Краеведы… краелюбы… Кто они, эти люди, чем живут? Вообще, что делать: изучать фоссилии (что ещё за странное слово?) или просто книги писать? И ещё, есть ли ответ на вопрос: почему на территории Губахи не нашли стоянок древних людей?
Признаюсь, в начале дискуссии, которая развернулась в клубе «Краевед», что много лет существует при центральной библиотеке, постоянно вспоминалась песенка из «Бременских музыкантов»: «Ходим мы по краю…». После провела аналогию: клуб живёт, меняет форму и стиль – от посиделок за чаем перешли к дискуссиям, – сейчас ещё и концепцию решили обновить, всё верно: момент переломный, как переходный возраст – всегда «по краю», на острие. Дальше – эволюция.
Здесь, пожалуй, позволю «лирическое отступление» для тех, кто с библиотечными краеведами не сталкивался. Замечу, что люди здесь все уникальные, каждый – специалист в своей области, а любовь к родному краю за долгие годы сплотила их в дружный коллектив.
Итак, вернёмся к поискам основного направления и некоей системы в работе. В качестве прелюдии прозвучало выступление учителя истории с многолетним стажем Анны Дринко. Анна Степановна привела пример из жизни, рассказав, как её ученики в 90-х – начале 2000-х из просто любопытных ребят становились краеведами.
Пришла идея, затем отправились на поиски артефактов. Начали буквально с того, что под ногами – с камней. Их было великое множество, а с учётом того, что наши камни когда-то были дном моря-океана, почти каждый экземпляр можно назвать красивым словом фоссилия. Теперь поясним: фосси́лии – ископаемые остатки организмов или следы их жизнедеятельности, относящиеся к прежним геологическим эпохам.
Дальше – больше. Не заметили, как стали и палеонтологами, и геологами в одном лице. Но желание узнать больше вернуло к тому, с чего начали – к истории. Позже ребята под руководством Анны Степановны написали исследовательские работы даже о развитии сельского хозяйства в крае и о пенитенциарной системе.
Стоит заметить, что в те годы в школе № 14 был даже создан музей, который держался на инициативе и энтузиазме учителя и учеников.
Попутно Анна Степановна напомнила, что примерно до 1933 года, после Октябрьской революции, не было не то что краеведения, даже историю не преподавали. Первая тоненькая книжечка об истории нашего края появилась в 50-х. После печатались и другие книги по истории Прикамья, но вот о Губахе так ничего и не появлялось.
Почему об этом говорю столь подробно? На мой взгляд, в рассказе историка прозвучали и важные вопросы, и намёки на возможные ответы. Книг о Губахе именно в краеведческом ключе до сих пор раз-два и обчёлся, и созданы они подвижниками, по крупицам собиравшими нашу историю.
Однако тут члены клуба краеведов заострили внимание на том, что большинство материалов основано на вторичных источниках, в частности, на материалах местных газет. Ни в коем случае не умаляя заслуги автора работ Валентины Алексеевой, которая проделала огромный труд, заметим, что такое краеведение не может быть абсолютным. Всё-таки в плане науки не достаёт той составляющей, о которой вначале сказала Анна Дринко, – живого исследования, раскопок и прочего.
В спорах и обсуждениях затронули и главную загадку, которую некоторые скептики выдают как аксиому, доказывая, что наша Губаха – это «гиблое место». То есть как так вышло, что, изучая карту, можно увидеть отмеченные места древних стоянок людей в соседних городах, например, в Кизеле, а вот на территории Губахи – пустота.
Признаюсь, мнение краеведов добавило оптимизма. Во-первых, вид сверху на окрестности – берега рек, леса – заставляют думать, что такие места должны были притягивать человека. Тут и рыба, и добыча охотника – от мяса до мехов. Как минимум есть источники пресной воды и материал для того, чтобы поддерживать огонь и построить жилище.
Во-вторых, порадовало гениальное предположение: стоянок не нашли, потому что просто не искали. Доказательства? Кто знает, где именно искать? Принято считать, что по берегам рек, но суть в том, что границы берегов сотни лет назад и сейчас не совпадают от слова «совсем». Та же Косьва, к примеру, была широкой и даже судоходной (и это в XIX веке), а что могло быть ещё раньше?!
Есть ещё источник, из которого можно собрать интереснейший материал – воспоминания очевидцев и участников тех или иных событий. И здесь следует помнить, что воспоминания не являются безоговорочным основанием научного труда, зато прекрасно воссоздают дух эпохи.
Отсюда – новые споры и предложения. Ведь воспоминания – это тоже отпечатки, только не в камне, а в жизни, и замечательная возможность собрать и дополнить информацию о ярких личностях, которые оставили свой след в губахинской истории, об участниках Великой Отечественной войны, репрессированных. Руководитель клуба Наталья Хороманская обратилась с призывом к единомышленникам, чтобы вспоминали сами, записывали рассказы других.
Кроме того, прозвучало предложение поднять собственные архивы – документы, старые фото. Как верно заметила Наталья Хороманская: «Надо лишь взглянуть на это под другим углом. А задача библиотеки – зафиксировать и, главное, сохранить эту информацию. И по возможности транслировать её широкой аудитории».
Наконец, каждый из участников клуба «Краевед» – живая история. Каждый неординарен, талантлив. Каждый – настоящий кладезь знаний. Потому решено каждому на время стать звездой на собственном бенефисе.
Напоследок позволю себе поразмышлять над всем услышанным. Если честно, задела констатация факта: «Молодёжь в клуб не идёт». Вопрос: «Почему?». Как человек со стороны, предполагаю, что молодёжь и не знает о таком клубе (имею в виду большинство, которое всё-таки – не любители библиотек), и, что среди не слишком молодых есть те, кто мог бы участвовать в работе клуба и привнести туда что-то своё.
Любителей старины у нас хватает. Знаю тех, кто сам обходил и даже облазил наши берега и скалы и непроходимые леса, имеет собственные коллекции разного рода окаменелостей и прочего добра. Роют самостоятельно, иногда объединяются в группы, только всё это стихийно и вне науки. Вот если бы удалось найти точки соприкосновения и взаимодополнить друг друга? Как? Появился бы прочный фундамент краеведения? А может, тогда докопались бы и до следов древних людей…
А если под шумок удастся наладить сотрудничество с профессионалами, спровоцировать их на совместные исследования… Конечно, размечталась, но вдруг кто рациональное звено найдёт.
Автор: Людмила Лебедева
Фото: архив клуба «Краевед»