Датой его рождения считают 1952 год, хотя работы на лесопункте начались намного раньше. В 80-х продукция леспромхоза поставлялась, помимо СССР в Иран, Австрию, Финляндию и ГДР. А производили здесь всё – от шпал до муки и масла.
Сентябрь отмечен важной датой – Днём работника леса. В Гремячинске история деревообработки прочно связана с шахтёрской. Более того, именно лесозаготовительные и лесоперерабатывающие предприятия позволили Гремячинску удержаться на плаву после закрытия шахт, где работала большая часть трудоспособного населения.
В быстро меняющихся условиях жизни многих предприятий, организаций и даже некоторых профессий этой отрасли уже не стало. Но остаются люди, отдавшие многие годы, а некоторые и всю жизнь, непростому делу.
В исторической справке, сохранившейся в музее Гремячинска, датой основания Басковского лесопункта Усьвинского лесокомбината Министерства оборонной промышленности значится 1952 год. Но освоение лесных богатств района началось задолго до этого времени.
В материале «Так начиналось» газеты «Шахтёр» от 16 сентября 1972 года опубликованы воспоминания ветерана труда Николая Зыкова, прибывшего на строительство гремячинских шахт осенью 1946 года.
«В это время здесь уже был лесоучасток, – пишет ветеран. – Контора его находилась в районе нынешнего кинотеатра «Урал». Заготовку леса мы тогда вели на месте нынешнего посёлка шахты «Западной». Вывозили лес, который шёл на стройки города, на лошадях, а весной работы прекращались. Вскоре вместо маломощного гремячинского участка был образован Усьвинский лесокомбинат. На базе его и был организован Басковский лесопункт».
На строительство важного объекта в холодном декабре 1952 года на станцию Баскую прибыла группа рабочих в составе восьми человек. На месте будущего лесопункта стеной стоял вековой лес. Рабочие наметили площадку под первый жилой дом и нижний склад и взялись за подготовку территории. Материалы для стройки подвозили на двух лошадях со станции Бассег.
Среди тех, кто основал леспромхоз, ветеран называет первого директора С.К. Банэ, вальщиков
Г.Д. Белана, Б.Г. Газизуллина, грузчика С.Г. Тимирханова.
Первое жильё строители лесопункта сдали к концу февраля 1953 года. В новостройку тут же поселились прибывшие новые рабочие и коллектив увеличился до 70 – 80 человек. Началось строительство гаража, кузницы, конюшни и пилорамы. На лесопункт поступила первая техника: трактор, две бортовые машины, лесовозная техника.
Возросшую потребность в жильеудалось закрыть с помощью финских сборно-щитовых домов. Работы по их сборке шли быстро. В течение одного лета на улице Камской было построено семь таких домиков, каждый по шесть квартир. Одновременно строилась лежнёвая дорога к лесосекам, обустраивался нижний склад для древесины. Меньше чем через год с начала строительства в лесопункт были доставлены первые кубометры добротной басковской ели. Началась разделка леса, погрузка его в вагоны.
Из материалов гремячинского музея известно, что в статусе лесопункта Усьвинского лесокомбината Басковский участок работал до 1957 года, пока не был преобразован в Гремячинский леспромхоз треста «Чусовлес». С 1959 по 1978 годы предприятие несколько раз реорганизовывалось и в разное время носило название Гремячинского лесопункта Чусовского ЛПХ, Гремячинского леспромхоза комбината «Чусовлес» и Басковского лесопункта объединения «Чусовлес».
В 1978 году по приказу Министерства лесной и деревообрабатывающей промышленности № 80 от 18 марта был образован Басковский леспромхоз объединения «Чусовлес». Крупное хозяйство объединило Басковский, Вильвенский и Безгодовский лесопункт. Все три пункта действовали в перспективном районе, где было сосредоточено 12 миллионов кубометров леса на 30 лет эксплуатации.
Отдельно стоит сказать о тех усилиях, которые требовались от рабочих для заготавки и переработки зелёного золота. Изначально на валке леса, обрубке сучьев, погрузке древесины использовался лишь ручной труд. Причём, в лесу были заняты не только мужчины, но и женщины.
«Женщины по 8 – 10 часов махали топором, обрубая сучья, а после возвращались в открытых машинах домой, автобусов у предприятия тогда ещё не было», – вспоминает ветеран Басковского леспромхоза Г.З. Сунгатова (газета «Шахтёр» от 17 сентября 2011 года).
Всерьёз механизировать процесс лесозаготовки стали лишь в 70 – 80 годах. Техника освободила женщин от тяжёлой работы по обрубке сучьев и в несколько раз повысила производительность труда лесозаготовителей.
«С образованием леспромхоза упрочилась и техническая база заготовки, вывозки и разделки древесины, – сообщал в газете «Шахтёр» от 16 сентября 1978 года и.о. директора Басковского леспромхоза В. Пигарев. – По насыщенности техникой леспромхоз является показательным не только в своём производственном объединении «Чусовлес», но и в области».
Славу Басковскому леспромхозу приносили и люди – во все времена главное богатство предприятия. Гремячинцам старшего поколения хорошо известно имя неоднократного победителя соцсоревнования, почётного мастера заготовки леса, кавалера ордена Трудового Красного Знамени, бригадира лесозаготовителей Фёдора Русских.
Лучшие времена Басковского леспромхоза пришлись на 80-е годы. К тому времени предприятие сумело увеличить объёмы заготовки до 400 тысяч кубометров древесины. Валка, вывозка, разделка древесины осуществлялась круглый год. Зимой число рабочих предприятия достигало 1000 – 1500 человек.
«Басковский леспромхоз – крупнейшее в производственном объединении «Чусовлес» предприятие. Заготовленный здесь лес составляет 46 процентов годового объёма объединения. 23 процента – неокорённый и окорённый баланс для целлюлозно-бумажной промышленности, хвойный пиловочник, шпалы для ширококолейных железных дорог – отправляется на экспорт», – писал по случаю Дня работника леса в 1982 году в газете «Шатёр» заместитель директора Басковского леспромхоза по сбыту Н. Чагин.
Древесина – поставлялась за пределы нашей области и за рубеж в Иран, Австрию, Финляндию, ГДР. На месте из леса изготавливались шпалы, а также хвойно-витаминная мука. Её производили в цехе лесохимии путём перемалывания хвойных лапок. Из полученной массы выгоняли масло, а оставшуюся муку сушили и в качестве витаминов для скота отправляли в совхозы страны. Хвойное масло поставляли на парфюмерные фабрики Ленинграда, в медицинскую промышленность.
Конец ХХ века стал, увы, закатом для Басковского леспромхоза. К середине 90-х годов количество рабочих на предприятии сократилось до 80 человек. В августе 1999 года леспромхоз был ликвидирован.
В декабре 2008 года начал работу Гремячинский ДОК – крупное производство гнутоклееных изделий и фанеры.
Непросто живётся лесному бизнесу в сегодняшних экономических условиях. Но лесозаготовители продолжают выполнять важную социальную роль, помогая не только городу, но и нашим бойцам на СВО.
Автор: Елена Широких
Фото: из архива гремячинского музея