Как не угодить в нейросети. Искусственный интеллект растёт и быстро учится, не отменит ли он самого человека?

Медицина пока остаётся самой тяжёлой областью – здесь нейросети нужно использовать с особой осторожностью

Их боятся, они становятся надёжными помощниками, с их помощью поворачивают мошеннические схемы, в них даже влюбляются. А вы уже познакомились с ними?

Возможно, кто-то уже понял, о чём речь. И мы тоже не станем тянуть мхатовскую паузу, признаемся, что сегодня говорим о нейросетях.

К ЧЕМУ ПРИВЕЛИ ИССЛЕДОВАНИЯ МОЗГА

Для начала расскажем, с чего началось будущее. Нет, вспоминать фантастику про роботов здесь не станем, хотя писатели, безусловно, внесли свой вклад, подтолкнула учёных. А те, как Герцен (по Ильичу) развернули и расширили, только не агитацию, а работу.

Когда увидели, что цифровой мозг компьютера способен выполнять действия, заданные программой, решили, почему бы не попробовать создать аналогию мозга человека, чтобы на цифровой модели посмотреть работу живых нервных датчиков — нейронов.

Попытки дали результат. В конце концов из эксперимента появился искусственный интеллект.

Заметим, что таким, какой сегодня нас манит и пугает, ИИ стал только в 2020 году, кстати, не без участия знаменитого Илона Маска. На свет появился ChatGPT от OpenAI.

Потом, как и полагается, стали появляться подобные нейросети. Сам Маск поссорился с авторами первенца и уже с другой корпорацией создал новую. Наш Сбер породил «Кандинского». Яндекс разродился своим GPT и маленьким «Шедеврумом». В общем, они размножаются.

ПРЕКРАСНЫЙ И УЖАСНЫЙ

Возможно, Илон наш Маск сейчас икает от частного упоминания его имени, но как же быть, если он при всей любви к своему детищу всё же в своих интервью нередко говорит об опасении, не станет ли нейросеть этаким цифровым богом.

Дело в том, что ИИ способен обучаться, подстраиваться под человека, который с ним работает, более того, он порой даже врать может! Понятно, что опасения в этом случае имеют место. Именно потому сейчас некоторые мессенджере и интернет-сервисы требуют подтвердить, что вы не роботы. Конечно, процедура со всевозможные отыскиванием автомобилей, переходов и мостов на картинках подчас для нормального человека утомительна. Это даже раздражает. Но зато есть уверенность, что пишет и говорит живой человек.

Более того, чем совершеннее становится ИИ, тем опаснее наша безопасность. Совсем недавно в заметках пользователей приложения одного из банков прочитала, как при помощи нейросети, точнее дипфейка, который она создала, мошенник дважды смог обмануть службу безопасности этого банка и воспользоваться средствами автора поста. Не секрет. Что сейчас именно во избежание такого рода неприятностей банки просят предоставить биометрию, фото. Когда кто-то пытается посягнуть на ваши средства, сотрудник банка просит ответить на видеозвонок, чтобы сравнить ваше фото и лицо адресата. А дипфейк помогает обыграть службу безопасности.

Вот что говорит по этому поводу Игорь Бедеров, основатель компании «Интернет-Розыск»

— Современный генеративный ИИ оперирует числами (т.е. все слова зашифрованы в биты информации или токены) и вероятностями их использования в тексте, а не смыслами. Иными словами, это лишь электронный болванчик, складывающий слова в предложения, как ребёнок кубики. Их ещё называют стохастическими попугаями (случайно угадывающие подходящий ответ). Поэтому опасаться самого ИИ пока бессмысленно. Создать что-то новое или альтернативно мыслить он не может. Однако следует опасаться людей, применяющих ИИ в преступных целях. Это реально стало большой проблемой сегодня.

