В «Диалоге» главное – быть честным. Вспоминаем с чего начинался губахинский театр: спектакли, конкурсы, приключения

Это была целая ребячья республика, где занималось 220 детей, преподавали 14 педагогов

За 23 года театралы (а это более 200 детей от 6 до 18 лет, не считая преподавателей) поставили около 40 спектаклей, участвовали и побеждали в 50 конкурсах и захватили 1 автобус. Это только самые яркие моменты из жизни «Диалога».

Ещё одна страница, посвящённая юбилею ДЮЦ, и на этот раз всю её мы отдаём театру-студии, который некогда родился в стенах Дома пионеров, остался в Центре творчества, а потом просто вырос, расширился и нашёл собственный дом.

Диалог о «Диалоге» ведём с руководителем и режиссёром театра-студии Любовью Зайцевой.

– Вообще, я заметила, чтобы что-то важное произошло в жизни театра, этого надо хотеть, нужно мечтать. Поначалу с театром не было какой-то определённости. Я работала в школе – сначала в первой, потом в четвёртой, а остальное шло на уровне совместительства – в Доме пионеров мне доверили работу с октябрятами.

Конечно, так постоянно быть не могло, и тут надо отдать должное директору Дома пионеров Екатерине Петровне Власовой, которая поверила в нас, что-то разглядела, почувствовала и дала добро на то, чтобы набрать группы детей в детский театр. В общем, во многом и её стараниями в ноябре 1986 года родился наш театр-студия, который за время своего существования превратился в настоящий учебно-творческий комплекс. Это была целая ребячья республика, где занималось 220 детей, преподавали у нас 14 педагогов, – с ходу начала разговор Любовь Фёдоровна.

– С такими масштабами где вы гнездились, ведь нужны репетиции, сцена как минимум?

– Конечно, долгое время было трудно. В основном это был тот же Дом пионеров (потом ЦДЮТ, ДЮЦ). Помню, первым спектаклем, который мы сыграли на сцене ДК «Металлург» (сейчас это здание театра «Доминанта» – прим ред.), был «Голый король» по пьесе Шварца. Но о том, чтобы «Металлург» стал нашим «домом», тогда мы могли только мечтать. Обустраивали зал в Доме пионеров.

Понятно, что надо было постараться приблизить всё к идеалу, только как? Нет ни оборудования, ни средств на него. И тут на помощь пришёл Пётр Анатольевич Ругалев, он тогда заведовал отделом культуры. Сказал, что есть закрывшийся недавно Дворец культуры в Углеуральском. Там, по крайней мере, профессиональное освещение. Я побежала к Екатерине Петровне. Спрашиваю: «Берём?». Она соглашается. И вот мы уже втроём пробираемся по сугробам (понятно, что к недействующему ДК дорогу уже никто не чистит). Забрали освещение – оборудовали нашу театральную сцену.

Вообще нам везло на людей, с которыми сводила судьба: Екатерина Петровна, Пётр Анатольевич, Людмила Валентиновна Отавина, да и администрация шла навстречу.

Потом мы переехали в филиал детского центра – здание бывшего детсада (сейчас там располагается Музей КУБа), выступали в бывшем кинотеатре «Октябрь» и продолжали мечтать о настоящем «доме». Помню, тогда и «Уральский шахтёр» не раз писал об этом.

Конечно, как бы ни было, все мы с бесконечной теплотой и нежностью вспоминаем наш замечательный Дом пионеров. Именно там формировались мы, наши взгляды на творчество… Вообще, была какая-то очень насыщенная жизнь, жизнь навзрыд: постановки, учёба, походы, фестивали… С педагогами ДЮЦ мы по сей день тесно сотрудничаем. Это такая настоящая крепкая творческая дружба, которая родилась ещё когда мы были под одной крышей.

– Любовь Фёдоровна, а из многочисленных спектаклей, конкурсов можете вспомнить какие-то наиболее яркие?

– Знаете, рассказать хочется о многом, только боюсь, у вас не хватит места для всех моих воспоминаний. Всё-таки 23 года – это немало. Было поставлено 39 спектаклей, мы участвовали во всевозможных конкурсах – региональных, всероссийских, международных – их более 50. Причём «Диалог» гремел. Его знали в стране, знали за границей.

Мы были первыми в Пермском крае, кто участвовал в Дельфийских играх. Довольно много путешествовали по Европе. Тогда мы объездили все самые известные фестивали. Одной из важных ступеней стал фестиваль в Калуге, в калужском ТЮЗе. Мы стали туда приезжать с 1999 года.

