Заливы с камышами, сода с известняком, изменения в федеральном законодательстве... Не поверите – всё это предлагалось в качестве решения проблем сточных вод заброшенных шахт. А истина, как всегда, где-то рядом.
Шахты на территории Кизеловского угольного бассейна существовали 200 лет. Уже более десяти лет прошло со времени закрытия последней из них. Природа же до сих пор вынуждена терпеть и страдать из-за чьей-то нерадивости.
За те 200 лет, что работали шахты в КУБе, в них периодически скапливалась вода. Причём, в количестве гораздо большем, нежели сегодня. Как ранее комментировал это явление заслуженный эколог России, замдиректора по научно-исследовательской работе Естественнонаучного института ПГНИУ Николай Максимович, дело здесь в карстовых явлениях, когда под воздействием воды происходит растворение, выщелачивание горных пород. Так получаются естественные резервуары для накопления воды. Происходит реакция, в результате в воде оседают вредные вещества, такие как марганец, цинк и прочие, растворяются кислоты. Всё это делает шахтные воды опасными для всего живого.
Скопление отравленных вод в прошлом просто выкачивали из шахт и сливали в местные реки. А это около 100 тысяч кубов сточных вод! Никаких очистных сооружений не было и в помине. Шахты закрыли, но карст никуда не делся. Описанный процесс продолжается, а скопившаяся вода уже самостоятельно ищет выход и попадает в наши речки. А «карстовые провалы» встречаются во вполне человеческих решениях.
Как показывает статистика, в настоящее время в существующих изливах шахтных вод содержание железа порядка 16 тысяч предельно допустимых концентраций, марганца – до двух тысяч ПДК, алюминия – около тысячи ПДК, тяжёлых металлов, в том числе цинка, десять и более ПДК. Всё это богатство из заброшенных шахт попадает в почву, оттуда стекает в реки. На сегодня площадь, поражённая вредными веществами, составляет уже порядка 500 гектаров.
Сейчас источниками загрязнения окружающей среды КУБа являются отвалы шахтных пород и стоки с них, русла и поймы рек, где накоплены миллионы тонн осадка, выпавшего в реки – водоприёмники кислых шахтных вод во время работы шахт и после их закрытия. Это реки Северная Вильва, Южная Вильва, Кизел, Косьва, Большая Гремячая, Большой Кизел, Восточный Кизел, Сухой Кизел.
Доколе?! Очевидно, так думали жители Кизела, когда обращались в суд с иском. Требования были просты: решить проблему загрязнения речных вод шахтными изливами. Нельзя сказать, что до этого никто не задумывался о грозящей экологической катастрофе. Наоборот, к теме кислотных рек КУБа обращались даже федеральные СМИ, да только их материалы имели характер неких вспышек без взрывов. Появилась публикация, пошумели о ней сверху до низу и наоборот, и снова всё стихло.
Проблему обсуждали общественники. Даже появилась хорошая инициатива включить работы по очистке рек КУБа в программу «Оздоровление Камы» (ведь все наши реки впадают именно туда), к примеру, в рамках федерального проекта «Экология». Инициативу поддержали на самом высоком уровне.
А закрытые некогда шахты продолжают привлекать внимание любителей заброшек, сборщиков металла и просто любопытных. Впрочем, не только.
Помнится, даже в прокуратуре заинтересовались тем, что шахты находятся в свободном доступе – это ж небезопасно!
И вот подан иск. Даже суд прошёл, принял решение, возложил обязанности. Заметим, что ещё до суда региональные власти говорили о причинах того, что на краевом уровне невозможно что-либо предпринять. Причина понятна: в пору работы шахт они находились в ведении Министерства энергетики России. После закрытия угледобывающих предприятий, конкретно – с 2015 года, к решению вопросов было привлечено министерство природных ресурсов и экологии. Получился этакий плотный и запутанный клубок, когда вроде все слагаемые известны, а спросить не с кого.
Вот суд и обязал решить проблему загрязнения рек шахтными водами оба министерства. Минэнерго поручили разработать проектно-сметную документацию по строительству очистных сооружений для сточных вод, а минприроды – устранить накопленный вред на всей территории КУБа до 2025 года. Кроме того, по мнению суда, минприроды должно до 2029 года очистить девять рек, в том числе Вильву, Кизел, Косьву и Усьву.