В СЧИТАНЫЕ СЕКУНДЫ

Признаюсь, никогда бы не взялась писать об этом шайтан-бабае ни строчки, если бы сама не попробовала пообщаться хотя бы с малой частью существующих ныне нейросетей. Ну, надо же было узнать, на что они способны! Даже прошла несколько ознакомительных курсов, чтобы узнать, через что лежит путь к сердцу ИИ, а заодно получить бесплатный доступ к ChatGPT. Он же американец, а я принципиально никакими випиэнами не пользуюсь.

Общение с искусственным интеллектом начала с «Кандинского». Просто потому, что он был первым из доступных. По сей день пытаюсь найти с ним общий язык. Штука не простая, надо сказать.

В плане прорисовки, бесспорно, вполне себе — справляется достойно. К тому же можно выбирать стили и размер, что важно. Но иногда, чтобы объяснить, что именно ты хочешь увидеть на созданном шедевре, требуется богатый словарный запас и ангельское терпение. Этот ИИ-тип от некоторых запросов глючит, как от мухоморов.

В этом плане с американцем гораздо проще. Признаюсь, русский язык он понимает лучше, потому генерирует изображения без заморочек. К тому же быстро обучается, приспосабливаясь к пользователю.

Плюс – GPT умеет не только рисовать, но и писать статьи и сценарии, делать презентации и многое другое. Вдобавок он может общаться с пользователем. В общем, вполне коммуникабельный.

«Шедеврум», как говорят айтишники, пока работает в режиме тестирования. Он доступен в мобильном приложении. Уже умеет генерировать неплохие картинки, к примеру, милоту всякого рода «Шедеврум» рисует бесподобно. Всевозможные пушистики — его конёк. С текстами, правда, сложнее. То есть он их пишет, но до GPT пока далеко.

А вот что говорят люди, которые точно является в этом деле специалистами.

Марина Винберг, ИТ-предприниматель, нейролинер:

Что касается работы с современными нейросетями, выбор подходящего инструмента зависит от конкретных требований проекта. GPT-3 от OpenAI зарекомендовал себя как одна из самых гибких систем для работы с текстом. Её способность к обучению на больших объёмах данных делает её удобной для широкого спектра задач.

Помимо универсальных моделей, есть направленные решения. Проект Claude от Anthropic направлен на создание полезных, честных и безвредных систем ИИ. Claude предлагает выполнение сложных задач по обработке текста с высокой степенью предсказуемости.

В то же время Deci.AI занимается оптимизацией моделей машинного обучения для повышения точности и эффективности работы ИИ – это отличный выбор для более технически заинтересованных пользователей.

Касательно обучаемости существует целый спектр моделей: от легкообучаемых до сверхсложных систем требующих огромных ресурсов для тренировки. Сегодня мы видим прогресс в упрощении этого процесса через transfer learning (перенос обучения), предобученные модели и автоматическую настройку гиперпараметров.

Александр Веретено, учёный-практик, архитектор брендов, руководитель агентства нейробрендинга «Vorona Agency», стратегического маркетинга Автохолдинга «Барс»:

— Здесь всё зависит от задач. И если по направлениям, то, конечно же, текстовая тема — это GPT, лучший OpenAI. Если мы говорим про изображение и картинки, это Midjourney. Если про видео, то, наверное, приведу пример Runway. Я думаю, что Runway и Kyber являются лидерами рынка.

Антон Баланов, топ-менеджер, обладатель международной степени «Магистр делового администрирования», профессор:

Распространение и усовершенствование искусственного интеллекта даёт возможность автоматизировать определённые задачи, повысить эффективность и удобство, однако важно помнить, что человеческий творческий потенциал, интуиция, креативность и эмпатия, остаются неповторимыми и важными для многих областей.

В работе с современными нейросетями выбор зависит от конкретной задачи. Например, для обработки изображений свёрточные нейронные сети (CNN) считаются эффективными. Для работы с последовательными данными, такими как текст, используются нейронные сети (RNN) или их вариации, такие как LSTM или GRU. Для генерации текста и ответов на запросы часто применяются модели типа Transformer (например, GPT).

