В эти выходные пройдут выборы губернатора Пермского края. В преддверии этого события мы решили вспомнить, как подобные выборы проходили в не столь далёком прошлом. Поможет в этом наша газета «Уральский шахтёр», на страницах которой двадцать с лишним лет назад подробно освещались все предвыборные перипетии. Удивительно, как сильно изменилось время за эти годы. Смотришь старые подшивки предвыборных периодов тех лет: кричащие заголовки и полное впечатление, что ни у кого в жизни, кроме многочисленных кандидатов в органы власти, ничего не происходило.
Вы же помните, что некогда, в пору, когда наши сердца, глаза и другие части тела требовали перемен, такая неоднозначная штука как выборы была мероприятием массовым. Во всех отношениях. А как иначе! Вспомните: кандидатов на высокий пост было чуть меньше, чем избирателей. И шагали они по жизни и страницам газет бодрым маршем. Понятное дело, до того, как там, наверху, появился бесспорный лидер с неограниченным доверием народа. И как-то само собой, что ли, вышло, что на протяжении нескольких лет губернаторы назначались сверху. Оно и понятно: на местах должны быть проверенные люди, чтобы не было разлада между разными уровнями властной вертикали. Ну, чтоб руки брали только то, что голова велит, и ничего другого не трогали. И чтоб ноги шли куда указующая рука по велению головы указывает.
А после выборов в децентрализованной системе власти случалась ситуация, напоминающая басню Крылова. Каждый представитель властной упряжки тянул одеяло на себя. Вот и выходило как у лебедя, рака и щуки.
Итак, год 1996. Выборы губернатора тогда ещё Пермской области. На роль губернатора претендуют шесть человек. Единым строем с гордо поднятыми головами они врываются даже на страницы нашей газеты. Один краше другого. Честно скажу, про всех так много и интересно написано, что я бы, наверное, растерялась, где поставить галочку в бюллетене для голосования. Да и как по-другому, ведь истинная демократия у нас ещё только первые шаги делала.
А представляли претенденты самые разные партии. Есть среди них вполне себе вечнозелёные, типа ЛДПР. Согласитесь, она вечна – была тогда, есть и сейчас. И зелена, поскольку до губернаторского кресла в Перми, как и до ещё более высокого, так и не созрела. Пока, во всяком случае. Ванговать не берёмся. А рядом – представитель некой РКРП. Сейчас многие в курсе, что такое Российская коммунистическая рабочая партия? Поверьте, тогда тоже знали немногие. Но кандидат был. Участвовал в гонке и представитель от КПРФ. Большинство же кандидатов вообще были беспартийными. Время было такое. С одной стороны – великое множество партий, вплоть до самых смешных, как «Диванная партия» и Партия любителей пива. С другой стороны, появлялось множество энергичных и инициативных людей, которые не ставили целью втиснуть свою идею в границы чьей-то партии, потому просто искали сторонников и двигались вперёд.
Основная же борьба в 96-м развернулась между уже действующим на тот момент губернатором Геннадием Игумновым и молодым и энергичным Сергеем Левитаном. На стороне одного было военное детство (родился Игумнов, кстати, в Губахе), трудовое прошлое – работал на одной из кизеловских шахт – и управленческий опыт. Был он и профсоюзным лидером на шахте, и в горкоме партии возглавлял промышленно-транспортный отдел, и главой горисполкома 20 лет в Кизеле оттрубил. Говорят, неплохо работал. При нём было возведено 250 тысяч квадратных метров жилья, появилась новая больница, музыкальная школа, плавательный бассейн. Был и заместителем главы области. А в январе 1996 года, обратите внимание, был назначен губернатором Пермской области. Назначил, понятное дело, президент. И вот, спустя 11 месяцев, довелось поучаствовать в предвыборной гонке. В одной из статей, посвящённых избирательной кампании 1996-го, вскользь упоминается рядом с фамилией этого кандидата, что Пермская область стоит на 14-м месте среди регионов России по промышленно-экономическим показателям. Кандидат обещал стабильность.
Теперь о сопернике. Сергей Левитан. Как писала в то время наша газета, он, конечно, не художник и не диктор, но к 33 годам уже успел побывать сенатором – как-никак верхняя палата парламента! К моменту губернаторских выборов владельцем заводов он тоже не был, а вот газет… То есть одной газеты «Губернские вести». Газетка в ту пору хлёсткая на словцо была. Да и в лучших традициях демократии немалую роль в избирательной кампании своего владельца играла.
