Эксперты утверждают, что к началу лета мы стали оставлять в магазинах больше денег. С чем это связано: мы больше покупаем или берём меньше, но цены выше? Что за зверь «ключевая ставка» и на что она влияет?
Казалось бы, мы с конца февраля уже привыкли к тому, что на российском рынке изменения происходят почти ежедневно. Но вот исследовательский холдинг «Ромир» опубликовал статистику, где выяснилось, что недельные расходы россиян увеличились в сравнении с предыдущим периодом. Так, траты на покупки в магазинах неделю назад у среднестатистического покупателя составляли около пяти тысяч 276 рублей, на текущей неделе мы стали оставлять в кассах супермаркетов порядка пяти тысяч 477 рублей. Средний чек на прошлой неделе составлял 672 рубля, а сегодня уже 686 рублей. Попробуем выяснить, что повлияло на рост нашей расточительности. Сразу оговоримся, на сей раз не трогаем технику, говорим только о продуктах питания.
На первый взгляд, ответ напрашивается сам: выросли цены. Однако, смеем заметить, что в последние две недели стоимость товаров, как продуктовых, так и промышленных, замедлила рост, а в отдельных случаях и вовсе остановилась или стала ниже. Поскольку сегодня нас в большей степени интересуют продукты питания, посмотрим, какая картина складывается на прилавках губахинских магазинов.
А там на сегодня снизилась цена на сахар, который в марте доходил до 90 рублей за килограмм, в конце мая опустился до 75,99 рубля, сейчас же в сетевых магазинах его продают по 72 рубля с копейками. Пошли вниз цены на некоторые овощи, в частности, огурцы, капусту, свёклу, томаты. Стоимость картофеля постоянно варьируется, поскольку заканчивается прошлогодний запас, а свежий стоит дороже. При этом заметим, что впереди сезон урожая, значит, эти продукты дороже точно пока не станут.
Молочная продукция тоже меняет стоимость не только в зависимости от инфляции, но и от времени года. То же касается куриных яиц. Последние, в сравнение с предпасхальной неделей, подешевели в среднем на 20-30 рублей. Сложнее с курицей: в сетевых магазинах человеку, который появляется там набегами после работы, уследить сложно. Другое дело в специализированных магазинах от производителя. В одном из них поинтересовались у продавца ценами на птицу. Та без тени сомнения ответила: «На курицу цены уже давно не поднимались. В последнее время они и скачут-то на рубль: 172-173 за кило».
Крупы не слишком радуют. Признаемся честно, то, что цена на гречку, к примеру, стала чуть ниже, слышали, но ведь тут имеется в виду социальный вариант, а пакеты с таковым долго не лежат на полках, потому к вечеру, когда после работы заходим в магазин, остаются только те, что подороже.
Конечно, мы не рассматриваем мясо, заморские фрукты и разного рода гастрономическую экзотику. Это отдельный случай.
Нарисовали почти оптимистичную картину. Приходит другой вопрос: неужели покупатель так обрадовался снижению, что всё-таки стал больше приобретать продуктов или запасаться ими впрок? Увы, председатель правления Конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин считает, что спрос на продукты наоборот имеет тенденцию спада. Виной тому постепенное снижение доходов населения.
В настоящее время, и это подтверждает наш опрос читателей «Уральского шахтёра», большинство уже стали экономить – на одежде, технике или отдыхе.
Эксперт же уверен, что возможна и экономия на еде. В целом на рынке сейчас фиксируется снижение активности потребителей.
Тем не менее, есть ещё один фактор. Именно на конец мая–начало июня пришлось повышение минимальной зарплаты и новые выплаты на детей. Плюс начался период отпусков. Это тоже время, когда потребители тратят больше средств, в том числе в магазинах. Пусть это всё временные величины, не исключаем, что дальше пойдёт спад, но единовременное действие на рост расходов они оказали.
Согласно исследованиям СберИндекса, на рост потребительских расходов повлияло ещё и то, что за время пандемии у части населения скопились высокие сбережения, поскольку что-то откладывалось на потом. Сработал так называемый эффект отложенного спроса. И да, часть покупателей, как они сами объясняют, не надеются на грядущую стабильность, потому всё же отдельные продукты покупают впрок.
Наконец, ещё один двигатель реализации покупательной способности. Возможно, не все следят за тем, как Центробанк РФ постепенно снижает ключевую ставку. Если после 24 февраля она взлетела до 20 процентов, то 10 июня Банк России понизил её до 9,5 процента. На проходящем же в эти дни Петербургском экономическом форуме зампред правления Сбербанка Анатолий Попов заявил, что летом стоит ожидать дальнейшего замедления инфляции и укрепления рубля, потому, вероятно, ключевая ставка вновь пойдёт вниз и следующее значение будет равно восьми процентам.
Конечно, кто-то ассоциирует понижение ставки с ростом иностранной валюты. Однако последние два месяца показали, что биржа слабо реагирует на такие действия, и доллар продолжает падать, а рубль идёт вверх. В настоящий момент, и это подчёркивает глава Центробанка Эльвира Набиуллина, понижение ключевой ставки проводится не для того, чтобы замедлить рост стоимости национальной валюты, а для того, чтобы дать возможность облегчить кредитование граждан, ведь от величины ставки зависит процент кредита. Тем самым увеличить покупательную способность населения и поддержать ритейлеров и производителей товаров. Выходит, есть вероятность, что режим жёсткой экономии в наших семьях всё же не потребуется. Если дела дальше пойдут так, как пророчат эксперты, ситуация в сфере продаж/покупок не станет критичной.
Автор: Людмила Лебедева
Фото: Людмила Лебедева