Эта статья даже не столько о том, какие электробытовые приборы были в СССР, сколько об отношении к времени. Хоть и вспоминают то время с ноткой ностальжи, понимаю, что ностальгируют совсем не о вещах, а скорее о другом – молодости, которая пришлась на время мощи страны «от Москвы до самых до окраин».
Конечно, сегодня техника того времени выглядит несколько убого. И всё-таки для тех, кто жил в прошлом столетии, она остаётся чем-то сакральным. Когда я готовил материал и нашёл несколько снимков старых радиоприёмников, почти физически ощутил их вес и структуру материала. Вероятно, мышечная память решила со мной поиграть, а может тактильные ощущения разыгрались. Не знаю, но ярко вспомнились некоторые моменты, связанные со старыми и уже почти забытыми вещами.
Мне было лет пять, когда в нашу детскую отец поставил радиолу «Факел». Почему именно в детскую? Потому что на кухню вроде как несолидно, в спальной комнате родителей места было мало, а в большой комнате, которую мы называли залом, уже стоял телевизор. «Факел» - это ламповый радиоприёмник и проигрыватель пластинок с глубоким и насыщенным аналоговым звуком. Сегодня услышать такой богатый звук на доступной по цене бытовой цифровой аппаратуре почти невозможно. На передней панели радиолы располагалась индикаторная лампа, которая горела ярким зелёным цветом. Меня, как пацана, интересовало всё, что касалось техники, а вот с младшими сёстрами было несколько по-иному. Спустя много лет я узнал, что одна из них очень боялась смотреть на этот зелёный огонёк, который загорался по вечерам.
«Факел» просуществовал у нас лет десять, пока не пришло время сменить его на магнитолу «Фиалка-2». Было это в 73-м году, магнитола позволила сменить пластинки на магнитофонные записи. О-о! Это было нечто. К тому времени до нас на круглых кассетах дошли записи групп Deep Purple и Rolling Stones, так что скучать не приходилось.
Радиолы сетевые ламповые "Факел" и "Факел-М" с 1962 и 1963 года выпускал Новосибирский завод "Электросигнал". "Факел" имеет семиламповый радиоприёмник и универсальное 4-х скоростное ЭПУ. Радиолы выпускали в различном оформлении. Первоначально в радиоле "Факел" в обрамлении для индикатора стоял пластмассовый факел. Цена 120 рублей 75 коп.
Стационарная транзисторная радиола «Фиалка-2» была награждена дипломом ВДНХ СССР. Она состоит из пятилампового приёмника с усилителем от радиолы «Рекорд-68» Бердского завода и четырёхламповой магнитофонной панели «МП-64» от магнитофонов-приставок «Нота» и Нота-М» Новосибирского электромеханического завода. Всего «Фиалок» было выпущено 301 455 штук.
Ламповая техника ознаменовала собой такое интересное явление, как неразрешённый выход в эфир. Как обычно, на передовых позициях всего нового в радиоэлектронике находилась молодёжь. Кто-то занимался радиолюбительством официально, а кто-то нет. Были в Углеуральском так называемые «шарманщики» или «шармачи», собирающие простенькие, но мощные передатчики, работающие в диапазоне средних волн.
Сборку усилителей и передатчиков начинали с нуля. Из тонкого алюминия вырезалась плата, на которой размещались элементы будущей конструкции: гнёзда ламп, трансформаторы и т.д. Затем к гнёздам припаивались остальные детали – резисторы и конденсаторы. Особым шиком было достать мощную лампу серии ГУ (ГУ-50 или ГУ-81м) и на ней собрать передатчик.
Ребята в эфире связывались друг с другом, обращаясь по псевдонимам, разговаривали, гоняли музыку. Конечно, они забивали эфир, а иногда даже глушили и официальные станции. Их вылавливали. Узнавая место жительства, приходили домой и забирали всю радиоаппаратуру. Что для родителей, несомненно, являлось неожиданным сюрпризом.
Но эти меры мало кого останавливали, поэтому в семидесятых в начале средневолнового диапазона было тесно от любителей поболтать в эфире. С другой стороны, была некая альтернатива официозу, на волнах которого невозможно было услышать музыку западных рок-групп. Так и жили две параллельные реальности: официальная с постоянными «Утренней почтой», «Песней года» на телевидении и музыкальными программами «Маяка» и неофициальная – с западной эстрадой, представляемой «шарманщиками».
