В детстве девушки Юлиного возраста как одна мечтали стать актрисами, певицами, но явно не библиотекарями. Ведь тогда, на заре 90-х, будем честны, эти учреждения культуры ассоциировались с полумраком, тишиной и лёгким забвением.
Юлия согласилась со мной, что не так она представляла себе свою карьеру. Вообще, наша героиня мечтала быть ветеринаром. Дело в том, что она много времени проводила в гостях у бабушки. У той был дом на Татарском посёлке. И, соответственно, хозяйство. Поэтому Юлия умеет и козу доить, и корову. Справится, если нужно будет, с кормёжкой и уборкой за скотиной.
– Почему же Губаха не обрела в вашем лице специалиста-ветеринара?
– В один прекрасный момент я поняла, что настолько люблю животных, что не смогу причинять им боль, смотреть на их страдания. А без этого не обойтись, когда ставишь уколы, например. Поэтому никогда в жизни не буду читать книгу Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо».
– Каким же образом пути-дороги судьбы привели в библиотеку?
– Всё до банального просто. После школы моя семья не могла себе позволить отправить меня на учёбу в вуз в другой город. Материальное положение не позволяло, потому что у меня осталась только мама, папа скончался. Я осталась в Губахе, поступила учиться заочно в Государственный торгово-экономический институт по специальности «менеджмент организации»…
– Интересно… От ветеринара до менеджера?
– На самом деле, тогда эти профессии: менеджер, юрист, экономист – были модными, вот и всё. А в библиотеку попала, можно сказать, по знакомству. Шла по улице, встретила моего бывшего классного руководителя Ирину Васильевну Глыбину, и она сказала, что в библиотеку требуется специалист. Девушка, которая там работала, уехала в Пермь, и место освободилось. Пришла, меня взяли. Это был 2007 год.
– Больше в трудовой книжке нет записей?
– Знаете, есть. В библиотеке ведь, и это ни для кого не секрет, платили раньше очень мало. Помню, получила на руки свои заработанные 4200, 2300 отдала за кредит, я тогда ноутбук купила, нужен был для учёбы. Судите сами, сколько на жизнь осталось… Поэтому в моей трудовой книжке есть запись о том, что я полтора года работала продавцом. Потом ушла в декрет. А после того, как ребёнок подрос, вуаля, и я снова в стенах ставшего родным учреждения.
– То есть, можно сказать, что желание заниматься тем, к чему действительно лежит душа, взяло верх над финансовыми преимуществами?
– Получается, так. В библиотеке я чувствую, что нахожусь на своём месте.
– Если в школе женский коллектив иногда разбавляется мужчинами, то библиотека – это сугубо женское царство. И, скажем прямо, работать в таком непросто.
– В чём-то вы правы. У каждой моей коллеги свой характер, как говорится, свои тараканы (смеётся). Наиболее остро я почувствовала напряжение, когда только пришла.Коллектив уже сложившийся, все намного старше меня. Я и ещё один молодой специалист, Юлия Аширова, не раз замечали, что к нам относятся настороженно. Вроде как место чьё-то займём. Но это всё уже в прошлом. И во многом благодаря нашему мудрому руководителю Вере Викторовне Кутузовой. Она чувствует, когда что-то во взаимоотношениях идёт не так, разговаривает, убеждает, мирит. Спасибо ей за это.
– Юлия, многие до сих пор имеют смутное представление о том, чем же занимается библиотекарь, кроме того, что книги выдаёт. А ведь это явно не главная ваша обязанность. Тем более, что в губахинской библиотеке всё очень изменилось за последние годы: как дизайн помещений, так и внутреннее наполнение.
– Да, работа на абонементе для меня – скорее редкость, если надо подменить кого-то из коллег. Когда я пришла, в библиотеке существовал эколого-краеведческий отдел. Им заведовала Валентина Петровна Алексеева, известный в Губахе краевед. Она отвечала полностью за это направление, а я – за экологию.
– Что это значит? Отвечать за экологию в библиотеке? Брать пробы воды, изучать популяции птиц?
