Похороненная пустота. Что стало с губахинскими шахтами четверть века спустя после их закрытия

Старая шахтёрская каска, провалы и забытая игрушка в окне заброшенной дачи – реалии закрытых шахт и некоторых посёлков сегодня

Общеизвестно, что история Губахи тесно связана с углём: впервые запасы здесь обнаружили в 1825 году, а в год начала Великой Отечественной Войны на базе трёх рабочих посёлок был образован город областного подчинения. В 90-е добыча угля стала нерентабельной, шахты было решено закрыть. В этот момент в Губахе, как и в других городах КУБа, изменилось многое.

Почему многие горняки до сих пор вспоминают свои предприятия? Потому что после смерти шахт началась другая эпоха – безработицы и нехватки средств, разграбления оставшегося наследия в виде бесхозного металла, разрушения шахтёрских посёлков и даже городов.

Корреспонденты «МедиаКУБа» проехали по закрытым шахтам Губахи и увидели, в каком состоянии находятся их поверхностные комплексы и породные отвалы. Со дня закрытия угольных предприятий прошло, в среднем, 25 лет.

Сразу необходимо отметить, что отвалов в привычном понимании уже нет практически ни на одной шахте, кроме 3/4. Скорее, это огромные курганы, в которых похоронены надежды шахтёров. Зато с них отрывается великолепный вид окрест. Отвалы не успели ещё зарасти деревьями, так как рекультивационные работы на них проходили года три-пять назад.

Шахта Крупская около ста тридцати лет «строила» свой породный отвал, «Центральная» чуть поменьше – 90 лет. За эти годы из-под земли на-гора было выдано столько породы, что теперь она составляет основу рукотворных гор, по высоте не уступающих египетским пирамидам.

Надземные комплексы «порадовали» нас огромными ямами, на некоторых мы нашли даже несколько подозрительно похожих на подземные провалы. Каждую шахту окружают посёлочки. Единственные живой из них – Нагорнский. От разрушения и забвения его спасло только то, что на момент закрытия шахты в нём жили люди, есть вода и электричество. Все остальные посёлки заброшены.

Предупреждаем тех, кто попытается повторить наш маршрут, будьте аккуратны и осторожны: старые шахты полны ловушек, которые ждут своего часа под землёй.

«КЛЮЧЕВСКАЯ». САМАЯ ПРИБРАННАЯ

Две губахинские шахты были открыты перед самой войной. В текущем году у «Ключевской» (2-я Капитальная) был бы юбилей. Ей исполняется 81 год. Это одна из молодых шахт Губахи, которая сдана в эксплуатацию весной 1941 года. Старше на год её только Нагорная, которая заработала в 1940 году. Ещё две - «Центральная» и Крупская – самые старые, работающие практически со времени открытия каменного угля в нашем районе.

Справка
Строительство предприятия было закончено к концу 1940 года. Весной 1941 года шахта № 2 «Капитальная» треста «Андреевуголь» была сдана в эксплуатацию. В 1971 году переименована в шахту «Ключевская». Затопление шахты в связи с ее ликвидацией началось 16 сентября 1995 года. Шахта закрыта в 1997 году.

«Ключевская», вернее, то, что от неё осталось, показалась нам самой прибранной: мало ям, вырытых любителями металлолома, относительно немного и мусора, свезённого сюда вместо свалки. С отвала, расположенного недалеко от железной дороги, открывался великолепный вид.

Подъезд к «Ключевской» со стороны улицы Белинской, как нельзя лучше характеризует состояние положение дел после закрытия шахт. Ведь шахты забрали с собой и посёлки, возникшие вокруг них в период строительства и работы предприятий. Поэтому всяк сюда приезжающего встречают голые печные трубы и разрушенные здания. Уцелели лишь каменные дома, построенные блочным способом в 60-70 годах в микрорайоне бывшей больницы №5. 25 лет прошло после закрытия «Ключевской», борьба с наследием первооткрывателей угля успешно продолжается.