После того, как в нашей стране миниатюрные и всегда холодные транзисторы победили огромные и раскалённые лампы (баллон лампы 6П14П был рассчитан на потолок в 250 градусов С), «шарманщиков» я больше не слышал. Может, новое поколение не смогло освоить более современную технологию, а может, просто время ушло для подобного рода полукриминальных забав. Вместе с поколением, которое радовало себя и других неофициальными выходами в эфир и современной для того времени музыкой, представители которого понимали, чем и как они рискуют в условиях тотального дефицита.
Если присмотреться, на лампах ГУ (ГУ-50 или ГУ-81м) имеется ромб с надписью внутри. Ромбом обозначали военную приемку и лампы с таким обозначением в основном поставлялись в военную сферу.
Как я уже писал, и «Факел», и «Фиалка» были ламповыми. Но в 70-е на прилавках магазинов потихоньку начинают появляться первые транзисторные приёмники. Маленькие, лёгкие, взамен громоздких радиоприёмников и усилителей они сразу нашли признание у населения, но была одна проблема. Они были в дефиците. Впрочем, в дефиците в то время были многие, если не сказать, что почти все товары так называемого народного потребления. Чтобы как-то нивелировать недостаток товаров, работала система распространения через профсоюзы предприятий. В зависимости от численности работающих зависело, сколько единиц того или иного товара выделялось заводу или шахте. А затем уже по решению специальной комиссии товары находили своего хозяина.
Я помню, как получил новую простенькую стиральную машину в 80-х, работая уже в редакции «Уральский шахтёр». Радости было! Но интересно, что такую же машину родители купили в 70-х. Получается, что за десяток лет стиралка не претерпела значительных изменений. Да и зачем? В условиях тотального дефицита на все и вся народ сметал с прилавков всё, что появлялось. Ну, а то, что не появлялось, как я уже писал, распределялось через профсоюзы.
Стоимость подобной стиральной машины в 70-х составляла 70 рублей. Столько же получала техничка магазина в месяц. Средний уровень зарплаты в СССР в 1970 году составлял 121 рубль. Для 1980 года этот показатель вырос до 174. И уже перед самым распадом союза – 303 рубля.
Но вернёмся к приёмникам. В этой линейке бытовых электроприборов технологии развивались быстрей. Вероятно, это было связано с гонкой вооружений. Поэтому уже в середине 50-х в СССР появились первые транзисторные приёмники. Лёгкие, переносные они «дошли» до нашей глубинки только в начале семидесятых.
К одним их них относится «Альпинист». Этот приёмник стал предметом моей зависти, когда он появился в деревенской избе моего деда. Транзистор подвешивался на гвозде у окна из которого открывался вид на основную улицу деревни и включался только в исключительных случаях – послушать новостные передачи. На палатях (вот сейчас World подчеркнул это слово, бедолага, видимо не знает его) у деда хранилась картонная коробка, в которой были сложены запасные квадратные батарейки к приёмнику. Оно и понятно, до ближайшего города – 40 километров по бездорожью и, если вдруг батарейки сядут, всё, остались без связи с внешним миром.
Я же свой первый транзисторный приёмник приобрёл очень дёшево в Универмаге на Некрасова. Это был радиоконструктор «Юность» и стоил он чуть более десяти рублей. Проблема состояла только в том, что его нужно было спаять из готовых деталей. Но я с этим удачно справился, и приёмничек заработал. Какая это была радость – держать в руках миниатюрное говорящее чудо! Я тогда учился в девятом классе и часто брал транзистор в школу, слушая его на переменах и после занятий.
Кстати, посмотрел стоимость «Юности» сегодня. И что бы вы думали? Цена достигает 4 тысяч рублей. Надо же, сохранился ещё у кого-то.
Уже в начале восьмидесятых, когда начал работать на шахте, я купил магнитолу «Аэлита». А дома появилась стильная радиола «Мелодия». Транзисторная радиола звучала немного «посуше», чем ламповая, но зато была выполнена в осовремененном дизайне и весила чуть меньше, чем ламповая предшественница.
«Альпинист». Габариты радиоприёмника 215 х 145 х 60 мм, масса с батареями 1,5 кг. Цена без батарей - 27 рублей 60 копеек.
«Юность» — серия радиоконструкторов, выпускавшихся Первым московским приборостроительным заводом в 1965 году до начала 90-х годов. Завод выпускал более 100 тысяч штук в год, четверть из которого уходило на экспорт.
