Безусловно, все музеи имеют свою особенность. Это можно сказать и о краеведческом музее Губахи. Правда, он эти особенности приобретает с годами и собирает бережно в копилку, чтобы в нужный момент удивить посетителей.
Неповторимы экспозиции музея, созданные на основе местного материала, воспоминаний самих губахинцев. Удивителен «Грот Дворцовый», собравший экспонаты с историей тысячелетий. Долгое время изюминкой была экскурсия в темноте. И вот в юбилейный год победы в Великой Отечественной войне здесь появилась ещё одна особенность.
Когда вы последний раз видели музейный экспонат, изготовленный неделю назад? А если этот экспонат можно ещё и руками потрогать, и не просто потрогать, а поиграть с ним (точнее в него)! Кто в курсе музейных новостей, тот знает, что совсем недавно в нашем музее появилась новенькая игра – настольная, как в далёком детстве, когда мы в свободное время не уходили в интернет, а выбегали на улицу или собирались дома за столом, чтобы поиграть в «бродилку» того времени. Этакий квест, не отходя от поля игры. С кубиком и фишками.
Как и всё в музее, новая бродилка тоже основана на сугубо местном материале, более того, материал этот тесно переплетён с биографией одного конкретного жителя Губахи, труженика тыла Якуба Шайхутдинова. Якуб в годы Великой Отечественной войны работал на одной из губахинских шахт, и ему были знакомы не понаслышке все тяготы и скупые радости того времени.
Узнав историю земляка, мы, журналисты «МедиаКУБа», решили сами на несколько минут погрузиться в шахтёрские будни тех суровых лет, а что из этого вышло, читайте ниже.
Итак, музей. Настольная игра «Как губахинец Якуб в тылу фронту помогал». Заметим, что играть можно как поодиночке (то есть шестеро игроков, где каждый сам за себя), так и командами. Правила простые: бросаешь кубик, в зависимости от выпавшего числа делаешь ход своей фишкой. А дальше начинаются приключения.
Вот что-то пошло не так на производстве, и ты, шагнув вперёд на шесть клеток, возвращаешься далеко назад. Или просто пропускаешь ход, когда другие рвутся к победе. Что ж делать – отстающий. Всё шло как по маслу, но несчастье пришло на ГРЭС имени Кирова. Чтобы не допустить больших сбоев в добыче электроэнергии, так необходимой для производства, вернись и помоги электростанции.
А вот ваша бригада перевыполнила план добычи угля. Вам – поощрение. Можете сделать ещё один ход вне очереди. Освоили поджаровский метод добычи – тоже можете получить подарок в виде нескольких баллов плюсом. Чем ближе к Победе (к 1945 году), тем разнообразнее поощрения за качественный труд. Так, моему коллеге, как передовику, посчастливилось побывать на торжественном собрании, правда, для этого пришлось немного задержаться на пути к завершению игры. А вот – радость для всех. Несмотря на военные годы и редкость минут отдыха, в городе открывается кинотеатр. Выпало соответствующее число – можешь пойти в кино. В очередной раз отличился в работе – можешь посмотреть любимый фильм ещё раз.
Спросите, кто победил в настольном квесте? Как сказали авторы – сотрудники музея, победителей тут определить трудно, поскольку таковым был весь советский народ.
Да, кто-то быстрее всех дошёл до финиша, но при этом он мог в ходе игры выйти в минус по баллам. Кто-то, согласно игровому сценарию, не выходил из шахты, кто-то, тратя баллы, помогал фронту, отправляя туда тёплые вещи, и так далее. В игре, как в жизни – есть герои явные, а есть незаметные, при этом их вклад в дело Победы ничуть не меньше, поскольку они добывали её своим потом и кровью. И, заметим, играть интересно в любом случае.
Судя по нашему опыту, игра должна быть интересна посетителям всех возрастов – кому как познавательный досуг, кому как воспоминание. Всё же хотелось бы отметить именно познавательную часть. Важно, что при изготовлении игры были учтены не только основные элементы таких бродилок, но и вкрапление фактов. Так, пройдя путь до Победы, можно немало узнать об истории родного города в период войны, о героическом труде земляков.
Кстати, пользуясь случаем, передаём обращение сотрудников музея. Просим откликнуться родственников героя, по чьей трудовой биографии создана игра – Якуба Шайхутдинова.
Напомним, что настольная игра появилась в рамках совместного с библиотекой проекта, посвящённого юбилею Победы. Помимо неё, в музее работает новая экспозиция «От угля к победе!». Здесь также собраны экспонаты, непосредственно связанные с биографиями конкретных губахинцев, защищавших Родину в боях с фашистами. На основе этих материалов коллектив библиотеки совместно с читателями-школьниками создал мультфильм «Как губахинец Иван на фронте воевал».
Автор: Людмила Лебедева
Фото: Евгения Шабурова