Остался позади триединый день голосования. Аналитики подводят итоги, а мы, перелистав страницы старых газет, увидели, что не всегда выборы проходили так спокойно, как сегодня. В начале XXI века случались и настоящие бури. Сегодня «МедиаКУБ» вспоминает четыре самые яркие избирательные кампании в городах КУБа.
Одной из самых скандальных стала кампания по выборам главы Губахинского района в 2004 году. Основная борьба шла между двумя кандидатами: пенсионером, бывшим директором шахты «Центральная» Виктором Цеовым (поддерживался коммунистами) и директором ООО «Метастрой», представителем «Единой России» Михаилом Гребенниковым. Но суть борьбы заключалась не в отношении избирателей к партии власти или к её оппонентам. По мнению экспертов из Пермского государственного университета (ныне – ПГНИУ), корень противостояния был в недоверии к «варягам». Большинство избирателей хорошо знало Цеова, чья жизнь и трудовая деятельность полностью была связана с Губахой, потому люди голосовали за него по принципу «зато свой». Гребенникова же «своим» губахинцы не воспринимали, поскольку он к тому времени успел поработать на предприятиях Оренбурга, Тольятти и лишь в 1981 году обосновался в Губахе.
Так или иначе, согласно статистике, за «зато своего» Виктора Цеова проголосовали избиратели в Новой Губахе, посёлках Северном, Углеуральском и Широковском. В посёлках Нагорнском, Шестаках, 10-м, 20-м километрах большинство голосов было отдано за Гребенникова. Таким образом, Виктор Цеов победил со значительным преимуществом, набрав более 55% голосов. У Гребенникова было много меньше. Надо сказать, явка была достаточно высокой – свыше 54% от всего населения, имеющего избирательное право.
Самое сложное здесь заключается в том, что конкуренция во время выборов главы района уже после них переросла в самый настоящий конфликт. Вот беда. При мэре-коммунисте большинство членов гордумы (с 2006 года – Земского собрания) оказались единороссами и, к тому же, представителями «Метафракса». Кстати, заметим, что они на всех участках побеждали с огромным отрывом от соперников. Избирательная кампания закончилась. Пошли будни самоуправления, вот тут-то и грянул гром.
Всё началось с фразы мэра о том, что «Метафраксу» нужно быть скромнее»». И, как ни пытался гендиректор «Метафракса» Владимир Даут не подавать вида, говоря, что он – слишком занятой человек и на конфликт у него нет времени, жизнь в городе часто начиналась со сводок на политфронте.
В общем, налицо был конфликт во властных структурах. Политолог, доктор политических наук Александр ВИЛКОВ говорит, что «большая часть конфликтов несёт вполне конструктивные функции и является неотъемлемой частью конкуренции». Однако это не про губахинскую ситуацию. Если всё начиналось с противостояния «свой – чужой», то закончилось неприятием противоположного мнения. Хотя здравый смысл говорит о том, что нахождение в Думе представителей градообразующего предприятия – вещь выгодная для самого города. Народ им доверил, а они готовы оправдать это доверие, значит, стоило бы их энергию направить в нужное русло, а не искать подвоха. Иногда по-настоящему побеждает тот, кто умеет найти компромиссное решение. Это тоже политика, только более гибкая и конструктивная. У главы города в то время это не получилось.
2006-й год. Очередной накал страстей. На сей раз в связи с выборами в Законодательное собрание Пермского края. В Губахе главными соперниками стали действующий краевой парламентарий Анатолий Ожегов и новый гендиректор «Метафракса» Владимир Даут.
Как вспоминает политтехнолог Алла ТАРАСОВА, на протяжении многих лет руководившая избирательными кампаниями в городах КУБа, эти выборы ей особенно запомнились:
- Запомнилось то, как люди увидели очень достойного человека. Поверили и пошли за Владимиром Александровичем. Намерения у Анатолия Ивановича были тогда очень серьёзные. И на старте кампании перевес был в его пользу (я имею в виду апрель-май-июнь). Но далее весы качнулись в другую сторону.
Заметим, что эта избирательная кампания для Ожегова оказалась последней. Настоящим громом среди ясного неба стало то, что один из кандидатов, лидер оппозиционной депутатской группы «Гражданское общество» Анатолий Ожегов взял да и отказался продолжать предвыборную гонку в разгар кампании. В интервью изданию Business Class он пояснил это так: «Во-первых, затраченные деньги на борьбу не соразмерны с теми результатами, которые приносит депутатский мандат. Во-вторых, административный ресурс настроен против меня, и в этой ситуации не исключена возможность снятия меня с предвыборной гонки. В общем, высокие риски и плохая окупаемость, как в бизнесе».
Далее в этом же интервью сошедший с дистанции депутат жаловался на давление, которое на него оказывалось, и препятствия со стороны администрации Кизела. «Сигналы о том, что мне в округе чинятся всевозможные препятствия, стали поступать уже давно. Например, однажды я попытался опубликовать свое мнение в муниципальной газете Кизела. Но её редактор сказала мне, что глава города Игорь Штэник категорически запретил печатать материалы за моей подписью. Да и выборное законодательство сегодня таково, что при желании снять можно любого кандидата».
