Тайны на любой вкус. В Губахе состоялся десятый, юбилейный, фестиваль «Тайны горы Крестовой»

В рамках юбилейного, десятого, фестиваля «Тайны горы Крестовой» в Губахе показали классическую и современную хореографию, «хоронили» Сталина и поставили чеховскую «Чайку» без слов в сопровождении чаек настоящих

Лето в Губахе уже невозможно себе представить без театрального фестиваля, на который стараются попасть губахинцы-ценители прекрасного и гости из других городов. В этом году, несмотря на ограничение в связи с пандемией коронавируса, он состоялся вновь, подарив зрителям ни с чем не сравнимые воспоминания и желание приехать в наш город ещё не раз.

ТАКОЙ РАЗНЫЙ, НО ПРЕКРАСНЫЙ БАЛЕТ

Всё началось 26 июня на горе Крестовой. Погода, в отличие от двух предыдущих лет, благоволила любителям театра, и они смогли в полной мере насладиться завораживающим действом – выступлением артистов Пермского театра оперы и балета, которые представили «Половецкие пляски», «Видение Розы», «Умирающий лебедь». Завершил программу «Польский бал», премьера театра. Символично, что труппа именно этого театра открывала фестиваль 10 лет назад, когда он только зарождался. Завершающим аккордом этого вечера, но не фестиваля, стал великолепный салют.

Зрители разошлись, чтобы 3 июля вновь подняться на гору Крестовую. И снова их ждал балет, но уже в исполнении «Театра Евгения Панфилова». Наблюдая за меняющимися картинами, которые всё же выглядели, как единое смысловое полотно, сложно было себе представить, что ставили их разные хореографы в разное время. Балет-сюита «TOLSTOY» была создана для Международного конкурса артистов балета «Арабеск» и имела на этом конкурсе грандиозный успех. Как, впрочем, и 3 июля на горе Крестовой. Зрители по достоинству оценили пластику и театральную игру панфиловцев, хотя они выступают в жанре современной хореографии.

Оба мероприятия, как и сам фестиваль, стали возможны в этом году и все девять предыдущих благодаря всесторонней поддержке руководства ПАО «Метафракс» и лично депутатов Законодательного собрания Пермского края Армена Гарсляна и Марии Коноваловой.

ВСЯ БОЛЬ ЭТОГО МИРА

Театральный фестиваль в Губахе является мероприятием насыщенным и многогранным. Его участники – представители разных театров, поэтому зритель может выбрать на какую именно постановку он пойдёт. По душе ему балет, или он предпочитает интерактив, а, может быть, прочтение классического произведения.

Спектакль «Властитель сумеречных бабочек», представленный 4 июля в декорациях города-призрака Верхней Губахи, а если быть точнее, в бывшем Дворце шахты имени Калинина, был не похож ни на что вышеперечисленное. Режиссёр-постановщик Таня Стрельбицкая (Москва) по-своему увидела произведение Жана Кокто «Человеческий голос».

Начнём с того, что Кокто писал пьесу для одной актрисы, которая воплощает собой брошенную, но до сих пор до безумия любящую женщину. Она звонит своему любимому, и мы слышим только её голос. Собеседник остаётся для нас тайной.

Зритель сочувствует ей, в некоторых моментах начинает переживать за её умственное здоровье, где-то не понимает и осуждает.

Так вот, если говорить о «Властителе», то здесь мы видим все эти переживания с точки зрения мужчины – главного героя пьесы. Его исполнил выпускник студии-театра «Доминанта» Стас Мотырёв. Он не может пережить ухода любимой, он всё ещё заботится о её делах и в перерывах между звонками буквально бросается на стены, не в силах сдержать эмоций под музыку виолончели в исполнении виртуоза Андрея Березина.

Город-призрак и без того не отличающийся шумом в эти мгновения вовсе переставал дышать вместе со зрителями. Смолкали птицы. И слышны были только два голоса – обезумевшего влюблённого и надрывный, вторивший ему звук виолончели.

После спектакля, когда смолк шум аплодисментов, режиссёр Таня Стрельбицкая призналась, что давно хотела увидеть свою постановку именно в таких необычных декорациях: «Меня пугают большие театры. В одном из интервью я говорила, что мечтаю играть в заброшенных зданиях. И представляете, моя мечта сбылась. Я в Губахе, в заброшенном здании. Это просто нереально. Я специально взяла сюда красивое платье, но приехав, поняла, что нужно надевать джинсы, сапоги, потому что лил дождь. Но это неважно. Ведь здесь мы испытали такой драйв!».

