Один мой друг как-то рассказал невероятную историю про любовь. Как говорит рассказчик, он услышал об этих событиях от своей бабушки. Та, в свою очередь, уверяла, что кое-кого из действующих лиц знала сама. Правда, давно это было.
Итак, случилось это в Нагорнском посёлке в начале прошлого века, в ту пору, когда уголь там только-только нашли. Ещё и посёлка-то не было, так, первые домики появлялись. Кто сам туда приходил в поисках лучшей доли, кого привозили осваивать новые месторождения. В общем, всё только начиналось. Однако поодаль от остальных стоял уже довольно старый покосившийся домишко. Жила там одинокая, такая же старая, как дом, бабуля. Местные острословы шутили, мол, молодой она не была совсем. Родилась сразу лет девяноста с гаком. Немощная на вид бабулька с вечной палкой-посохом держалась особняком. Да и на улицу редко выходила. Проковыляет туда-сюда и снова скроется.
Было и ещё кое-что, наводившее на всякого рода подозрения и кривотолки. Жила-то бабуля одна. Детей-внуков у неё вроде и не было, да и про мужа история умалчивает. При этом огород она имела внушительных размеров, и, на удивление всем, он всегда был ухожен, всё в нём росло. Все удивлялись. Вот по весне народ Божий думает, как часок-другой выкроить, чтобы свои огородики вскопать да вовремя ту же картошку посадить. Глядь, а у бабки уже всё вскопано и посажено. Как старая успевала?! Загадка.
Вдобавок у бабки жил огромный цепной пёс, пугавший людей одним видом. Потому к нелюдимой бабке во двор никто не совался. Правда, была одна девчонка-сирота лет семнадцати. Звали её Катей. Она не боялась ни бабки, ни её псины. То ли потому, что сама бед натерпелась, то ли действительно, как говорят, со странностями была, но Катюшка всех жалела. В прямом смысле муху обидеть боялась, а уж всякую мохнатую живность – котят, щенков – привечала, как людей. Сама бедствовала, а этим бедолагам готова была последние крошки отдать. И к бабке из жалости захаживала. Старенькая, мол, кто ж ей поможет воды принести, двор подмести… Как идёт, всегда хоть корочку хлеба и для псины несёт. А тот на Катю даже ни разу не гавкнул. Морду из будки высунет, примет угощение и провожает Катю взглядом.
Вот как-то был праздник. Молодёжь после работы собралась на вечорку. Погуляли, повеселились, расходиться стали под утро, уже светало. Идут молодые ребята по улице, слышат, в бабкином огороде кто-то разговаривает. Удивились. Чего старой не спится, да и с кем она говорит так громко? Неужели кто в гости нагрянул? Решили тихонько подойти, посмотреть. Подкрались к забору, заглянули внутрь и обмерли. Бабка стоит у избы с палкой, постукивает ею да командует, а здоровый парень лопатой орудует – огород копает. Удивились. Да слышат звук какой-то странный – при каждом движении копальщика, помимо ударов лопаты о землю, слышно какое-то бряцание. Присмотрелись, а парень-то с ошейником и сзади него здоровая цепь тянется. Стоит парню приостановиться, передохнуть, как бабка за цепь дёргает и вновь палкой стучит. Тут ребят осенила страшная догадка. Парень тот – не парень вовсе, а пёс цепной, да и бабулька непростая. Поняли да и побежали прочь.
Днём все судачили о том, что скрывала от людских глаз старуха. И, если раньше побаивались подходить к её дому, то теперь особо пугливые и вообще в ту сторону предпочитали носа не показывать. Только Катя по обыкновению безбоязненно отправилась к бабке. Зашла во двор и заметила, что пёс не радуется ей, как было до сей поры. Собака жалобно поскуливала, спрятавшись в конуре. Девушка решила узнать, что случилось, подошла, протянула руку к псу. Тот ещё жалобнее заскулил и выбрался из будки. Катя увидела, что на боку у пса выдран клок шерсти и чуть кровится свежая рана. Тут на крыльцо вышла старуха, взмахнула палкой: «А ну, пошёл вон! Что ты людей пугаешь!».
Катя пыталась было сказать, что она не боится, но старая её опередила.
– Всю ночь не спал паразит, ещё и с цепи сорвался. Пришлось приструнить. Палкой огрела, вот теперь тебе и жалуется.
Пёс же, поджав хвост смиренно полез в конуру, а Кате показалось, что из его глаз потекли слёзы.
Девушка по обыкновению сходила на колодец за водой для старухи да услышала разговор двух соседок о том, как ночью бабка пса-человека палкой работать заставляла. Девушка решила узнать, что происходит.
Только стемнело, Катя подошла к забору и стала ждать. Вот полная луна на небе. Бабкин двор как днём стало видно. Пёс из будки выскочил, отряхнулся, повёл ноздрями и обернулся в ту сторону, где притаилась Катя. Девушка испугалась, что её заметили. А пёс тем временем вильнул хвостом, узнав знакомый запах, но подбежать не успел, как стал человеком. Старуха во двор вышла. Парень только её палку увидел, безропотно взялся за лопату и принялся копать дальше. Однако всё чаще поглядывал в Катину сторону. Бабке это не понравилось. «Ах ты, скотина проклятая!» – закричала она, и палка вмиг полетела в пригнувшегося парня. На сей раз тот ловко увернулся, а старуха, почуяв неладное, сама доковыляла до посоха и злобно погрозила им в сторону улицы.