Посёлок бывшей шахты не является концом мира. Дальше него, вглубь леса в северо-западном направлении километрах в 15-ти находится деревня «Ключи». Вот это, действительно, тупик. А в посёлок, который раньше назывался Шахтным, ещё ходят рейсовые автобусы и кое-где живут люди.


Поверхностный комплекс интересующей нас шахты, вернее, что от него осталось, больше напоминает свалку с безобразно перепаханной поверхностью. Наткнулись мы и на небольшое отверстие, которое скрывало вход в подводное царство. Определить объём и глубину не смогли, но на всякий случай сфотографировали.

Историческое фото

Отвал до небес

Сверху деревья кажутся маленькими

Сразу за отвалом - железная дорога

Отвал начинает зарастать

Каким-то чудом на вершине выросла сосна

Трубка от самоспасателя

Всё уже украдено до нас (с)

Инициалы на развалинах. Им более 80 лет

НАГОРНАЯ. САМАЯ МОЛОДАЯ

В 1931 году на промышленной площадке Нагорной были сооружены деревянные копры и началась проходка двух вертикальных стволов — клетьевого и скипового. Одновременно велось строительство деревянных зданий подъема, компрессорной, центральной котельной, механического цеха и других надшахтных сооружений. В 1936 году взамен деревянных построек стали возводиться здания из кирпича, шлакоблоков и бетона, которые и существовали до ликвидации шахты.

Нагорная была пущена в эксплуатацию за счёт труда переселенцев, со дня начала строительства шахты при ней возникло спецпоселение, которое управлялось спецкомендатурой НКВД посёлка Усьва, Губахинского района Молотовской области. Трудоустроителем выступало Министерство угольной промышленности СССР.

С 1954 по 1998 год в шахте погибло 35 человек. Самая массовая трагедия произошла 25 октября 1954 года, из-за прорыва в выработку пульпы погибло 12 горняков.

Последним директором шахты был Заслуженный шахтер России Василь Мурсалимов. Он провёл полную реконструкцию предприятия, организовал разведку, освоение и разработку малоразведанного соседнего поля - Усьвинской синклинали, что увеличило срок работы шахты на 20 лет и вывело предприятие с последнего на первое место среди шахт ОАО «Кизелуголь». Это способствовало тому, что шахта в КУБе закрылась самой последней.

Справка
Шахта заработала в 1940 году. Нагорная примечательна тем, что закрылась одна из последних в КУБе – в конце 1999 года.

От шахты не осталось ничего, кроме огромного кургана-отвала, заросшего травой, с которого открывается вид на часть посёлка Нагорнского. Сейчас в посёлке проживает около 2000 человек. Нагорнский считается перспективным. Только поэтому в ближайшие год-два сюда планируют подвести воду, которую сегодня жители получают по расписанию два раза в сутки. Началась газификация посёлка.


Нам удалось найти 8-метровый отвесный провал. Здесь же на территории, занимаемой зданиями поверхностного комплекса, много глубоких ям. Постарались металлоломщики, «доедая» богатое наследие советского времени.


Тут же на комплексе, где когда-то стоял АБК (административно-бытовой комбинат) и при подъезде к шахте нас встретили свалки мусора. Эх, велика Россия…

Историческое фото

Шахтёрская батарея-аккумулятор. Разбитая и никому не нужная

Вопросительный знак наоборот. Как и всё, что касается шахт

Летнее солнце иссушило ямы, образованные металлоломщиками на поверхностном комплексе шахты

Таинственный лаз

Здесь был пожар

КРУПСКАЯ. САМАЯ СТАРАЯ

Крупская стала так называться после революции, до неё она носила имя «Любимовская» в честь купца Любимова, который способствовал тому, что шахта начала выдавать уголёк в промышленных масштабах – 34 тысяч тонн в год. После революции шахту национализировали и переименовали в честь жены В.И. Ленина, так она стала называться шахтой «Имени Н.К. Крупской».

