Было запланировано, что строительство Чусовской ГЭС в районе посёлка Поныш, начнётся в 1938, а закончится в 1942 году. Понышскую ГЭС начали строить, в 1936 году в посёлок пригнали более тысячи спецпереселенцев. В 1938 строители пополнились новыми «врагами народа» и спецпереселенцами. Их силами началась очистка будущего ложа водохранилища. Но строительству так и не суждено было закончиться. Начавшаяся война смешала все карты. В 1948 году стройка была прекращена, так как в 1945 году возникли сомнения в возможности построить три средние электростанции. Все силы были брошены на окончание строительства Широковской гидроэлектростанции.
В 1941 году на Урал с захваченных врагом территорий эвакуировали промышленные предприятия, которые нуждались в электроэнергии. Было принято решение о строительстве Широковской ГЭС, отнесённой к средней электростанции с мощностью до 350 Мвт. А в связи с тем, что рабочей силы было предостаточно, ответственность за строительство возложили на НКВД.
Был создан специальный лагерь, где содержались заключённые и мобилизованные трудоармейцы из числа советских немцев из Поволжья, которых было запрещено призывать в действующую армию. Среди строителей были также вольнонаёмные специалисты и служащие. Первоначально они также жили в палатках «подбитых ветром».
Первые строители прибыли эшелонами в декабре 1942 года. В районе будущей плотины на острове Широком появился палаточный город. Были построены кухни, баня, пекарня, общежитие и ленинский уголок. Только в апреле 1943 года перед паводком строители покинули остров и начали строить бараки на берегу реки.
Интересный факт. Первоначально Широковское водохранилище строители называли Таёжным морем
Испытывалась острая нехватка строительного инструмента и материала, люди буквально голыми руками вгрызались в декабрьскую мерзлоту. Основным инструментом были пилы, топоры, кувалды, лопаты. Для перевозки грузов использовали полудиких лошадей из Монголии. Тем не менее, за год на месте ложа электростанции были выкорчеваны десятки тысяч деревьев.
В 1943 году началось строительство автомобильного моста через Косьву, без которого было бы невозможно начать работы на левом берегу, где должны были разместиться гидроэлектростанция, водосливная плотина, левобережное сопряжение. В этом же году в течение всей зимы при ручной трамбовке велась непрерывная отсыпка перемычки реки.
Первоначально планом было определено окончание строительства плотины в 1944 году. Но вот пришёл этот срок, а до завершения было ещё очень далеко. К этому времени удалось наладить снабжение материалами и техническое оснащение. В 1945 этом году были закончены работы на зубе плотины (элемент плотины в виде выступа, связанного с фундаментом и заглублённого в основание, служащий для удлинения пути фильтрации воды и увеличения устойчивости сооружения). В год победы строители вышли на финишную прямую. 9 мая, в день Победы, в 5 утра были взорваны перемычки первой очереди, и воды Косьвы направились по новому руслу – строящимся бетонным сооружениям.
Наполнение водохранилища началось в 1945 году, а нормальный подпорный горизонт был достигнут лишь через три года – 3 июня 1948 года. В декабре 1947-го был запущен первый гидрогенератор, в апреле 1948 года – второй. Широковская ГЭС заработала на полную мощность.
При возведении экрана строители не заложили тринадцатого яруса, после двенадцатого сразу идёт четырнадцатый. По утверждению некоторых строителей это было сделано специально, чтобы отвести беду от ГЭС.
На ноябрь 1942 года численность заключённых в Широковском исправительно-трудовом лагере (ИТЛ) составила 7 700 человек. Станция строилась силами заключённых, мобилизованных немцев Поволжья, а с 1944 года – ещё и калмыков, отозванных с фронта после принятия решения о депортации калмыцкого народа.
Строители жили в палатках, спали почти на голых нарах, были разуты и раздеты. Самая высокая смертность в лагерях была в военное время. На конец января – февраль 1943 года при Широковстрое функционировало шесть отделений с общей численностью 4 772 человека, из которых 4 700 – спецконтингент и 72 – заключённые. Из-за отсутствия нормальных бытовых условий (не хватало жилья и бань), уже на начальной стадии работ наблюдалась поголовная завшивленность. Резкий рост смертности приходится на осень 1943 года. С сентября по декабрь включительно умирает 245 человек. Основными причинами оставалась дистрофия, тифозные болезни, туберкулёз, дизентерия, пеллагра.