КАК УМИРАЛА ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Промелькнула ночь, пролетел день и вновь настал вечер, обещающий быть интересным. И ожидания зрителей не были обмануты. 5 июля снова оживает город-призрак. Причём, спектакль, представленный на ступенях Дворца шахты имени Калинина, тоже отчасти о том, чего уже нет – горнозаводской цивилизации, которая несколько веков была Хребтом России.

Эскиз этого спектакля был создан осенью прошлого года в рамках театральной мастерской режиссёром из Казани Радионом Букаевым. В ролях – артисты студии-театра «Доминанта». Прошло девять месяцев – и вновь рождение. Уже полноценной ландшафтной постановки на основе исторического труда пермского писателя Алексея Иванова, с которым режиссёр лично знаком.

Спектакль разделён на две части: первая – интерактивная. Зритель попадает на базар, где торгуют артефактами горнозаводской цивилизации. Переходя от одного продавца к другому, каждый участник узнаёт историю того или иного предмета. А в основу рассказов коробейников, как вы уже, наверное, поняли, и легли тексты Иванова. Причём, зрители могут не только посмотреть и послушать, но и купить наполненные историей предметы.

Вторая часть постановки – классическая. Диалоги актёров-продавцов после того, как базар закончил свою работу. Завершающим штрихом спектакля становится шествие «доминантовцев» с экраном в руках, на котором транслируются фотографии заводов, фабрик и шахт. Они, как и сама горнозаводская цивилизация, словно растворяются на фоне разрушающегося города-призрака.

СТАЛИНИЗМ. ПОВОД ПОСМЕЯТЬСЯ

Действие следующего фестивального вечера состоялось на совершенно новой локации. Сквер «Сердце пармы» возле здания студии-театра «Доминанта» стал площадкой для творческого вечера и читки пьесы «Как мы хоронили Иосифа Виссарионовича» писателя Артура Соломонова.

В названии пьесы уже заложена провокация. В сюжете она распускается буйным цветом. Актёры театра играют о том, как другие актёры вымышленного театра пытались поставить спектакль о последних днях Сталина. Интересно то, что автор пьесы Артур Соломонов раньше был театральным критиком, вёл передачи о театре на центральном ТВ, а затем стал писателем. Его первое произведение «Театральная история» было принято более чем благосклонно читателями, среди которых актёры первой величина, такие как Лия Ахеджакова.

Что касается «Как мы хоронили…», здесь не всё так просто. Во многих крупных российских и зарубежных театрах пьеса прозвучала в формате читки. Премьера же состоялась в челябинской обители Мельпомены и вызвала неоднозначные отзывы вплоть до пикетов у здания театра участников партии коммунистов. А всё дело в том, что сюжет разворачивается вокруг слишком одиозной фигуры XX века.

Губахинские зрители восприняли пьесу как трагифарс. Смеялись над тем, как под влиянием кашля вымышленного президента меняется мнение режиссёра. Как пытается бороться с явно диаметрально противоположным, нежели он задумал, подходом сценарист. Как растёт подхлимаж среди творческой труппы. И как растёт новый Сталин в самом режиссёре.

ЧАЙКИ В НЕБЕ И «ЧАЙКА» НА ЗЕМЛЕ

У студии-театра «Доминанта» есть постоянные партнёры, которые поддерживают «Тайны горы Крестовой» не один год. Среди них – ОАО «Губахинский кокс», на базе отдыха которого был проведён последний в этом году спектакль в рамках фестиваля. Его представили гости из подмосковного Мелихова, чей театр работает при музее русского писателя Антона Чехова.Соответственно, и репертуар театра в большинстве своём состоит из пьес по мотивам произведений великого классика.

Перед теми, кто собрался в этот вечер на берегу Широковского водохранилища, развернулось необычное прочтение «Чайки». Без слов. Но они, как стало уже в самом начале действия, и не требовались. Зрители не отрываясь следили за движениями актёров, за их потрясающей мимикой, переживая извечный сюжет о любви, желании ощутить полёт над этим бренным миром, о жажде свободы. Конечно, все эти эмоции были бы невозможны без великолепной работы хореографа-режиссера Евгении Миляевой и композитора Александра Девятьярова.

Несколько насыщенных вечеров жаркого не по-уральски июля промелькнули, как сон. Творческие команды из Перми, Москвы и Подмосковья уехали, унося с собою в сердце частицу губахинского тепла. Нет, не природного, душевного. Ведь каждый раз зрители вызывали актёров на «бис», дарили цветы, самодельные сувениры, даже кустики земляники. А актёры, в свою очередь, признавались в любви к Губахе. Такой маленькой, но с такой большой душой.


Это тоже интересно
В Губахе представили спектакль без слов
Смотрите также

Автор: Ульяна Бажанова

Фото: Ульяна Бажанова