– Нет, это сугубо просветительская деятельность. Настольной книгой для меня стал всероссийский экологический календарь. К каждой дате я стараюсь придумать что-то интересное для читателей, групп школьников, студентов. Провожу тематические встречи, акции.
К примеру, жаль, но мало кто знает, что первое апреля – это не только День смеха, но ещё и Международный день птиц. В этом году в этот день в гости в библиотеку на тематический урок приходили ученики школы-интерната. А ребят ведь не зацепить, если просто встать перед ними и рассказывать про разных птиц. Родилась мысль предстать перед ними в костюме совы. По их горящим глазам и той тишине, которая была во время моих рассказов, было понятно, что цель достигнута. Раз слушали внимательно, значит, в памяти информация отложилась.
– Рассказывая о детях, у вас даже тон голоса поменялся…
– Да, мне нравится работать с детьми. С первого по четвёртый класс. Они с удовольствием откликаются на мои предложения разгадать тематические ребусы или загадки, принять участие в конкурсах. Со старшеклассниками в этом плане сложнее.
– Дети, ребусы, загадки, костюмы. Так и напрашивается вопрос, не думали стать детским аниматором? Очень востребованная сейчас профессия.
– И сложная, если заниматься этим постоянно. Требующая постоянного креатива, больших эмоциональных и физических затрат. Знаю не понаслышке, потому что раньше в библиотеке мы проводили дни рождения, сейчас каждый год готовим новогоднюю программу для ребят. Поэтому нет, я по натуре больше философ, чем «зажигалка».
– Раз философ, то и увлечения должны быть подстать. Что интересно, кроме чтения книг?
– Мы с семьёй любим выезжать на природу. Муж – заядлый рыбак. Ну и я втянулась. Даже проект написала, «Губахинский трофей». Это мероприятие с участием рыбаков, конкурс по ловле, мастер-классы от шеф-повара, возможно, создание клуба для тех, кто не мыслит своей жизни без рыбалки. Надеюсь, что этот проект удастся в скором времени воплотить в жизнь!
– Кем вы видите себя лет так через пять?
– На этот вопрос у меня ответ однозначный. Сотрудником библиотеки. За эти годы из рядового работника я выросла до заведующего информационно-экологическим центром. И, повторюсь, чувствую, что это действительно моё. Хотя были разные предложения о смене рода деятельности. Звали работать на завод, в пенсионный фонд, в администрацию. От всех предложений вежливо, но твёрдо отказалась. Кстати, этому, как ни странно, научилась, работая в библиотеке.
– А вот здесь поподробнее…
– Раньше я совсем не могла говорить «нет». Подходит, к примеру, коллега, просит помочь что-то сделать. Я бросаю все свои дела, иду помогать. В итоге у неё всё сделано вовремя, а я не успеваю. И другая коллега мне однажды сказала: «Сначала сделай то, что от тебя требуется, а вот, если время останется, тогда уж помогай другим». Я взяла этот совет на вооружение и следую ему всегда.
– Работа в библиотеке – это всё-таки медленная, но верная «консервация» или постоянное развитие?
– Точно, второе. Ведь технологии не стоят на месте. И многие из них внедряются в нашей модельной библиотеке. К примеру, с недавнего времени все новые книги у нас чипированы. Теперь читателю больше не нужно прибегать к помощи сотрудника, чтобы взять или сдать книгу. Выдаются электронные читательские билеты. Но, так как возраст посетителей часто преклонный, наша миссия – обучить их пользоваться современным оборудованием.
– То есть наступит такой момент, когда техника в этом плане заменит человека. Не переживаете за это?
– Нет, потому что у нас достаточно других функций. Ведь библиотека, и мы всем коллективом к этому стремимся, становится местом, где можно почитать, провести обучающие мероприятия, фокус-столы, мастер-классы, акции и прочее. Так что без работы не останемся!
Автор: Ульяна Бажанова
Фото: предоставлено Юлией Чумариной