Все мы знаем, что перед Пасхой дорожают яйца. А перед 8 Марта взлетают цены на цветы. Хозяйки Губахи, выращивающие у себя на приусадебных участках ягоды или покупающие их у частников, были готовы к такому же повороту событий относительно сахара. По крайней мере, не удивились бы. Но нынешний год дал повод применить крепкое словцо даже самым интеллигентным из них. А как иначе? Смородина-черника-клубника-вишня и прочие прелести томятся в ожидании, когда из них сварят компоты и варенье. А как варить, если на дверях магазина видишь объявление, что главного ингредиента нет?
Может, это у нас в Губахе весь сахар разом перевёлся? Нет, читаем вести правительства Пермского края и видим, что повсюду та же картина. Ягоды есть – сахара нет. Даже штаб специальный создан, оперативный, чтобы контролировать и разбираться, в чём дело. Правда, это была последняя новость на эту тему. Зато после неё на прилавках появился по крайней мере рафинад. Но варенье с ним сварить сложно.
Судя по комментариям в социальных сетях, пакетики того самого рассыпчатого всё же нет-нет, да и появляются в Губахе. Надо просто места знать и иметь там хороших знакомых, которые вам отсыплют килограмм-другой из-под полы. А ещё можно съездить в соседний Кизел. Там, по словам жителей, как минимум в одном магазине, «Елисее», сладкий яд точно есть. По вполне приемлемой цене – 76 рублей.
Самыми дальновидными оказались в этой ситуации те, кто позаботился о запасе заранее. Моя коллега, у которой дача не первый год, ещё зимой купила 20-килограммовый мешок и уже накрутила несколько трёхлитровых банок компота. Так же советует поступать и наша подписчица в сети ВКонтакте Ирина Шипицына. Ещё есть вариант – заказать сахар на известном интернет-сайте. Пятикилограммовый мешок обойдётся в 475 рублей.
Природа дефицита сахара более или менее понятна. И радует, что это ненадолго. Переходим к другой насущной проблеме – дефицит машин такси. Уже притчей во языцех стали истории, когда утром во время учебного года невозможно вызвать машину, а «ЯндексGO» выдаёт непомерные цены… В дождь ситуация повторяется.
Но дальше – больше. Наступило лето, многие люди хотят уехать поближе к водоёмам или на дачу, но не могут этого сделать, потому что слышат один и тот же ответ диспетчеров: «Свободных машин нет»!
Ситуация с вызовом такси после десяти вечера так и вовсе патовая. За вами смогут приехать работники только двух служб города. Но ждать придётся около 40 минут. Люди принимают ситуацию и ждут.
В Губахе к услугам жителей – пять служб такси. Из них четыре местных и одна сетевая. Мы созвонились с представителями трёх служб и узнали, что в день у двух из них выходят работать четыре-пять машин. Лучше ситуация у индивидуального предпринимателя Алексея Дряглева. В парке – 11 машин, все они работают ежедневно, но не хватает водителей, которых также 11. Нужны сменщики в таком же количестве.
Ночью работают две-три машины службы индивидуального предпринимателя Олега Мумрикова и такое же количество – у Алексея Дряглева. Остальные отказались от такой практики.
Олег Мумриков, сообщил, что в его парке на постоянной основе работает всего две машины и два водителя. Ещё три водителя выходят в рейсы от случая к случаю, оплачивая только диспетчерские услуги. Но в целом ситуация с кадрами тяжёлая – в прошлом году двое водителей, работавших у предпринимателя, скончались.
На многочисленных примерах сотрудников редакции мы убедились, что в представительстве крупной сети «ЯндексGO» машин, как и водителей, тоже не хватает. Часто на экране приложения читаем строчку «Нет свободных машин», либо цена за проезд и время ожидания неадекватны.
Олег Мумриков недоумевает по поводу сложившегося дефицита кадров в его сфере. «Все говорят, что в Губахе негде работать, я предлагаю работу, но никто не идёт».
Мы пообщались с губахинцем, долгое время проработавшим в этой сфере и попросившим не называть его имени. Экс-таксист считает, что в основе дефицита водителей – небольшие заработки. Таксисты, работающие в службах, должны 15 процентов отдавать начальнику. При этом моют, чинят и заправляют машины за свой счёт. «Как жить?», – спрашивает мой собеседник и резюмирует: «Вот и уходят работать на заводы!».
Есть ли выход? Мой собеседник ответил, что не видит такового. К тем причинам, которые он назвал, можно прибавить ещё и постоянно растущие налоги. Так что, не ровён час, когда мы перефразируем поговорку и скажем: «На безрыбье и автобус – такси».
Автор: Ульяна Бажанова
Фото: Юлия Королёва