Есть такое понятие – собственник. Взять, допустим, хозяина квартиры. Хлопоты, конечно, есть, но их немного. А у собственника дома? Проблем уже больше. Ну, а если ты владелец ресторана? Дел столько, что одному порою трудно справиться. Именно с этим столкнулась Алёна Яруллина после открытия ресторана кавказской кухни «Гранат».
Нынешней весной этому «королю фруктов», выросшему в жёстких уральских климатических условиях, исполнилось полтора годика. И всё это время возглавляет его Алёна. Что же изменилось за этот период? Все мы помним, что «Гранат» вырос из маленькой «Кавказской кухни», которая располагалась в пятидесяти метрах южнее. И была она хотя и уютной, но маленькой. Как отмечает сама Алёна, «о потанцевать» в ней можно было только мечтать.
Потом администрация округа взялась за облагораживание площади, приведение её внешнего вида к единому стандарту, тогда и появилась необходимость убрать «Кухню». Конечно, «Гранат», это уже уровень повыше. Во-первых, площади позволяют себя ощущать более комфортно большим кампаниям, есть VIP-зал для особо дорогих гостей. По словам собственника здесь проведено несколько свадеб, постоянным клиентом стало ООО «Метадинея», отмечающая здесь свои корпоративы. Во-вторых, «Кухня», благодаря волевым усилиям собственника, переросла в ресторан.
Алёна вспоминает, как после основной работы приходилось идти на новое детище и помогать воплощать в реальность каждую деталь интерьера. Конечно, пока шло возведение фундамента и стен, для неё работы не было, она подключилась на этапе окончания черновой внутренней отделки. По поводу того, как должно выглядеть помещение внутри были споры с Тофиком, в результате которых и родилась красота ресторана. Сегодня она с благодарностью вспоминает неоценимую помощь Тайяра, брата мужа, который все эти годы был рядом.
Людям ресторан нравится. И немудрено. В период внутренней отделки помещения Алёна пригласила пермского дизайнера, который воплотил её видение интерьера в реальность. Строительство шло непросто. Достаточно сказать, что за три года, пока возводился «Гранат», Алёна и Тофик ни разу не смогли провести полноценный отпуск – не хватало ни времени, ни средств, всё забирала стройка. Да и дочке надо было помогать, она на тот момент закончила школу.
«Гранат» дался Алёне дорогой ценой. Тофик не дожил до его открытия два месяца. Сердце не выдержало треволнений стройки. Алёне пришлось рассчитаться с хорошей работы – бухгалтера в «Метафраксе», чтобы не бросить дело, начатое вместе с мужем.
– Теперь я его понимаю, – говорит она. – Мы вдвоём с Тайяром иногда не успеваем сделать то, с чем Тофик справлялся один. Он был человек-батарейка, заряжая энергией окружающих.
А в уголках глаз – слезинки. Не отболело… Ведь прошло чуть более года со смерти мужа. Поэтому, как только заходил разговор о Тофике на глаза собеседницы наворачивались слёзы. А понимать его она начала, когда взвалила на свои плечи все заботы о ресторане. Постоянные заботы о кухне, о коллективе. Постоянные мысли о том, как сделать так, чтобы клиенту было комфортно.
Как человек творческий, она находится в непрестанном поиске. Даже приезжая к дочери в Пермь, где дочь Лилия учится на психолога в одном из университетов, старается обедать и ужинать во вновь открытых кафе. Приглядывается, пробует на вкус новые незнакомые блюда, а если нравится, привозит новинки в Губаху. Организовывает тематические вечера, посвящённые восточным кухням, на которые приглашает артистов из Перми. На мероприятиях звучит живая музыка.
– О таком, – говорит она, – в «Кавказской кухне» мы и мечтать не могли.
Тем не менее «Кухня» дорога для неё, хотя и осталась только в памяти. Это был один из первых «капитальных» проектов Тофика. Стальной каркас был надёжен и прост в сборке и разборке. Во время открытия «Граната» мне удалось переговорить по этому поводу с Тайяром. «Удивительно, – отозвался он о стальной основе, – столько лет простояла кухня, но ничего не погнулось, не сломалось». И всё-таки, большее удивление и уважение вызывают стойкость людей, которые начинают свой бизнес с малого – продажи цветов, мяса и картофеля и развивают его до открытия ресторана.
Тайяр и сегодня помогает Алёне во всём. Это понятно, по её словам, одному человеку вести дела в таком бизнесе невозможно. Именно поэтому она отмечает, что всё равно бы рассчиталась с работы, чтобы помогать Тофику. Но… случилось так, как случилось. И только в этом году Алёна с дочкой Лилией впервые за три года вырвалась на неделю в Баку, навестила мать Тофика. Всё удалось благодаря тому, что на хозяйстве остался Тайяр.
Лилия, хотя и учится в Перми уже три года, скучает о Губахе, приезжая сюда каждые выходные. О «Гранате» она высказывается вполне определённо:
– Для меня «Гранат» – это больше, чем просто ресторан. Дорог каждый кирпичик, каждый уголок – потому что это память о папе. Так как я учусь в Перми и не могу всегда быть рядом, стараюсь помогать дистанционно. На этапах строительства искала в Перми краску, клей, розетки.
Груз забот и обязанностей, который упал на плечи моей мамы, очень тяжкий. И для меня всё, что она делала и продолжает делать для нашей семьи, – подвиг. Несмотря на всю боль и трудности, она достойно справляется и продолжает дело, которое не успел закончить папа.
Мои родители – моя гордость. Я благодарна им за всё, но особенно за наш «Гранат», в котором я всегда душой и сердцем.
Конечно, Тофика не хватает. И не только Лилии и Алёне. Многие приходящие в ресторан вспоминают, как он обходил каждого, здоровался, спрашивал, всё ли хорошо, всё ли нравится. Человек был необычайной душевной теплоты и большой энергии.
– Я иной раз чувствую его помощь, – рассказывает Алёна. – Бывает, не заладится что-то, а потом словно невидимая рука в одно мгновение вдруг прорвёт запруду неприятностей. И всё получается.
Так и живёт Алёна Яруллина с неостывшей болью в сердце, с постоянными хлопотами о своём деле и заботой о дочери-отличнице, благодарностью ко всем родным, близким и друзьям, которые были и остаются с нею рядом. Жизнь продолжается…
Автор: Владимир Имайкин
Фото: Владимир Имайкин