Обучение нейросетей это сложный процесс, требующий опыта и доступа к достаточному объёму данных для тренировки. Однако существуют различные инструменты и платформы, которые упрощают работу над использованием нейросетей, делая их более доступными для разработчиков и исследователей.

Признаюсь, при желании, если наладить взаимопонимание с искусственным интеллектом, он здорово помогает в работе. Не надо ломать голову над иллюстрациями — составь подробный запрос, и нейросеть выдаст тебе изображение. Кроме того, нейросетям можно поручить аналитику данных, сбор информации и много чего ещё. Правда, специалисты рекомендуют информацию проверять или просить ИИ давать ссылки на источник.

Отдельный вопрос, кому принадлежит право на то, что создала нейросеть. И здесь, хоть нет пока чётких границ, возникает деление. Есть авторское право и право интеллектуальной собственности. В большинстве стран первое отдают создателям ИИ – корпрациям. Второе, если человек действительно участвовал в создании картинки или текста, принадлежит человеку. Ведь рисует или пишет нейросеть по вашему заданию, а, чтобы всё получилось, я уже сказала, какие усилия порой требуются.

ЧТО ОНИ БЕЗ НАС

В ходе общения с экспертами встретила очень интересные мнения, которыми считаю нужным поделиться.

Нейробиолог Олевия Кибер, активно использующая нейросети как в исследовательских целях, так и для донесения итогов и перспектив своих работ, делится обзором современного состояния и опытом применения ИИ.

Нейросети используются в науке, технологиях и лабораторной практике несколько десятилетий. Их прародители назывались генеративными алгоритмами и решали прикладные задачи со множественными вариантами ответов.

В текущем десятилетии они обрели популярность потому, что стали делать то, что у всех на слуху и на виду. То есть рисовать красивые картинки, создавать полезные тексты, музыку и видео.
Стоит уточнить, что нейросети, это ещё не интеллект. У нашего естественного интеллекта есть возможности использования чётких алгоритмов, очень похожих на компьютерные программы, которые работают медленнее и точнее.

Нейросети работают быстрее, но уступают в точности. Поэтому в сфере, где точность необязательна, такой как искусство, это до определённого предела приемлемо. И конечно, при объединении подходов, которое пока не практиковалось из-за сложной архитектуры, можно было бы говорить про ИИ, но пока рановато.

В работе с современными нейросетями при решении конкретной задачи возникает множество трудностей. На один эпизод 16-секундного видео из 4 отдельных анимаций может понадобиться более 20 генераций, прежде чем получишь результат, близкий к искомому.

Нейросети не могут заменить интеллектуальный труд человека хотя бы потому, что они ничего не делают сами. Их возможности составить комбинацию из плодов деятельности людей по запросу человека (промту). И их слабое место это объём данных. Если он мал, а обучения с оценкой результата было недостаточно, то нейросеть даёт очень слабенький итог.

Поэтому разработчики зачастую сначала выкладывают бесплатные пробные версии, чтобы широкая публика могла принять участие в обучении. На этом этапе как раз можно создать контент максимально бюджетно и повлиять на будущие эстетические предпочтения нейросети. Например, в начале создания пятиминутного клипа при помощи нейросети genmo на свою песню «Нейро Чудо», у меня уходило по 20-40 генераций на эпизод, а под конец работы нейросеть делала как мне красиво с 1-4 раза.

Отслеживание нейросетей в состоянии тестового обучения процесс интересный. После они закрываются и дают максимум бесплатный пробный период в несколько промтов. Но и за них, если вы точно знаете, в чём ваша задача, можно успеть её осуществить. Для музыки интересны AIVA и suno. Для видео genmo и runaway Gen2, для картинок есть интересный ресурс «Акула нейросетей».

