Маленький принц из сказки Сент-Экзюпери каждый день выпалывал ростки баобабов, чтобы выросшие деревья не разорвали его маленькую планету. Похоже, что-то подобное происходит и с нами, только наши усилия в борьбе с борщевиком не столь удачны. Да и сорняк этот уж больно живучий: и травят его, и косят, и даже выжигают. А ему хоть бы что – снова зеленеет на том же месте.
Вера, дачница:
– У нас на Кировском полно борщевика, ужас что творится. Мы должны сами уничтожать его у своего дачного участка, это понятно, это наша обязанность, но в лесу-то… Эта зараза уже сосняк наш захватывает. А на заброшенных усадьбах, скажите, кому его косить? И за кладбищем – зарослей не один гектар. И он не только на дачах, вы посмотрите, в городе, на улице Пугачёва, например, тоже борщевик сплошняком. Кто-то должен его убирать, на это наверняка какие-то деньги выделяются? Дачники, хотя бы на своих участках боритесь с борщевиком, а то ведь зарастём совсем!
Губахинцы заметили, что, если в прошлом году борщевик скашивали и обрабатывали гербицидами, то в этом году он буквально стоит стеной в посёлках Углеуральском и Широковском, на территории города-призрака, в лесу за кладбищем на Верхней Губахе, на улицах в нижней части города. И сорняк зацветает, а значит, уже в будущем году он, как многоголовая ядовитая гидра, поднимет свои головы на новых землях. И никаких вам тогда ромашек-колокольчиков.
Наталья Шистерова, специалист управления строительства и ЖКХ, пояснила, что ещё в прошлом году были заключены контракты с тремя подрядчиками на обработку земельных участков гербицидами для уничтожения борщевика. Её эффективность оказалась невысокой, как установили специалисты администрации этой весной. Подрядчики дают гарантию на обработку на два года, так что они должны бы и в этом году очищать договорные гектары от сорняка. Но вот один из подрядчиков, получив претензию в свой адрес, просто отказался выполнять условия контракта. Другие к своим обязанностям вот-вот приступят.
В 2021 году обработано гербицидами 74 земельных участка, это примерно 200 гектаров. Обработку проводили ООО «УРАЛПРИНТСЕРВИС», ООО «Центр дезинфекции ОЗОНДЕЗ» и ИП Мальцева Е.Ф. Контракты финансировались как из местного бюджета, так и из краевого по программе софинансирования. В этом году на борьбу с ядовитым сорняком есть лишь местные 800 тысяч рублей.
Людмила, дачница:
– Большими автобусами везут туристов к нашему висячему мосту, к декорациям, где снимались фильмы. Ну почему же всё так не обустроено? По дороге на Загубашку и дальше к мосту – борщевик, дорога разбита, мусора полно, травы не косят. В заброшенном посёлке на Верхней Губахе – лес борщевика, он уже вымахал выше человеческого роста. Когда на этом ландшафте ставили спектакли театрального фестиваля, наши ребята из театра «Доминанта» выкосили сорняк вдоль дороги к бывшему дворцу.
Хотя можно, наверное, турфирмам совместно с администрацией договориться, решить, найти деньги и облагородить туристические тропы?
Кстати, по словам сотрудницы «Визит-центра» Евгении Ушаковой, летом на экскурсии приезжают примерно по 300 человек в месяц, то есть 50–70 человек по выходным, не считая тех, кто едет посмотреть достопримечательности самостоятельно.
Все те методы истребления борщевика Сосновского, что предлагает нам сегодня интернет (вплоть до напалма, кстати), часто дают лишь временные результаты. Пока в борьбе с растением-оккупантом счёт захваченных гектаров в Губахе и её окрестностях явно в его пользу. Почему, спросите вы?
Извести сорняк под корень можно. Да, это требует денег, но ещё нужны долговременные совместные усилия. У нас же за борьбу кто только ни отвечает. Тут и управляющие компании, и КБУ, и дорожники. И те самые подрядные ООО, что работают с гербицидами. В этом же списке Минсельхоз, Минприроды, Минтранс. И все они ответственны, но только в пределах своих полномочий и оговорённых метров. Минтрансом Пермского края, например, «не проводятся мероприятия по предотвращению распространения и уничтожения борщевика», что в переводе с канцелярита означает, что как рос борщевик по сторонам трассы Кунгур–Соликамск, так и будет расти, как рассеивал свои семена, так и будет рассеивать. Ему-то ведь, в принципе, всё равно, где какие границы, что с него, зелёного, возьмешь, кроме ожогов. Так что, борцы с сорняком, объединяйтесь, а то, не ровен час, букеты будем собирать только из борщевика, вот только защитные костюмы закупим…
Автор: Людмила Киякова
Фото: Алла Носкова