Помню, к 200-летию Пушкина мы представляли в Пскове (Пушкинские горы) «Графа Нулина», были единственным любительским театром. С нами рядом выступали профессионалы из Москвы, были зарубежные театры… («Диалог» стал лауреатом этого фестиваля – прим. ред.).

Сцена из спектакля «Граф Нулин»

Был международный фестиваль «ПермьФридж», где мы представляли «Ромео и Джульетту». Там был Глазовский театр, театр Евгения Панфилова… вообще, много студий, которые впоследствии стали профессиональными театрами.

Вообще, можно бесконечно рассказывать разные истории, в том числе смешные…

– Тогда поделитесь с нами.

– Несколько раз выступали в Латвии. Туда обычно попасть можно только через Союз театральных деятелей РФ, и, представляете, однажды было такое, что организаторы поставили условие: хотим, чтобы участвовала именно Губаха. То есть нас знали и любили.

Так вот, в Риге и Екабпилсе мы играли «Аве Мария Ивановна». Трижды. Зал всегда был битком. По ходу спектакля нам надо было часто выходить на просцениум, а его просто не было, поскольку зрители сидели там прямо на полу.

Но самое интересное было в другом. Зал нас принимал очень хорошо, и вот идёт действие, все смеются, причём постоянный смех, за животы держатся. А я думаю: «Что же будет в финале, там-то не до смеха должно быть. Неужели просмеются до конца, не поняв развязки?». И тут вижу: как вначале все дружно хохотали, так в финальной сцене весь зал стоит, и все плачут навзрыд. Такое, конечно, не забывается.

Сцена из спектакля «Аве Мария Ивановна»

Как-то поехали на международный детский фестиваль в Краснознаменск, повезли «Графа Нулина». По сути, надо было самостоятельно добраться до Москвы, а оттуда всех участников на автобусах увозили до места. Но там, в Союзе театральных деятелей России должна была быть встреча нашего театра с Эллой Памфиловой, которая сама захотела с нами познакомиться, и мы, конечно, не могли упустить такое. Потому решили на фестиваль добираться самостоятельно на электричке.

Приехали, выходим, на станции ни души. Я подхожу к какой-то женщине, говорю, что нам надо добраться до такого-то лагеря. Нам говорят, сейчас идёт последний автобус, и идёт он в другую сторону. Видимо, я так побледнела, что это стало заметно даже в темноте. Я говорю: «Что же нам делать?». Женщина отвечает: «Не знаю, если только в плен взять автобус и заставить везти вас вместе с пассажирами назад».

Знаете, эта мысль мне показалась единственно правильной. Хорошо, что ребята мне всегда и во всём доверяли. Видят, что я бегу, значит бегут за мной, не спрашивая. Добегаем до автобуса, я говорю всем взяться за руки и окружить автобус.

Водитель, увидев такое, закричал: «Вы что, сумасшедшие?». Объясняем, что нам надо попасть в лагерь на фестиваль и нас нужно туда довезти. Водитель согласен за двойную оплату, ему ж придётся возвращаться из-за нас. Но не согласны пассажиры. Мы заходим в автобус и на все лады начинаем уговаривать пассажиров. В конце концов нам это удалось. С такими приключениями добрались.

Ещё много всего было. Помимо прочего, это ведь было время страшного безденежья, и я по сей день благодарна всем, кто нас поддерживал, всем родителям, которые понимали нас и помогали чем могли.

Безусловно, для меня очень важно, что наши выпускники нас не забывают, не просто навещают, а продолжают работать с нами несмотря на занятость. Вот, к примеру, сейчас готовим постановку «Мойры Петроградского района». Режиссёр – Алсу Юсупова. Неоднократно приезжал и ставил спектакли Кирилл Зайцев. Вообще, связь не теряем даже с теми выпускниками, которые не стали во взрослой жизни актёрами или режиссёрами. Со всеми очень тёплые отношения.

– Любовь Фёдоровна, ответьте на главный вопрос: суть названия, как Вы сказали, – диалог со зрителем. А что самое основное в этом диалоге?

– Главное быть честным во всём и со всеми – со зрителями, с собой. Этот принцип мы взяли и в «Доминанту». А смысл нового названия – доминанта творчества.


Это тоже интересно
Что таила ширма «Петрушки». Участники кукольного театра вспоминают о своём детстве в ДЮЦ, любимом педагоге и первых актёрских шагах
Смотрите также

Автор: Людмила Лебедева

Фото: из архива Камерного театра «Доминанта»