Нейросети это дополнение человека, позволяющее эффективнее доносить свои идеи и концепции методами, в которых лично вы не профессионал, но точно знаете, какой смысл в глубине посыла. Новые правила больше творцов и авторов, меньше рутины, ремесленников и контента ради контента. Оригинальное смысловое зерно, созревшее в идейном человеке благодаря нейросетям, прорастает в искусстве, уравнивая шансы с теми, кто просто может делать яркие обёртки.

Можно сказать, что нейросети не заменят, а дополнят интеллектуальный труд человека. И сделают тех, кто хочет, но не может, могучими. Тех, кто может, но не хочет, свободными...

И ЗДЕСЬ МЕДИЦИНЕ НЕ ВЕЗЁТ

А вот что говорит о применении нейросетей Маргарита Баженова, заместитель генерального директора SEO-компании «Скобеев и Партнёры»:

В нашей компании 2023 год был непосредственно связан с внедрением ИИ в рабочие процессы. Причём мы внедряли как уже имеющиеся решения на рынке, так и занялись разработкой собственных продуктов на базе ИИ для использования в работе нашими сотрудниками и с прицелом на выведение данного продукта на рынок.

Сейчас мы разрабатываем программное обеспечение на базе нейросетей, которые будут обучаться на наших инструкциях, на требованиях поисковых систем с целью оптимизации работы специалистов по продвижению сайтов. Благодаря этому сотрудники «Скобеев и Партнёры» смогут, используя возможности нейронок, формировать корректные и эффективные рекомендации в короткие сроки.

Кроме того, в 2023 году мы внедрили использование нейросетей в бизнес-процессы отдела копирайтинга. Это позволило значительно нарастить объёмы создаваемого контента. На октябрь 2023 года нейронки заняли более 34 процента его объёма. При этом общая себестоимость снизилась благодаря использованию нейронок на 25 процентов.

Ключевой задачей в работе с нейросетями было научиться правильно их использовать, задавать правильные запросы. На это у нас ушло примерно полгода.

Второй задачей было понять, где можно использовать сгенерированные тексты, а где качество текстов будет низким и ресурсы на правки перевесят ценность от нейронок. Для себя мы определили ключевые области использования: авто, бытовая техника, одежда/обувь, продажа мебели, цветов, бытовые услуги, кейтеринг, красота и так далее.

Медицина пока остаётся самой тяжёлой областью – здесь нейросети нужно использовать с особой осторожностью, очень важно передать достоверную информацию. Поэтому при работе с медицинской тематикой нужны редакторы с медицинским образованием.

НЕ ДОВОДИ ДО ПРЕДЕЛА

Ещё один наш эксперт по искусственному интеллекту, создатель CEO-компании Mirey Robotics Андрей Наташкин так говорит об этом:

Траектория развития искусственного интеллекта один из самых обсуждаемых вопросов последних нескольких лет.

Многие эксперты предсказывали, что развитие машинного обучения вызовет резкий рост безработицы. Сейчас мы видим две тенденции. Заменяется дешёвый и монотонный труд, а также внедряются решения на основе ИИ в те сферы, где труд угрожает жизни человека. Сдерживающим фактором здесь выступает неготовность людей к восприятию новой реальности.

Характерный пример: роботы-промоутеры оказались крайне неудачным кейсом. С точки зрения внедрения технологий в производственный сегмент, наблюдается проблема кадров, работающих на стыке областей. С одной стороны, есть разработчики ИИ. С другой, есть инженерный персонал. А вот связующее звено это проблема. То есть очень не хватает людей, которые понимают, как работает алгоритм в условиях реального производства.

Однако с таким понятием как этика намного больше вопросов чем ответов. Как разграничить естественный и искусственный интеллект? Как сохранить право человека на собственное мышление? Существуют ли границы дозволенного для искусственного интеллекта?

