Она давала энергию жизни. К 100-летию первой на Урале электростанции вспоминаем интересные факты из истории

Мало кто знает, что двадцать лет назад на ГРЭС № 3 произошло событие, которое тогда считали вторым рождением

Третья в стране и первая на Урале электростанция, построенная по плану электрификации. За всё время существования этого предприятия здесь трудились восемь семейных династий, среди её работников – 12 почётных и 4 заслуженных энергетика, 81 человек награждены орденами и медалями, а в начале нового тысячелетия электростанция пережила второе рождение.

ОТ ИСТОКОВ ДО НАГРАД

После такой патетической прелюдии заглянем в страницы истории ГРЭС имени Кирова (имя друга и соратника Сталина, кстати, было присвоено предприятию по просьбе самих рабочих в 1935 году), которая сегодня празднует вековой юбилей. Тем более, что среди этих страниц есть немало таких, которые впору не на бумаге писать, а высекать в камне.

Начнём всё же с факта одновременно монументального и курьёзного.

1924 год – электростанция готова к работе. В краевом архиве хранятся воспоминания П.М. Ефимова. Среди них – несколько строчек об открытии ГРЭС № 3: «Для придания особой силы происходящему историческому моменту на Мотовилихинском заводе заранее был куплен заводской гудок (весом более 500 кг), который установили на здании котельной первой очереди. Он и возвестил о пуске станции, да так громко, что все присутствующие невольно заткнули уши, а в ближайших домах и бараках вылетели стёкла. Гудок больше не использовали, сняли и «уволили с работы»».

Конечно, история в большей степени состояла из страниц драматических и героических одновременно. К примеру, строительству ГРЭС имени Кирова посвящены такие строки: «Работать было очень трудно. Копали лопатами котлован. Из досок сделали нары в три ряда. Землю перегребали сначала на первый – затем – на второй – потом на третий. Грузили вручную на тачки и сваливали в реку Косьву. Котлован кругом обложили бутовым камнем и кирпичом. Построили узкоколейную железную линию. По этой узкоколейке на вагонетках подвозили материал: цемент, кирпич, песок, камень и брёвна для лесов.

Автомашин в ту пору не было, и приходилось возить строительный материал на лошадях. Песок, кирпич, цемент и раствор подавали лебёдкой ручным способом. Были сделаны маленькие хомутики, приспособления для спины. В этих хомутиках таскали на второй этаж по трапу кирпич и камни. Трап служил вместо лестниц. Плохо было с одеждой в 1921-1922 гг. Рабочим выдавали вместо ботинок, лапти: на неделю одну пару. Питание тоже плохое. С пуском станции первой очереди в 1924 г. с питанием стало лучше…». Это воспоминания одного из строителей электростанции – Муяссара Сафьянова, который в ту пору был старшим рабочим, а затем – бригадиром.

Вообще, как говорят исторические факты, самым тяжёлым был 1921 год. В начале строительства электростанции была жуткая текучка кадров. За год состав рабочих сменился семь раз.

И всё же строительство, как уже говорилось, закончили, предприятие заработало. Если в начале своей жизни Кизеловская ГРЭС № 3 выдавала напряжение всего в 6 тысяч киловольт (причём эта мощность обеспечила развитие угольной и химической отрасли Кизеловского угольного бассейна; вместе с Кизеловской ГРЭС была запущена первая в Прикамье ЛЭП-35, Губаха-Половинка-Кизел), то спустя 10 лет эта цифра уже достигала 26 тысяч, а в 1941 году – 198 тысяч киловольт.

Кроме того, в годы Великой Отечественной войны ГРЭС имени Кирова обеспечивая электроэнергией все предприятия Кизеловского угольного бассейна (для них и тех, кто на фронте ждал продукцию, которой не было бы без этих предприятий, энергия, производимая ГРЭС, была поистине энергией жизни). При этом электростанция ещё и развивалась. За годы войны ГРЭС № 3 ввела в эксплуатацию две новые турбины, каждая из них увеличивала производство электроэнергии в полтора раза. В результате отпуск тепла вырос в три раза. За трудовой подвиг в этот период наша электростанция 1 апреля 1945 года была награждена орденом Трудового Красного Знамени.

ГЛАВНЫЙ ТЕПЛОПРОЕКТ

Кстати, интересно узнать, многие ли из наших читателей сегодня представляют, как менялась электростанция и как это влияло на жизнь не только Губахи, а подчас и всей страны. Для нас ведь ГРЭС долгое время ассоциировалась с теплом в домах и электрическим светом. А как вам вот такие факты?

1933 год. Впервые на Урале электрическая тяга появилась на участке железнодорожной магистрали «Кизел – Чусовская». 23 августа 1933 года на участке Чусовская – Кизел прошёл первый поезд на электрической тяге под управлением машиниста-наставника М.И. Костромина и помощника машиниста
Н.П. Буторина. Энергоэффективность делает такие поезда экологически более чистыми, чем на дизельном топливе.

Первые десятилетия ГРЭС работала с трубами, выходящими сразу из котлов. Высотой они были не более 30-40 метров. Смог стоял над землёй. Позже установили трубу высотой 120 м. А в 1961 году на высоту 150 м поднялась дымовая труба, что позволило улучшить атмосферу города Губахи.

1967 год. Новая Губаха переведена на централизованное теплоснабжение от ГРЭС № 3. До этого времени в Губахе были угольные котельные, как в Кизеле. В результате строительства теплофикационной бойлерной все отопительные котельные города, работавшие на угле, были ликвидированы, что позволило улучшить экологию. И, по сути, это превратило ГРЭС в ТЭЦ.

В 1973 году был сдан в эксплуатацию золоотвал, поэтому сброс золы в реку Косьву прекратился.

В 1983-1984 годах энергооборудование станции было переведено на использование природного газа вместо угля.

Заметим, что даже в начале нового тысячелетия ГРЭС не собиралась уходить в прошлое. В 2004 году (в год 80-летия электростанции) был введён в эксплуатацию новый, уже девятый по счёту, турбоагрегат мощностью 29 мегаватт. Эта энергомашина заменила устаревший турбогенератор, введённый в строй ещё в 1951 году. Тогда многие очевидцы сравнивали этот факт со вторым рождением.

Не будем забывать, что в этот период электростанция снабжала теплом и электричеством не только город, но и его основные предприятия – «Метафракс» и «Губахинский кокс».

Почему-то финал этой истории хочется оставить открытым, хотя, конечно, уже произошло всё, что произошло. Остались люди – свидетели истории электростанции, ветераны предприятия. Их труд, их вклад в развитие энергетики и нашего города не отменить, не сдать на вторсырьё и не заменить на нечто новое.


Это тоже интересно
В Губахинском округе офис ПРО ТКО сменил адрес
Смотрите также

Автор: Людмила Лебедева

Фото: из архива Музея КУБа