Справка
Открылась шахта в 1865 году, а затоплена была самой первой в Кизеловском угольном бассейне в 1993 году, просуществовав почти 130 лет. Затоплению способствовал ряд совпавших трагических обстоятельств: в июне 1993 года на Широковской ГЭС был произведён аварийный сброс воды, приведший к обрыву проводов, питающих шахту электроэнергией. Насосы, откачивающие воду из шахты, остановились, предприятие было затоплено. Губаха на четыре дня оказалась отрезанной от электроэнергии. Последним директором Крупской был Голубчиков Борис Васильевич.

При подъезде к бывшей шахте нас встретило народное творчество: над лавочкой, основу которых составили две берёзы, прибита табличка – «Крупская». Непонятно, то ли это шуточное обозначение остановки (автобусы сюда не ходят), то ли начало посёлка шахты.


Мы побывали в нижнем посёлке, встретив дачника, который представился Владимиром. Он рассказал, что в посёлке бывшей шахты осталось где-то около двадцати дач. Здесь нет ни воды, ни электричества, но люди упорно держатся за родные клочки земли. Приезжают на день, поработают, а на ночь уезжают в город. Сам Владимир фотографироваться отказался, но разрешил сфотографировать его грядки с чесноком и клубникой.


При въезде на территорию, где размещались административно-бытовые и производственные здания валяется забытая шахтёрская каска, на треть залитая дождём. Неподалёку – «стол», где пиршествовали металлоломщики, что заметно по остаткам оплёток кабелей.


Нашли мы и канализационный люк, заполненный водой. Это, конечно, не провал, но определённую опасность он всё же представляет.


Административно-бытовой комбинат, по словам нашего гида Александра Фокина, находился где-то там. В детстве он часто бывал на шахте, приезжая туда со своим отцом, который длительное время трудился на ней. Александр вспоминает, что на шахте была красиво оформленная столовая, в которой работал небольшой фонтан. Летом на улице выставлялся теннисный стол.


Историческое фото. Надпись на нём говорит сама за себя

Наша команда. Не попал в кадр только фотограф

Шахтёрская каска пережила предприятие

Шланг от экскаватора. Работы по добыче металла после закрытия шахты было много

Здесь были металлисты

И здесь, на живописном берегу Косьвы

То же самое крупным планом

Чего только не найдёшь на заброшенных шахтах

Остатки старого моста через Косьву

Вид на очистные и коксохим

Когда-то это было дачей

Одичавший крыжовник на фоне леса

ЦЕНТРАЛЬНАЯ. САМАЯ НЕУЗНАВАЕМАЯ

Строительство шахты Семёновской началось в марте 1904 года. Шахта пережила несколько переименований. После революции она стала называться «Копи труда», затем ей присвоили имя Сталина, в 1962 переименована в Центральную. На её поле работали мелкие шахты 3/4, 22, 23 и «УралОВСУ».

28 февраля 1936 года в шахте произошёл пожар из-за которого погибло 22 человека, в том числе 6 женщин. Третьего февраля 1964 года горный удар унёс жизни четырёх горняков. Пятого февраля 1971 года в стволе погибли трое рабочих в результате аварийного открывания скипа.

В 80-х автор этих строк отработал на Центральной почти 10 лет. Все эти годы изо дня в день приходил на работу, меряя шагами брусчатку, здоровался с горняками, даже спускался в шахту. Память цепко удерживает местоположение АБК, копров и вспомогательных зданий. Но спустя 25 лет, к своему стыду, я не смог определить, где какое здание стояло, настолько поверхность была обезображена ямами и канавами. Красавчиком выглядел только отвал. Огромный курган породы, присыпанный землёй, возвышался над станцией Половинка и дачами, расположенными в районе бывшего ДОКа.