Чем ещё был знаменит в 1996 году молодой кандидат со звучной фамилией? Проектом пермского метро. Левитан считал, что в пору, когда шахты начинают закрываться, метро и на этапе его строительства, и в период эксплуатации могло бы дать новые рабочие места. И это – не говоря о скорости перемещения в пространстве.
Ещё Сергей Левитан прославился как главный геронтолог среди кандидатов, будучи убеждён, что старых политиков, как и старую политику, пора списывать. Главный козырь в руках Левитана – знаменитая фраза «за державу обидно». Мол, не может край, столь богатый ископаемыми, ходить с протянутой рукой к столице. Нужно забрать стартовый капитал себе.
Напомним, это было в 1996 году. Тогда спор главных кандидатов решился в пользу бывшего коммуниста Геннадия Игумнова.
Спустя четыре года, в 2000 году, вновь пришлось выбирать. Опять-таки из шести кандидатов.
Что касается интересных и редких партий, здесь внимание привлекает Партия пенсионеров. Баллотировался от неё бывший военный Юрий Бурляков. Он в качестве основной линии партии выдвигал тезис: «Приоритет этой партии, приоритет моей программы, моей человеческой совести – социальная защита».
Среди других кандидатов – беспартийные преподаватель политеха и полковник ФСБ в отставке, уже знакомые по предыдущим выборам Геннадий Игумнов и Сергей Левитан. Здесь же среди прочих появляется бывший мэр Перми Юрий Трутнев.
Заметим, что выборы 2000-го проходят более драматично, чем предыдущие. Повороты здесь, как в хорошем сериале с ароматом мыла. За несколько недель до голосования Левитан чуть было не выбывает из предвыборной гонки. Подвела издательская деятельность. Помимо «Губернских вестей» возникла предвыборная газета «ГубЧК». В одном из номеров (в миллион бесплатных экземпляров) газета опубликовала компромат на Геннадия Игумнова. Тут всерьёз встал вопрос об отмене регистрации Левитана как кандидата в губернаторы области. Провинилась в ту пору и газета «Местное время», которая заключила договор с одним из кандидатов (его фамилия, видимо, была слишком известной, чтобы её называть – цитата из перлов Жоржа Милославского). Так или иначе, упомянутый неназванный кандидат платил за размещение своих агиток всего рубль за квадратный сантиметр, а все прочие – 52 рубля.
Была и такая интрига в сюжетной линии. Вдруг посреди всей кампании один из кандидатов (сейчас его бы назвали техническим) резко притормозил, то ли заряд кончился, то ли вожжа куда попала. Спасибо, говорит, всем, кто меня поддерживал, но я понял, что есть достойнее меня. Все мои голоса отдаю.
В итоге вперёд вырвались двое самых упорных и последовательных: Геннадий Игумнов и Юрий Трутнев. Борьба между ними была нешуточной. За одним, как всегда, стоял опыт и авторитет, заработанный годами, да и другой уже поднаторел, побывав и депутатом, и сенатором, и мэром. По данным, как сейчас принято говорить, экзитполов, 30 сентября 2000-го у Игумнова было 50% голосов, у Трутнева – 18%. 5 ноября соотношение было уже 40 и 42 процента, а 18 ноября 30,8 и 50,2 процента. Понятно, что в момент голосования на избирательных участках Юрий Трутнев оказался победителем. Помните, в описании событий 1996 года мы говорили о 14 месте области по промышленно-экономическим показателям. В 2000 году новый губернатор принял регион, стоящий на 10-й позиции по тому же самому.
Ну и на сладкое. Опять же со страниц нашей газеты. 9 декабря того же года. К сведению, выборы прошли 3-го декабря. Ситуация такая: если губернаторские выборы состоялись и чётко определили первое лицо в области, то проходящие параллельно выборы мэра Губахи оставили жителей на распутье. Разрыв между основными претендентами на пост главы местного самоуправления был минимальным, и никто не набрал нужного количества голосов. У опытного Геннадия Мишустина было 38,9%, у молодого и амбициозного Владимира Белкина – 35,3%.
Требовался второй тур. Потому предвыборная агитация вновь набирала обороты. К чему это я? В «Уральском шахтёре» появляется заметка с интересным названием: «Трутнев, Белкин – руководители путинского призыва». Вот такой был масштаб. Судьбы «призывников», конечно, сложились по-разному. И тут ничего личного. Кроме скромности, разумеется.
Автор: Людмила Лебедева
Фото: Людмила Лебедева