Девушка решила не дожидаться, когда старуха её рассекретит, и ушла домой. Заснуть этой ночью она не смогла, всё думала, что произошло, как старуха получила себе в услужение оборотня. И удивительно, что, вопреки страшным историям, какие ей доводилось слышать некогда от своей бабушки, которая в детстве заменила ей родителей, этот оборотень не нападал на людей. Ведь учуял, что она стоит совсем близко к забору, но никакой кровожадности в нём Катя не заметила. И ещё, бабушка её говорила, что оборотни наоборот в полнолуние из человека становятся собакой или волком, или кем ещё, а тут собака в человека превращается.
Бабушки Катиной уже не было в живых, так что, задать все вопросы было некому. Но что-то внутри говорило, что она должна разобраться в этой запутанной истории.
Вот снова наступила ночь, и Катя пришла к дому старухи. Так же притаилась за забором, вдруг совсем рядом услышала чьё-то дыхание. Слегка отпрянула. В этот момент раздалось тихое нетерпеливое урчание пса – звук, который издают собаки, желая обратить внимание человека. Катя замерла. Вновь луна поднялась над окрестностью. Пёс встряхнулся, и, прежде чем из избы выглянула старуха, Катя услышала мужской голос, который полушёпотом предупреждал: «Беги отсюда. Старуха узнает – нам обоим несдобровать».
– Кто ты? – спросила девушка, словно забыв об опасности.
– Теперь я её раб. Я раньше не был псом, я человек. Она меня околдовала и подчинила своей власти.
В этот момент появилась старая колдунья. Пёс-человек замолчал, а Катя, наконец, из своих размышлений вернулась в реальность и поспешила последовать совету, отправилась домой.
В ближайшие несколько дней у избы старухи Катя не появлялась, но идеи докопаться до сути странной истории она не оставила. Где найти того, кто объяснит? Тут Катя вспомнила про свою троюродную тётку. Это была, пожалуй, единственная её родственница, оставшаяся в живых. Жила она где-то на Усьве. Когда жива была бабушка, тётка однажды навещала их с Катей, но бабушка с тёткой не ладила, иногда называла её ведьмой. Теперь Катя на эту «ведьму» и надеялась
Девушка добралась до её дома. Хоть и прошло много лет, но та сразу её признала. Обрадовалась, усадила за стол. Тут в разговоре Катя и выложила всё. Видя живой интерес девушки, тётка, наконец, решилась рассказать то, о чём знала сама. Так Катя узнала, что старуха эта на самом деле колодня, змея она подколодная, власть имеет над любым человеком, если сможет его очаровать. В лунную ночь колодня принимает облик молодой девицы и является парням. Кто поддастся её чарам, станет ей верным псом – днём будет дом сторожить и хозяйку охранять, а по ночам в полнолуние работать.
– Незавидная доля, знаю, – как бы закончила рассказ тётка…
– А как же помочь ему? Он что, так и будет до смерти мучиться? – испугалась Катя.
– Одна ты ему не поможешь, надо, чтобы он сам захотел.
– Так неужели же ему собакой быть лучше?
– Э, милая, цепь-то он с себя рад бы снять, но ведь колодня его очаровала. Тебе смысл-то понятен?.. Вот, если полюбит он кого так, что своей жизни не пожалеет, тогда чары колодни пропадут...
Добралась Катя до дома, отдышалась, да тут же и решила посмотреть, всё ли в порядке с очарованным. Тихонько вошла во двор к старухе, пёс впервые не остался в будке, а выскочил навстречу, словно предупредить о чём-то хотел. Но было уже поздно. Катя почувствовала, как её ног коснулось что-то холодное, и остолбенела. Невероятной длины гадюка обвилась вокруг ног так, что девушка не могла сделать даже маленького шага, и открыла пасть для укуса. В это время пёс успел передней лапой ударить змею по голове. Колодня тут же сползла на землю и бросилась на пса. Такой змеиной прыти никто не видывал. Уже после нескольких укусов гадюки пёс изловчился и всей пастью вцепился в неё. Змеиная голова отделилась от всего остального. Хватка её ослабла. Но пса это уже не спасло. Катя склонилась над бездыханным телом собаки и заплакала. Но в этот момент пёс глубоко вздохнул, медленно поднялся с земли, отряхнулся, сбросив с себя змеиное тело, и внезапно стал человеком.
Власть колодни исчезла, Катя легко сняла ошейник с шеи молодого человека. Части гадюки Пётр (так звали парня) и Катерина сожгли, ведь змея, если её разрубить и оставить, отлежится, и части её расползутся в стороны, каждая станет новой гадюкой. Сами же молодые с той поры никогда не разлучались, дожив вместе до глубокой старости.
Автор: Людмила Лебедева
Фото: Pixabay