Новый театральный сезон артисты «Доминанты» начали с премьеры. Первыми зрителями постановки «Дед Мазай и заячья деревня» (6+) стали дошколята из детских садов Губахи.
– Сейчас мы ещё ищем, какому именно возрасту будет наиболее понятен спектакль. Шестилетки, наши первые зрители, смотрели внимательно, по времени постановка достаточно быстрая, что не утомительно для них. Хотя есть юмор, который им, скорее, не очень понятен, например, сцены с козой. Зато, думаю, она будет интересна подросткам, – отметила Юлия. – Вообще, спектакль получился семейный. По сути, история известная, но немного иначе сделана и уже это можно обсудить с детьми. Всегда важно, чтобы родители могли что-то обсуждать с детьми, чтобы им было интересно. Да и тема выбора в жизни – близка всем.
«Дед Мазай и заячья деревня» – спектакль-перевёртыш, люди и зайцы словно поменялись местами. Как поступают люди, когда они хозяева положения, и как зайцы, когда они уже на позиции людей? Человечность, добро, бережное отношение к окружающему миру – простые и понятные всем ценности. Но почему-то зайцы оказываются мудрее и человечнее людей.
Тема выбора появляется вместе с приходом Мазая в деревню. Он мог, как все жители, охотиться на зайцев, а пошёл по своему пути, против принятых норм и стандартов и сделал так, как велело его сердце, просила душа – не убил, а угостил зайца морковкой. Сложно ли ему было идти наперекор всей деревне? Скорее, нет, поскольку он уверен, что проявлять милосердие – это естественно. И поступок Мазая привёл к тому, что зайцы спасли целую деревню. Один добрый поступок перевесил бессчётное количество жестоких.
Хотя и зайцы не идеальны: люди охотились на них не только из-за вкусного мяса, они защищали свой урожай (ушастые морковку из огородов регулярно крали).
Проблема выбора есть не только в произведении Некрасова, но почему Юлию Абрамову-Иванову зацепил именно Мазай?
– Когда мы обсуждали с театром варианты спектаклей, мне дали право выбора – что мне интересно. И история Мазая была одной из интересных для постановки. С одной стороны, это известная классика, с другой – там есть ещё над чем подумать. Я считаю, что ребятам подходит, можно сделать простую, быструю, яркую и добрую историю. Не хотелось грустных произведений. При этом хотелось подключить зрителей, вызвать их на сострадание, выделить какую-то проблему. Она же там есть.
Действительно, проблем выделить для себя в этом спектакле можно несколько, в зависимости от возраста. Подключиться к Егорке с его любовью к Машке – это ближе к подросткам. Взрослым будет понятна история Марфы.
– Какие они злые, а вот он добрый, зайку нарисованного пожалел, – девочек-дошколят растрогала сцена обучения в тире перед охотой. Их Мазай зацепил человечностью.
Вот так вечером в семейном кругу после спектакля можно завести разговор о ценностях, пусть даже на примере зайцев и людей.
Есть ещё интересный персонаж в спектакле – деревня.
– Образ деревни просто взял и появился. Здесь всё криво, косо, корявенько, на доверии всё держится, на честном слове. Поэтому взяли горбыль – простой и достаточно фактурный материал, легкодоступный.
Забор, участок, всё деревянное – вот такая деревня, вроде бесцветная, но есть яркие акценты – и всё весёленько смотрится, – поделилась художник-постановщик Анастасия Павлова. – Хотелось, чтобы всё было просто и многофункционально, так как нам нужна была деревня, которая может всплывать, пространство, которое может трансформироваться. Так появились домики со светящимися окнами на палочках.
Смотришь на эти домики: да, живёт деревня… Сколько проживёт? Насколько спектакль задержится в репертуаре театра?
– Это лотерея. Нам с актёрами удалось создать какой-то их, героев, дикий мирок с дикими реакциями. Спектакль запускается и, как говорят, это скелет, который постепенно обрастает мяском, проходит процесс взросления: что-то добавится, что-то уйдёт. Деревня обживётся какими-то своими шутками-прибаутками. Это живой организм, который может меняться, трансформироваться, – уверена режиссёр-постановщик. – А сколько ему жить, тут сложно предугадать… Иногда кажется, что, родившись, он уже потом сам решает, сколько и как ему жить.
Зал притих: потоп отступил, в деревне между людьми и зайцами – идиллия… Счастливый конец. И вдруг в тишине вопрос Кузьмича: «А есть мы что будем?»… И он вновь заставляет задуматься и историю продолжить, а ещё обменяться мнениями, обсудить…
Спектакль создан при поддержке Министерства культуры Пермского края в рамках реализации творческих проектов, направленных на развитие театрального искусства 2025 году.
Автор: Алла Носкова
Фото: Александр Фокин