Для начала поясним, откуда взялось такое труднопроизносимое название. На самом деле всё просто. В эпоху строительства коммунизма было принято называть не только улицы, но и населённые пункты именами заметных партийных деятелей. Таковым был и Глеб Максимилианович Кржижановский. Свой след в истории он оставил не только, как активист революционного движения, но и как один из создателей плана ГОЭЛРО. По этому плану была построена Кизеловская ГРЭС-3, первая на Урале. Неудивительно, что его память решили увековечить именно на Нижней Губахе.
В уникальной с точки зрения краеведения книге бывшего сотрудника Центральной библиотеки Валентины Алексеевой о Кржижановске вспоминают две его жительницы: Валентина Логинова и Роза Рожеловская.
Они обе рассказывают о непростой в бытовом плане жизни. Но в то же время немалое место в воспоминаниях уделяют той удивительной дружбе и взаимовыручке, которая была между обитателями Кржижановска.
Итак, почему же быт в нижнегубахинском посёлке был труден? Да потому, что за водой приходилось ходить к роднику, а отопление в домах – только печное. Привозного угля не хватало, и дети помогали родителям, с самых ранних лет таскали его с железнодорожной станции или выбирали в породных отвалах.
Роза Рожеловская:
– Боевые действия Великой Отечественной войны не достигли Урала, но голод, холод и нужду мы испытали сполна. У детей войны было мало радости. Дрова добывали, где придётся. Воду носили с водокачки, её подавали в определённое время.
Летом ещё ничего, а зимой скапливалась большая очередь за водой. Морозы тогда были крепкие, а мы – полураздетые, на обмотанных тряпками ногах – чуни. До костей промёрзнешь, пока принесёшь воду.
В посёлке был большой рынок. Частники там продавали молочные продукты, так необходимые ослабшим организмам жителей Кржижановска. Можно было купить продукцию не только местных, но и привозную: из Арзамаса и Средней Азии.
Валентина Логинова:
– Можно было купить и молоко, и ряженку, и сметану, и творог. Продавали даже стаканами. На рынке часто встречались узбеки (в военные годы их в Губахе было много, ходили в цветных халатах).
Действительно, представителей солнечного Узбекистана в военные годы в посёлке Нижней Губахи было много. Объяснение простое – их эвакуировали. Вот только приживались они на суровом Урале с трудом.
Привыкшие к сельхозработам, на промышленных предприятиях или железной дороге проку от них было немного. На рынке они встречались часто, потому что продавали там свои вещи, те, которые удалось привезти из родного дома. Об этом рассказывает корреспондент «МедиаКУБа» Людмила Лебедева, мама которой застала расцвет исчезнувших губахинских посёлков.
Узбеки, распродав свои вещи, погибали от холода. Много их сгинуло на Нижней Губахе. А хоронили их в определённом месте на Верхней Губахе. На склоне, уходящем к реке Косьве. Узнаёте? Именно на этом месте сейчас стоят декорации к фильму «Сердце пармы».
Людмила Лебедева вспоминает, что как-то в детстве шла с мамой по этому полю. И заметила небольшие холмики. Мама рассказала ей о захоронениях и объяснила возникновение возвышенностей. Это потому, что у узбеков принято хоронить в сидячем положении.
В отличие от выходцев из Узбекистана, бывшие жители Татарии на Урале обосновались без труда. Многие приехали сюда ещё до начала войны. Рабочие руки требовались на стройках промышленных гигантов, железной дороги. А в татарских деревнях заработка никакого не было, даже паспорта в ту пору не выдавали.
В посёлке Кржижановск, по воспоминаниям Валентины Логиновой, была отдельная татарская школа. Она находилась слева от переходного моста через железнодорожные пути. А справа – клуб имени Сталина, где показывали кинофильмы, была самодеятельность, проходили танцы.
Посёлок Кржижановск, как и другие, уже исчезнувшие, находился очень близко от ГРЭС и коксохима. О здоровой экологии и речи быть не могло. Роза Рожеловская вспоминает, что на Нижней Губахе до конца 50-х годов даже трава не росла, всюду был слой золы серовато-жёлтого цвета. Всё потому, что все шесть котлов третьей очереди ГРЭС дымили в котловину, где размещалась жилая застройка. А вместо труб у котлов были небольшие отростки. Их и сейчас видно, если смотреть с новой дороги, идущей от моста. Только в 1959 году закончили строительство и пустили в эксплуатацию высотные трубы ГРЭС.
В конце 40-х годов началось строительство Нового города. Туда постепенно и переехали все жители Кржижановска, оставив в памяти светлые воспоминания о дружбе в посёлке с труднопроизносимым названием.
О праздниках по случаю выборов, митингах и демонстрациях на площади, где стоял памятник Ленину. О факельном шествии, посвящённом Всесоюзному фестивалю молодёжи. О соседях и друзьях, которые всегда приходили на помощь.
Автор: Ульяна Бажанова
Фото: из книги «Где эта улица, где этот дом»