В 1944 году дефицит рабочих рук на строительстве превышал три тысячи человек, хотя выработка на одного человека была выше плановой на 15, 9 процента. Достигалось такое перевыполнение ценой высокой заболеваемости и смертности. Только с января по июнь 1944 года умерло 193 строителя. Инвалидность по лагерю составила 21 процент. На 15 июля в ИТЛ находилось заключённых – 2 034 человека, мобилизованных немцев – 4 023, калмыков – 2 659. Только к осени 1944 года оставшиеся жилые палатки удалось заменить на каркасные бараки.
В годы войны в Пермской области в лагерях и колониях ГУЛАГа содержалось более 5 миллионов человек, из них один миллион освободили досрочно и отправили на фронт, а два миллиона умерло
Широковстрой, организованный 27 ноября 1942 года на основании совершенно секретного приказа НКВД СССР №002592, был закрыт 18 октября 1949 года в связи с пуском Широковской ГЭС.
В то же время на официальном уровне в июле 1946 года в «Звезде» можно было прочитать информацию такого содержания: «Почётным на стройке является звание «Стахановец социалистической стройки», которое присваивается лучшим. В апреле 1945 года звание стахановца стройки имели пять человек, а через год уже более двухсот. Было три стахановских бригады – теперь стало четырнадцать. Эти бригады из месяца в месяц выполняют нормы на 150-200 процентов. Это результат большой организационно-массовой работы партийной и комсомольской организации и технического персонала».
Интересный факт. По окончании строительства был подсчитан экономический эффект от внедрения гидроэлектростанции. При ежегодной выдаче свыше 100 млн киловатт-часов, этой энергии достаточно для добычи 7 млн тонн угля, производства 4 млн тонн бензина, изготовления 900 млн метров ткани и обуви для 400 млн человек
Широковская ГЭС относится к первой телеуправляемой станции на Урале. Сейчас, в век интернета и новых технологий, в этом нет ничего особенного, а тогда, в 1951 году, когда в редких семьях только-только начали появляться первые телевизоры, эти понятия были на уровне фантастики.
Тем не менее, уже к октябрю 1951 года монтаж систем автоматизации и телемеханизации был закончен. Два агрегата гидроэлектростанции стали управляться с главного пульта Кизеловской ГРЭС-3. Управление происходило на расстоянии свыше 15 километров. В феврале следующего года система была отлажена, и ГЭС перешла на автоматический дистанционный режим эксплуатации.
Внедрение телеметрии позволило из 170 человек, обслуживающих станцию, оставить только 12 и более эффективно использовать энергетические ресурсы.
Дефекты на Широковской плотине начали проявляться уже в первые годы эксплуатации. Причин было несколько: плотина возводилась хаотической отсыпкой камня при нелимитированной толщине слоёв, без уплотнения и полива водой, из-за чего пустоты в теле плотины составили 40 процентов объёма; суровые климатические условия способствовали разрушению низового клина; плотина постоянно находилась в напряжённо-деформационном состоянии.
В 1970 году начался ремонт, который длился более десяти лет. Плотину «вылечили» и ГЭС продолжила выдавать электроэнергию для народного хозяйства.
В 1993 году был необычайно сильный и поздний паводок, его пик пришёлся на 12 июня. Постепенное открытие щитов водосбора не дало нужных результатов, уровень воды в водохранилище продолжал стремительно повышаться. Тогда было принято решение о полном поднятии щитов. Но даже эта мера не позволила быстро снизить уровень воды в водохранилище, он начал снижаться только спустя 7 часов.
Высокий паводок привёл к серьёзным последствиям, вечером 13 июня была полностью затоплена территория ГРЭС-3. В Губахе четверо суток не было электроэнергии. Но поскольку заранее были предупреждены все городские службы, человеческих жертв удалось избежать.
Строительство ГЭС
Источник: страница "Музей гидроэнергетики" на Я-Дзен
Ближний план
Источник: страница "zavodfoto" в livejornal.com
Проходная на ГЭС. 1945 год
Источник: городская библиотека
Вид из-за моста через Косьву
Источник: из архива Николая Макарова
Машинный зал
Источник: городская библиотека
Левобережная опора кабель-крана
Источник: из архива Николая Макарова
Широковская ГЭС с высоты птичьего полёта. 2016 год
Использованы материалы Центральной библиотеки и краеведа-любителя Николая Макарова.
Автор: Владимир Имайкин
Фото: предоставлено городской библиотекой