Справка
Открылась Центральная в 1905 году, закончила свою работу 18 ноября 1996 года. Шахта затоплена, вода изливается через Калининку, что находится на Верхней Губахе и была закрыта ещё в 1957 году.

При подъезде к шахте нас встретили полуразрушенные здания бывшей школы №16 и ресторана «Спутник». Когда-то оба здания пользовались большим успехом у жителей посёлка. «Спутник» днём работал как обычная столовая, а вечером, как ресторан. Школа №16 обучала до восьмого класса, затем те, кто хотел продолжить учёбу, шли в школу №22.


Сегодня из «живых» на Центральной осталась только подстанция. Было удивительно видеть её здание среди навороченных куч земли и разрастающегося борщевика.

Кстати, в 2015 году на «МедиаКУБе» вышел видеосюжет, рассказывающий о шахтах посёлка Углеуральский в былые времена.

Историческое фото 1980 года, время начала расцвета Центральной

То яма

то канава

Территорию осваивает борщевик

Вид на дачи с отвала

Вид с отвала. На переднем плане - кирпичные останки школы №16. на заднем - двухэтажное здание бывшего универмага

Свободный полёт

Видимо, на Центральной металла было больше, чем на других шахтах. Глубина раскопок как нельзя лучше говорит об этом

Глубина некоторых достигала более трёх метров

Остатки вспомогательных помещений

Три проблемы современной России: металлоломщики, борщевик и пофигисты

На выезде на улицу Калинина. Рядом - монумент Воину-освободителю

ШАХТА 3/4. ОТВАЛ-АРТЕФАКТ

3/4 показалась нам интересной по причине того, что здесь сохранился единственный в Губахе породный отвал, который хоть и не очень высок, но даёт понимание того, что такое терриконы.

Открыли шахту, как самостоятельное предприятие в 40-х годах. Тут же расположился посёлок, жителями которого изначально являлось 25 человек советских немцев. Затем посёлок разросся, в нём в лучшие времена жило до 700 человек. Посёлок имел все необходимые объекты социального назначения: магазин, начальную школу, столовую, некоторое время даже функционировал детский сад, клуб. Три дома, расположенные рядом с магазином были благоустроены, тепло в них подавалось из угольной кочегарки, стоящей чуть поодаль. То есть, проживающие в посёлке имели типичный набор социальных услуг того времени.

Справка
Шахта 3/4 начала свою работу в 1943 году. Самостоятельно она проработала десять лет до 1953 года, затем была присоединена к «Центральной». В дальнейшем её ствол использовали как вентиляционный и запасной на случай аварийных ситуаций. Закрыта вместе с Центральной в 1996 году.

На шахту ведёт участок дороги из… отлёта, то есть отходов, образующихся после распила деревьев на доски. Ещё совсем недавно по этой дороге вывозили лес. Дорогу разворотили до неузнаваемости. Предприниматель, занимающийся лесом, нашёл решение – завалил ямы отлётом и теперь дачники, живущие в посёлке бывшей шахты, пользуются деревянной дорогой.


Ближе к шахте идёт «стандартная» дорога, со своими лужами и деревьями, подступившими вплотную.


На шахте 3/4 сохранился единственный в Губахе породный отвал. Его видно уже с дороги.


В бывшем сквере надшахтного комплекса цветёт вяз, который был посажен около 70 лет назад.


А в окне заброшенной дачи грустит и до сих пор ждёт хозяев белый Бим.


Явных провалов мы не обнаружили, но натолкнулись на подозрительно правильно очерченные круги начавшей оседать земли.


И небольшие озёрца воды с непознанной глубиной.

Историческое фото конца 50-х годов. Горняки шахты на фоне копра

Здесь, скорее всего, выкапывали не кабель, а водовод

Вершина единственного, оставшегося нетронутым, отвала в Губахе

О чём хочет сказать это старое дерево?

