Представьте себе надёжно защищённое пространство из которого люди, оставшиеся в живых и сохранившие человечность после экологической катастрофы, тайно наблюдают за теми, кого катастрофа до неузнаваемости преобразила, заставив потерять социальные навыки. До примитивизма изменилось всё: речь, одежда, отношение к окружающему миру. За поведение на уровне инстинктов стала отвечать древняя, так называемая рептильная часть головного мозга. В такой канве театр «Доминанта» представил зрителю часовой ландшафтный спектакль «Апокалипсис. После».
Итак, зрители наблюдали за экспериментом некой команды внедрения своего человека в семью, оставшуюся в живых после апокалипсиса. Было довольно необычно находиться в замкнутом пространстве, где с трёх сторон – высокий забор с металлической сеткой, а на выходе люди, облачённые в изолирующие медицинские костюмы. За сеткой, на расстоянии вытянутой руки – резервация с подопытными мутантами. Правдоподобность происходящему придавали постапокалиптические пейзажи города-призрака Верхняя Губаха.
Зрителю повезло, было солнечно и тепло. А вот актёрам - не совсем. Дождь, прошедший ранее, заставил их немного испачкаться. Что, в принципе, придало ещё большую правдоподобность происходящему. Да и не должны люди, потерявшие все социальные привязки и навыки, вплоть до умения пользоваться зажигалкой для разведения огня, выглядеть идеально чистыми. Кто бы им поверил?
Что ещё можно отнести к внешней атрибутике, проще говоря, декорациям, способствующим убеждению зрителей в реальности происходящего? Палатки, в которых каждый из зрителей проходил необходимую предварительную санобработку, прежде чем попасть в зону эксперимента. Радиосвязь, через которую до зрителя доводили перевод лопотания подопытных. Разбитый автомобиль, оставшийся, как память о лучших временах. Покорёженная вывеска «Универсам» на одном из развалившихся домов, ну и, конечно же, скелет, прилёгший отдохнуть в том, что раньше называлось телефонной будкой.
Погода и природа тоже были на стороне спектакля, придавая естественность происходящему. В том и сила, и преимущества ландшафтного спектакля. При умелом внедрении природной локации в сценографию в условиях большей объёмности сценического пространства, зритель становится непосредственных участником спектакля. Чувства зрителя начинают следовать и откликаться за проявлениями синтеза кино и театра.
Для многих резкий финал часового действа был неожиданным. Как так, вроде только жить да радоваться за новую семейную пару… Но всю идиллию happy end неожиданно нарушают дикие крики дочери, отданной в жёны незнакомцу, а затем и выстрелы, после которых становится понятно, что никто не выжил.
В спектакле очерчена резкая грань между человеком разумным в качестве которого представлены люди, организовавшие наблюдение за обитателями резервации и человеком одичалым. Казалось бы, по разную сторону ограждения один и тот же Homo sapiens… Но какая пропасть между теми, кто каким-то образом сохранился во время катастрофы вместе с частью привычного социума, и кто был вынужден выживать в одиночку, без поддержки и помощи. Просматриваемая во всём: одежде, речи, бытовых мелочах и общении.
Да и те, за стеной, тоже разные. Конечно, в основе своей они руководствуются основными базовыми функциями рептильного мозга: самосохранение и выживание. Но если семья способствует формированию и других, более высоких эмоций и целей, то в одиночестве задача только одна: дают - бери, бьют – беги. Защищай себя и свою территорию. С помощью оружия, оставшегося после катастрофы. Спектакль подводит зрителя к неутешительному выводу, человек – зверь, которым он становится после соскабливания с него социального лоска. Только поэтому в финале все герои гибнут.
Впрочем, современный мир недалеко ушёл от финала, показанного на ландшафте. Иначе, разве были бы у нас преступники? Разве были бы войны? На такие размышления-вопросы наводит очередной спектакль талантливейшей труппы театра «Доминанта», созданного при поддержке министерства культуры Пермского края.
Автор: Владимир Имайкин
Фото: Владимир Имайкин