
Однако будем помнить о людях доверчивых. Попробуем рассказать, как не стать жертвой.
Наконец, есть заветные фразы, которые помогут остановить навязчивых «банковских служащих». Если вы уже ответили на такой звонок, скажите, что не являетесь клиентом банка, что у вас на счёте нет денег, или что эта карта уже не обслуживается. Кто-то смело отвечает «Пускай воруют, не мешайте». Другой вариант – «Да, это я переводил(а)». Хотите ввести в ступор, попросите назвать номер вашего с банком договора. Ещё можно пообещать, что проверите самостоятельно.
Пока мы с вами говорили о тех, кто звонит от имени сотрудников Сбера или ВТБ, пришло сообщение из Центробанка. Там говорится следующее: «Злоумышленники представляются сотрудниками Банка России. Новая легенда обмана, которую преступники используют по всей стране, выглядит очень правдоподобно. Теперь они не только звонят гражданам от имени Центробанка, но ещё и отправляют на электронную почту сообщения с приглашением на личный приём в Банк России. Письма начинаются с обращения по имени и отчеству, в них указывается время приёма и настоящий адрес Банка России в регионе проживания потенциальной жертвы.
Чтобы убедить человека, что с ним взаимодействуют настоящие сотрудники Банка России, мошенники меняют электронный адрес того, кто отправляет сообщение, на вызывающий доверие. В данном случае указывают домен Банка России cbr.ru.
После отправки письма аферисты могут позвонить получателю и под различными предлогами выманить данные его банковской карты и СМС-код либо побудить перевести деньги на счета злоумышленников.
Что предпринять?
Если вы не записывались на приём в Банк России, но получили подобное приглашение, не реагируйте на него и удалите сообщение. Для уточнения любых вопросов можно позвонить в контактный центр Банка России по бесплатному номеру 8 (800) 300-30-00 (для звонков с мобильного – короткий номер 300).
Банк России по своей инициативе не приглашает граждан на личный приём, его работники не звонят людям и не направляют никому копий каких-либо документов, не запрашивают персональных и банковских сведений, не предлагают совершить каких-либо операций со счётом».
Автор: Людмила Лебедева
Фото: freepik.com