Весь надшахтный комплекс окопан глубоким рвом

Диагональ, делящая светлое и тёмное

Из отвала торчат старые брёвна, составляющие основу для электровозного пути, по которому порода и доставлялась на террикон

Родник у основания отвала

Это ещё не провал, но вода уже нашла себе дорогу вглубь земли

Когда-то на этом месте стоял поселковый клуб

Брошенная дача

Брошенная дача. Ждёт хозяев

КАЛИНИНКА. САМАЯ ТАИНСТВЕННАЯ

Конечной точкой нашего путешествия стала Калининка, расположенная на Верхней Губахе. Это одна из старейших шахт, которая заработала в 1897 году. Просуществовав 60 лет, в 1957 году она прекратила своё существование в связи с отработкой угольных запасов.

Шахта интересна штольней, которая существовала вплоть до закрытия всех шахт. Теперь через неё изливаются воды шахтного поля Центральной.

Калининка прекратила свою работу почти 60 лет назад, но до сих пор рядом с железной дорогой возвышается бункер, через который уголёк грузили в вагоны и развозили до потребителей. Нахождение здесь небезопасно, потому как сверху может «камень башка попадёт, совсем мёртвый будешь».


Так осуществляется излив шахтных вод в Косьву. Место страшненькое.


Нам удалось найти источник реки жёлтого цвета. Он находится чуть выше железной дороги и бьёт из-под земли, заливая небольшую равнину низвергаясь затем водопадом. Странно то, что для воды не прорыты канавы, поэтому она разливается по большой площади. Но, скорее всего, это только для нас, ничего не понимающих в ирригационных работах, странно. Кроме того, велика Россия: заваливай мусором, заливай кислотной водой, на наш век хватит.

Объект непонятного назначения. Скорее всего, это остатки от "костра" - основания для крепления железнодорожных путей, по которым вывозили породу на отвал.

Водопад, изливающийся через бывший отвал

Ещё одно заброшенное сооружение, определить назначение которого мы не смогли

Всё,что осталось от отвала

Судя по всему он был довольно высоким

Впереди справа виден погрузочный пункт

Этот же пункт вблизи

Всё-таки в горах живём

Источник излива шахтных вод

А это уже заброшенное здание Верхней Губахи

Когда-то здесь жили люди

Вполне вероятно, что это здание ЦЭЭМ (Центральные экспериментальные электромеханические мастерские)

Территории, где жили люди, теперь вполне успешно осваивает борщевик

ОЩУЩЕНИЯ ПОСЛЕ ПОСЕЩЕНИЯ

Конечно, устали. Полдня бродить по отвалам, ямам и канавам тяжеловато. Но вместе с тем отметили, что каждое место обладает своей неповторимой энергетикой. Где-то она лёгкая, как на отвалах Ключевской, Нагорной, Центральной и 3/4, где-то настораживающая и даже пугающая. К представителям последней относится Крупская и, особенно, Калининка, где один из наших участников замарал обувь, протонув на расплывшемся жёлтом озере, а второй чуть не провалился в рукотворную яму.

Когда-то на каждом из перечисленных предприятий работало минимум до тысячи человек. Теперь здесь бродят только одичавшие собаки, да грибники изредка навещают эти места. А пройдёт ещё 25 лет, будет ли кто-то помнить, где располагались эти шахты? Разве что кто-то случайно влетит в очередной провал, которые изредка появляются на Губахинской земле. Может, задымят отвалы, скопившие миллионы тонн породы и невыбранного угля.

Уже сегодня, путешествуя по останкам бывших подземных предприятий, сложно представить, что всего 25 лет назад здесь бурлила жизнь и тысячи человек ежедневно спускались под землю. Шахты Губахи сохранились лишь в памяти бывших шахтёров и местных жителей.

Это тоже интересно
​Скажи мне, кто ты, а не откуда
Смотрите также

Автор: Владимир Имайкин

Фото: Владимир Имайкин