Переносная кассетная магнитола «Аэлита-102» с начала 1984 года выпускалась Курганским заводом «Курганприбор». Она представляет собой всеволновую кассетная магнитолу первой группы сложности и состоит из всеволнового: ДВ, СВ, УКВ, КВ1...КВ4 радиоприемника и кассетного магнитофона.
Радиола 1-го класса ''Мелодия-101-стерео'' с 1975 года выпускалась на Рижском радиозаводе имени А.С. Попова. Разработанная в 1973 году имеет всеволновый радиоприёмник и ЭПУ, рассчитанный на воспроизведение моно и стереофонической грамзаписи.
При подготовке этого материала я вдруг задался вопросом, а сколько телевизоров меня окружало, начиная с 70-х? Оказалось, пять.
Первенцем был «Изумруд», показывающий программы в чёрно-белом изображении. Его отец приобрёл с очередной получки и, конечно же, в кредит. Кредиты в те времена были беспроцентными. В магазине покупатель платил только четверть от цены и предоставлял справку с места работы. А затем уже бухгалтерия предприятия, на котором работал покупатель, каждый месяц вычитала небольшую сумму из зарплаты заемщика. Он стоил около 200 рублей.
«Изумруд» стабильно раз в год ломался. Тогда отец обращался к поселковому возчику Хасану, тот запрягал лошадь и телевизор отвозили в ремонт на Коммуну.
Второй телевизор «Витязь», уже цветного изображения, пришёл на смену «Изумруду» в 1986 году. Стоил он тогда больших денег – более 700 рублей. Вероятно, из-за высоких цен телевизоры цветного изображения долго задерживались в магазинах. Вот и к этому «Витязю», что стоял на прилавке первого этажа Универмага на Некрасова, я присматривался несколько месяцев. Он был выставлен в качестве демонстрационного образца и потому его включали с началом работы магазина, а выключали уже в конце смены. Я подкопил денег, оформил советский кредит и в доме появился новый красавчик. Помню, первую неделю вся семья смотрела телевизор беспрерывно до самой поздней ночи, пока не заканчивалась трансляция телепередач. К чести «Витязя», он не сломался ни разу. Только через семь лет пришлось менять севший кинескоп.
Телевизионный приёмник чёрно-белого изображения "Изумруд-1" (УНТ-47-II-1) с 1970 года выпускал Новосибирский завод "Электросигнал". Эта модель является незначительной модернизацией телевизора "Изумруд", выпускаемого с 1964 года. С 1971 года в связи с новыми стандартами телевизор стал именоваться как "Изумруд-201", но выпускался он всего несколько месяцев. С этого же года завод сосредоточился на выпуске телевизоров только с большими кинескопами 59 и 61 сантиметр по диагонали.
Предприятие "Витязь" — главное промышленное предприятие Витебска. В августе 1985 года начат серийный выпуск интегрально-модульных телевизоров «Витязь Ц381Д». Они завоевали авторитет и признание самого взыскательного покупателя. Выставочным комитетом ВДНХ СССР эта модель была награждена серебряной и двумя бронзовыми медалями.
Вот такие простые и не совсем электроприборы были попутчиками моего детства и юности. Тяжёлые, не всегда надёжные, тем не менее, несущие память о том далёком времени.
Но время шло, вместо одного телевизора появились так называемые видеодвойки или моноблоки. Поэтому в середине 90-х была приобретена видеодвойка «Супра», которая стоила бешеных денег - 750 тысяч рублей (деноминация была проведена с 1 января 1998 года), а уже в 1998 году куплен «Фунай». Его сменил «Самсунг» с плоским экраном.
Как видим, эра советско-российских телевизоров закончилась вместе с перестройкой. Но и сегодня сохранили свои позиции «Витязь», и «Горизонт», называемый теперь «Horizont», появились новые марки – «Polar», «Erisson».
Интернет утверждает, что есть и отечественные производители радиоприёмников. Их насчитывается до 18. Правда, какого качества они выпускают продукцию, сказать не могу. Возможно, об этом напишут представители следующего поколения, для которых телевизоры и приёмники этих фирм станут первыми в их семье.
Кстати, совсем недавно купил себе маленький приёмник брэнда «Регfео», который был создан в 2010 году и позиционирует себя как отечественный. Дизайном и простотой он мне чем-то напомнил мою первую «Юность». Но в отличие от старого, новый приёмник работает в диапазоне FM.
Автор: Владимир Имайкин
Фото: Владимир Имайкин