Можно кричать ура. Да не стоит торопиться. Пока жители Кизелбасса радовались, что суд на их стороне, минэнерго подало апелляцию. Прошёл очередной суд, где ведомство оправдывало своё бездействие и пыталось все полномочия взвалить на других. Основным аргументом было то, что энергетики бы отвечали за деятельность шахт, но в том случае, если бы те продолжали работать. Шахты закрылись – полномочия минэнерго закончились.
На это, правда, в суде нашлись иные доводы. Оказалось, нет акта ликвидации шахт, а без бумажки… сами знаете, что бывает.
Выяснилось также, что ранее этим ведомством уже якобы были потрачены 600 млн рублей на консервацию и ликвидацию шахт, только положительных результатов никто не увидел. Здесь, наверное, тоже карстовый провал.
Более того, представители ведомств вообще выразили мнение, что реального решения проблема не имеет. Хотя, как сообщало из зала суда одно из краевых изданий, в ходе заседания было предложено направить стоки шахтных вод в заливы с камышами, мол, это позволить снизить концентрацию вредных веществ в почве.
Надо сказать, так себе предложение. Превратить заливы в металло-серо-кислотную помойку… А куда деваться той живности, которая эти камыши населяет?
Тут мы поинтересовались мнением эксперта. Вот что сказала о возможном варианте исхода эколог, начальник лаборатории отделения промышленных и сточных вод АО «Метафракс Кемикалс» Наталья МИХЕЕВА:
- Не знаю, где у нас есть заливы с камышами, там, скорее рогоз. Но не это важно. Шахтные воды несут в себе серную кислоту, она губительна для живых организмов. Любой залив – это целая система, где собраны живые микроорганизмы, насекомые, птицы. Попади туда кислая вода, ничего этого не станет, да и сами камыши исчезнут. Мне как-то довелось наблюдать, что может сделать даже маленький ручеёк с кислой водой, а про изливы шахт и говорить страшно.
Вопрос: зачем изобретать велосипед, если решение, простое и безопасное, находится на поверхности? Замдиректора по научно-исследовательской работе Естественнонаучного института ПГНИУ Николай МАКСИМОВИЧ озвучил его ещё в 2018 году в интервью «АиФ»:
- В Кизеловском районе есть немало известняковых карьеров, где при добыче возникают так называемые отсевы – до нескольких миллионов тонн в год. И их некуда сбывать. В США, например, в загрязнённые шахтными водами реки добавляют измельчённый известняк (карбонат кальция). Он имеет щелочные свойства. Его высыпают прямо в реку для нейтрализации кислых стоков. В результате они добиваются воды хорошего качества и даже где-то восстановили поголовье форели. А она, как известно, любит чистую воду. Мы предлагаем для повышения эффективности отсевы с кизеловских карьеров смешивать с отходами содового производства в Березниках. Сода тоже нейтрализует кислоту и ускоряет реакцию. Мы уже провели лабораторные эксперименты и посчитали, сколько примерно нужно такой смеси на очистку одного куба донных отложений. Это не потребует больших затрат.
Получается, есть выход и дешёвые средства почти под ногами, да нет того, кто возьмётся за это.
Здесь обнадёживающе прозвучали слова председателя комитета Государственной Думы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Дмитрия КОБЫЛКИНА, который на днях посетил Прикамье:
- Помимо ликвидации изливов нужно построить очистные сооружения, провести мероприятия по экологической реабилитации и восстановлению экосистем. Сейчас минприроды и минэнерго вместе с регионом разрабатывают дорожную карту, в которой должны быть предусмотрены все этапы работы на столь большой территории.
Напомним, что Дмитрий Кобылкин обсудил надвигающуюся экологическую катастрофу в КУБе с губернатором края Дмитрием Махониным и представителями законодательной власти. Как было отмечено участниками, для того, чтобы решить задачу с очисткой рек, нужно внести изменения в законодательство РФ, которые позволят включить отработанные участки угольных месторождений в реестр объектов накопленного вреда отдельным пунктом. Благодаря этому можно будет разграничить полномочия федеральных ведомств и разработать, наконец, механизм ликвидации шахт и устранить опасность от изливов шахтных вод.
Остаётся надеяться, что теперь точно все звёзды сойдутся и водного апокалипсиса в КУБе удастся избежать.
Автор: Людмила Лебедева
Фото: из архива «МедиаКУБа»