Так или иначе, его отказ от продолжения участвовать в кампании сыграл на руку основному сопернику. Уверенную победу на выборах одержал Владимир Даут.
Далее были выборы 2009 года. Выбирали депутатов Земского собрания Губахинского городского поселения и Думы района. Против действующих депутатов выступила команда Анатолия Ожегова и Виктора Цеова, объединивших усилия на этих выборах. Аналитика пермского университета здесь особенно безжалостна. «Избирательная кампания шла очень активно с бурными страстями. В чем только не обвиняли действующих депутатов, например, в намерении продать ряд муниципальных предприятий. От такой беспардонной лжи даже прокурор не выдержал».
Всего на депутатские места претендовали 47 кандидатов. 15 из них – единороссы. В результате в Думе оказались 11 представителей партии власти. «Губахинский кокс» вёл себя неактивно, он выставил всего одного кандидата, но он не прошёл в Земское собрание. Шесть кандидатов выдвигал «Метафракс», прошло пять работников завода. Из команды Цеова-Ожегова в Думу попали четыре человека. 14 представителей малого бизнеса хотели попасть в Земское собрание, но прошёл лишь один.
Таким образом, выборы 2009 года были достаточно конфликтными и скандальными. На этот раз можно заметить, что местная элита разделилась на три противоборствующих лагеря. Это связано с конфликтом главы города с градообразующим предприятием. Следует отметить, что партия власти никак не реагировала на конфликт в городе, не стремилась его погасить. Партия тогда не стала той силой, которая смогла бы консолидировать местную политическую элиту.
Кампания 2018 года в целом была не совсем обычной. В том плане, что очень многие кандидаты так и не дошли до финиша, выбыв по разным причинам. Тогда в депутаты Думы Кизеловского округа метили 64 кандидата, но в ходе избирательной кампании кому-то было отказано в регистрации, кто-то был снят с предвыборной гонки, а кто и сам в конце концов снял свою кандидатуру. Вот что об этом сообщалось в газете «Уральский шахтёр» от 18 августа 2018 года: «…бывшему главе Кизеловского района Игорю Штэнику и экс-мэру Кизела Дмитрию Чернопискому отказано в регистрации на выборах в Думу… По информации «Ъ-Прикамье», территориальная избирательная комиссия отказала в регистрации Д. Чернопискому на основании недостаточного числа недействительных подписей, так как ранее УФМС установило, что паспортные данные, указанные в подписных листах в поддержку кандидата, были недостоверными. Также он указал недостоверные сведения о судимости…».
Причиной отказа в регистрации Игоря Штэника послужило расхождение о месте работы в разных документах, представленных им в ТИК. Кандидату предложили уточнить информацию, он этого не сделал. Ещё один кандидат, бывший глава района Александр Гаврилов сам написал заявление на снятие своей кандидатуры. Причину такого поступка он не объяснил.
При этом те ещё страсти разгорелись в 2018 году в Кизеле. Причём итоги выборов кое-кто пытался отменить ещё до дня голосования. По крайней мере, об этом говорили многие СМИ. Противостояние разгорелось между кандидатами от единороссов и представителями ЛДПР во время избирательной кампании депутатов городской Думы.
Сыр-бор разгорелся, как объясняют информационные источники, из-за нарушения авторских прав. Якобы кандидаты от ЛДПР «в своих листовках незаконно использовали фото кизеловского моста. Предполагаемый автор снимка уже умер, но суд всё равно оперативно рассмотрел иски, поданные конкурентами-единороссами, и принял решение «снять» либерал-демократов с выборов».
Лидер команды ЛДПР Марат Хафизов, бывший глава администрации Кизела, тогда заявил: «Мы считаем, что ряд факторов в совокупности уже сейчас делает итоги этой кампании нелегитимными. Нарушаются права и интересы избирателей. Если потребуется, мы дойдем и до Верховного суда РФ». При этом он утверждал, что кандидаты, которых собираются снять с предвыборной гонки, будут бороться за свои права. Также Хафизов сообщал и о нарушениях со стороны конкурентов.
Тут, как говорится, пошумели и успокоились. В итоге выборы закончились полной победой кандидатов-единороссов.
В целом, прослеживая ход местных выборов прошлых лет, видим, большинство избирательных кампаний не оставляли равнодушными ни кандидатов, ни избирателей. Особенно это было заметно в нулевых. Оно и понятно. Тогда зачастую в глазах рябило от многопартийности и общего числа кандидатов. Причём каждый из них был уверен, что сможет изменить жизнь, возможно, даже поменять ход истории. Кто-то мыслил только в масштабах конкретного города, кто-то – более глобально… А те, от кого зависел исход, то бишь электорат, шли на участки с большей, чем сегодня, охотой. Просто были уверены, что их голоса решают если не всё, то многое. Да и ситуация, в которой оказались города Кизелбасса в конце 90-х – начале нулевых, подталкивала к активным действиям. Большинство понимали: нужны новые лидеры, способные дать бывшим шахтёрским городам будущее.
Автор: Людмила Лебедева
Фото: Pixabay