О воде сейчас чудесных историй не рассказывает только ленивый. А уж сказки про живую и мёртвую воду и подавно все знают. Но вот только испытать на себе действие не совсем обычной воды удавалось далеко не каждому. Да, может, и хорошо, что так.
Вот, к примеру, что мне рассказала одна знакомая, жительница Губахи Марина.
Было это не так уж и давно, явно не в сказочные времена царя Гроха. Всё произошло в начале 80-х прошлого века. Марина жила тогда с родителями в старой части города, в частном секторе. Тогда в домах мало у кого был водопровод, большинство жителей за водой ходили на колонки, которые стояли почти на каждом перекрёстке. А были и те, кто предпочитал иметь во дворе колодец. Последних было немного, но всё же встречались. Порой, в сильные морозы колонки могли замёрзнуть, тогда у хозяев колодцев во дворах было настоящее паломничество. Но это всё – в качестве лирического отступления. Наша история немного о другом.
Приехал как-то к родителям Марины её двоюродный брат Костя погостить. Были они почти ровесниками. Марине тем летом исполнилось 17, а брат был на два с небольшим года старше. Жил Костя в Свердловске, так что для него окраина Губахи с деревянными домиками и колодцами была просто деревенским уголком. Он и вести себя пытался так, будто приехал в деревню. Всё ждал чего-то этакого – чтобы встать до рассвета, что-то по хозяйству сделать. Отец Марины его периодически успокаивал, шутя: «Не лезь, Костик, твоя работа от тебя не убежит».
Вот как-то рано утром вновь Костя захотел удаль молодецкую показать. Раз работать не дают, решил спортом заняться. Сделал пробежку, размялся. Вышел в огород, а там около завалины стояли вёдра с водой. Их с вечера наполняли, чтобы потом использовать для поливки. Костя же решил, что можно эту воду в качестве холодного душа использовать. Отец Марины, поняв намерения племянника, вдогонку крикнул ему: «Ночную воду не трогай, или сежей набери в колодце, или потерпи, пока постоит ещё немного. Ночная вода опасна». Да где молодому парню поверить в бабушкины сказки про опасную воду! Что, говорит, в ней плохого – вода чистая, ведро тоже, сам закалённый. Ничего страшного не случится.
Марина, понимая, о чём говорил отец, побежала опередить брата, не дать ему в воде искупаться. Да не тут-то было. Костя прямо перед её носом опрокинул на себя ведро холодной воды, приговаривая «эх, хорошо!». Марина пыталась возразить, мол, ничего хорошего, да было уже поздно.
Радостное настроение Кости моментально сменилось на испуг, он вдруг закричал кому-то: «Куда ты меня тащишь?!». Марина поняла, что дело нечисто, попыталась удержать брата, успев взять его за руку, да невидимой силы, которая тянула его, одолеть не смогла. Напротив, почувствовала, как и сама оказалась в плену.
Очнулась Марина в странном месте. Вроде и бывала здесь когда-то, да всё не такое, как всегда. Лес, речка, берега высокие, горы. Похоже на окрестности Косьвы, только всё вокруг какое-то зыбкое. Кажется, притронься к чему, и пропадёт или изменится до неузнаваемости. К тому же, окрестности покрыли сумерки, что делало их ещё более обманчивыми. Марина постояла несколько минут, осматриваясь. Вспомнила, как сюда попала. «А где же Костя?» – спросила она себя. Она точно не знала, что может быть с тем, кто ночной водой умылся, но понимала, что брату грозит опасность. Преодолевая страх, Марина пошла по зыбкому, постоянно меняющемуся берегу в надежде, что встретит кого-нибудь, кто сможет ей помочь.
Впереди показался висячий мост – ну, точно Косьва! Но не успела обрадоваться, как заметила, что мост, который и без того всегда пугал её своей неустойчивостью, стал ещё более хлипким на вид и приобрёл какой-то синеватый светящийся окрас. Что-то внутри подсказывало, что именно за этим мостом она сможет найти брата.
Собравшись с духом, Марина очень медленно и осторожно пошла по качающемуся мосту. Ближе к середине её показалось, что мост вот-вот сломается, не дав ей перейти на другую сторону. Чтобы не упасть в реку, она изо всех сил вцепилась в перила, отвернулась о возникающей трещины. Это ей и помогло. Переключив на секунду внимание, Марина поняла, то возникающие трещины – игра воображения. Кто-то манипулировал её страхами. Почувствовав это, Марина вновь собралась с силами и продолжила путь по мосту, продолжая крепко держаться за перила.
Наконец, мост остался позади. Не успела Марина перевести дыхание, как увидела перед собой уже немолодую женщину в потрёпанном платье, которая преграждала ей дорогу. Марина остановилась, спросила у женщины, кто она и почему не хочет пускать её дальше.