Приведу несколько примеров, и вы увидите, как этический аспект развития нейросетей касается каждого из нас. Крупные компании при рекрутинге сотрудников часто используют ИИ. Выяснилось, что использование нейросетей при рекрутинге значительно ущемляло женский пол. В 60 процентах случаев искусственный интеллект выбирал мужчин при прочих равных условиях.

Другой пример из области здравоохранения США. ИИ определял, кому необходима медицинская помощь, основываясь на материальном положении пациента. То есть получите вы медицинскую помощь или нет, решит алгоритм: если вы недостаточно зарабатываете, значит экономически невыгодны для государства.

И это только два поверхностных примера. При более детальном анализе можно обнаружить большое количество подобных ситуаций.

Ольга Тюрина, доцент кафедры мировой экономики РЭУ имени Плеханова:

Внедрение искусственного интеллекта это не будущее, оно происходит уже сейчас. Мировой рынок программного обеспечения для искусственного интеллекта вырастет на 154 процента к 2025 году прогнозируется, что эта отрасль будет оценена в 22,6 миллиарда долларов США

Вопрос о потенциальной замене человека ИИ в интеллектуальном труде вызывает много дискуссий, но все сходятся в одном: ИИ, скорее, будет дополнять человеческие способности, а не полностью заменять их. Как пример «промышленный интернет вещей», повышающий эффективность производства, его безопасность, качество продукции, оптимизирующий затраты на обслуживание оборудования, логистику и управление ресурсами, при этом он снижает затраты благодаря сокращению простоев.

Развитие ИИ может привести к изменениям на рынке труда, но также открывает возможности для создания новых видов работ и инноваций. Чтобы минимизировать негативные последствия автоматизации, важно инвестировать в обучение и переквалификацию людей.

И всё же человеческий интеллект обладает уникальными качествами, такими как креативность, интуиция, эмпатия и способность к анализу сложных ситуаций. Поэтому во многих областях он остаётся незаменимым.

Ещё одна эксклюзивная особенность человека этика. Данное явление сложно встроить в машину, так же как и мораль, которую сложно спроектировать, поэтому, при выполнении монотонной задачи не стоит ожидать от нейросети проявления этики и морали.

Что касается обучения нейронных сетей, то существует множество методов и инструментов, например TensorFlow, PyTorch, автоматизированные платформы для создания моделей (AutoML).

Марина Винберг, ИТ-предприниматель, нейролинер:

Мы стоим на пороге новой эры, где нейросети не просто помогают нам с ежедневными задачами, но и переопределяют понятие творчества и интеллектуального труда. С каждым днём мощности и возможности нейросетей расширяются: они создают произведения искусства, пишут тексты, генерируют музыку, разрабатывают дизайн продуктов и даже кодируют программное обеспечение.

Использование нейросетей для творческих целей становится все более популярным. Программы, вроде DALL-E от OpenAI, способны рисовать картины на основании текстовых запросов. GPT-4 же может написать за вас статью или сценарий, неотличимые от человеческого труда. И это лишь вершина айсберга.

Мы видим успехи в области презентаций также. Платформы используют нейросетевые алгоритмы для автоматизации создания слайдов, подбора изображений и форматирования информации – всё это экономит часы работы.

Не грозит ли такое распространение ИИ опасностью полного замещения интеллектуального труда человека? Действительно, рутинные и типизированные задачи ИИ справляется выполнять с завидной эффективностью. Однако пока что кажется маловероятным полное замещение человеческого фактора в творчестве – нашего внутреннего мира, уникального видения и эмоциональной окраски.

В общем, паниковать пока рано, но и слишком заигрывать с ИИ не стоит. Всё должно быть в меру.


Это тоже интересно
Игрушки для зуммеров. Усвойте 4 правила, с которыми бродилки и стрелялки будут безопасны и даже полезны вашим детям
Смотрите также

Автор: Людмила Лебедева

Фото: Людмила Лебедева ChatGPT