Как рассказала женщина, её здесь зовут заблудшей. Таких, по её словам, в этих местах бродит несколько. Все разные – кто старше, кто моложе, и мужчины, и женщины. Все они попали сюда в разное время по одной и той же причине: пытались спасти кого-то, кто умылся ночной водой или испил её. Поскольку сами заблудшие к этой воде не прикасались, их разделили с прикоснувшимися.
– Где же тогда находятся те, ради кого мы здесь? – спросила Марина.
– Они стали пленниками тьмы. Место её в пещере, что не так далеко, вот только спуститься туда не каждый может. А бывает, кто и спустится, но выйти уже не в силах. Тьма так просто никого не отпускает. Да и спасти её пленников нелегко. Чем дольше те здесь находятся, тем сильнее меняется их природа. Многие из них уже давным-давно всех родных позабыли. Самые послушные, кто быстрее её воле подчинился, уже в её слугах ходят. Я тут уже лет десять брожу в надежде, что мой пропавший муж вспомнит меня, да всё напрасно.
– А вход в пещеру вы знаете?
– Давно нашла, а толку?! Далеко проникнуть не получается, слуги тьмы не пускают.
Марина слушала женщину, а сама тем временем пыталась понять, как можно проникнуть в пещеру, избежав встречи со слугами, и как заставить Костю вспомнить, кто он на самом деле.
Помолчав немного, она предложила новой знакомой пойти вместе. Та неуверенно сказала, что слуг обойти почти невозможно – испытано. Но Марина не сдавалась. Ведь должен же быть способ, который разрушит власть тьмы. Пока они спорили, показалось солнце. В его лучах заиграли всеми цветами радуги капли росы на траве и деревьях. Тут Марину осенила догадка: если ночная вода разбудила тьму и те, кто к той воде прикасался, попали в плен, то вода, в которой отразился солнечный свет, должна победить тьму или хотя бы помочь в поисках близких. Она рассказала о догадке женщине, и обе стали умываться росой. Марина предложила взять солнечной росы про запас. Поскольку ни у кого с собой не оказалось никакой ёмкости – знали бы, где упадут, как говорится в пословице, соломки бы постелили – решили просто смочить росой одежду.
После этого ритуала обе направились к пещере. Вот и тщательно замаскированный вход. Марина и её попутчица тихонько пробрались внутрь. Пройдя несколько метров, увидели слуг, охраняющих покои тьмы. Обе приготовились к тому, что сейчас им преградят путь, но те даже не среагировали, словно не видели ни одной из них.
Так они прошли ещё дальше, пока не показался отдельный грот. Из него тянуло сыростью. И пол пещеры, и её стены в этом месте были влажными и склизкими. Грот был почти полностью покрыть плотным туманом. Откуда он взялся внутри пещеры, непонятно. Но Марину и её попутчицу сейчас это интересовало меньше всего. Они чувствовали, что близки к цели. Возможно, за этим туманом и скрыты те, кого ни ищут.
Поскальзываясь и падая, обе, наконец, пробрались внутрь туманного грота. Стали что есть сил вглядываться в пелену тумана. Когда глаза немного привыкли к нему, попутчицы смогли различить силуэты людей, которые, словно прикованные невидимыми цепями, стояли вдоль стен грота. Марина первой смогла разглядеть в одном из стоящих двоюродного брата. «Костя!» – крикнула она и подошла ближе к молодому человеку. Тот вглядывался туда, откуда слышал крик, но то ли не видел сестры, то ли уже не узнавал её. Тогда Марина с силой дёрнула рукав своей блузки. Тот с треском оторвался, и Марина протёрла им лицо брата. Костя узнал её и в тот же момент невидимые оковы исчезли. Брат с сестрой поспешили наружу по пути они на ходу прикоснулись пропитанными росой рукавами Марины к лицам других пленников, среди которых были как взрослые, так и дети. Те, очнувшись, начали вспоминать, кто они и откуда сюда попали.
Тем временем новая знакомая Марины точно также нашла своего мужа. Она воспользовалась платком, который был на её шее, также протерев им лицо мужчины. После все вместе двинулись в обратный путь.
Марина решила попробовать вернуть память и слугам тьмы, но, пока они брели по пещере, роса на одежде уже успела высохнуть, а действие тьмы на них было очень сильным. Только разбудила лихо. Пришлось вторую часть пути уносить ноги от преследователей.
Вот все беглецы увидели висячий мост, который светился всё тем же синеватым светом. Вереницей пошли по нему. Как только оказались на другом берегу, мост стал обычным, да и всё вокруг обрело привычные очертания. Так освобождённые пленники вместе со своими спасительницами вернулись восвояси. Взрослые помогли детям найти своих родителей. История с ночной водой и солнечной росой закончилась.
Автор: Людмила Лебедева
Фото: Владимир Имайкин