Неизвестные стороны КУБа. Разбираемся, как крейсер «Аврора» связан с местными шахтами и как Ленин стал забойщиком

В одном из музеев КУБа я наткнулась на редкую музыкальную пластинку «Шахтёрская слава». Там были песни, посвящённые горнякам Донбасса, а вот про Кизелбасс ни слова. Изучая спичечную сувенирную продукцию «Спичечные этикетки СССР. Слава шахтёрскому труду» 1970-х годов, удивилась, что указаны все территории, на которых в Советском Союзе были шахты, кроме КУБа. Неужели в истории страны нет нашего следа?

Урал – кладовая всех богатств нашей Родины. Он всегда оставался недосягаемой мечтой всех врагов нашей страны. Завоевать Урал – в их понятии значило завоевать Россию. Почему всё, что происходило здесь, всегда покрывалось пеленой тайны и почему кизеловские шахты тщательно скрывались? В этом материале я постаралась узнать, заявлял ли КУБ о себе в масштабах страны. Информация, которую мне удалось отыскать, поразила меня до глубины души. Думаю, что, вы тоже откроете для себя КУБ с другой стороны.

Идея написать статью приходила ко мне поэтапно. Помнится, в одном из музеев КУБа я наткнулась на редкую музыкальную пластинку «Шахтёрская слава». Там были песни про тяжёлый шахтёрский труд в исполнении народных артистов СССР. Встречались песни, посвящённые горнякам Донбасса, а вот про Кизелбасс ни слова. Тогда значения я этому не придала. Спустя время, изучая лоты на одном аукционе, увидела лот со спичечной сувенирной продукцией «Спичечные этикетки СССР. Слава шахтёрскому труду» 1970-х годов. Там были указаны все территории, на которых в Советском Союзе были шахты, кроме КУБа. Отсутствие кизеловских шахт в повестке нашей страны удивило меня. Сложилось впечатление, будто бы наши шахты скрывали от людей. И мои подозрения не были беспочвенны.

Ещё в годы Великой Отечественной войны наше правительство приняло решение перебазировать всю оборонную промышленность на Урал, а уж после Второй мировой, изучив уроки прошлого, начать это дело скрывать. Вернее, просто не распространяться. Ведь в годы холодной войны, с 1947 по 1991 год, главными мишенями для врагов СССР были Москва и Урал. Неспроста 1 мая 1960 года под Свердловском был уничтожен самолёт U-2 с лётчиком-шпионом Фрэнсисом Гэри Пауэрсом. Противникам важно было знать, что скрывает СССР в непроходимых таёжных лесах Урала. Думается мне, что именно дела холодной войны стали причиной неупоминания КУБа в повестке страны. И эта скрытность возможно, сыграла свою роль в период закрытия наших шахт. Ведь, если проанализировать всевозможные забастовки шахтёров, то именно о беде кизеловских ребят было слышно хуже всех. Изучив архивные документы, книги и пообщавшись со старожилами здешних мест, мне удалось собрать интересные эпизоды из истории Кизеловского угольного бассейна, когда слава о нём просачивалась в федеральную повестку. Итак, представляем список событий и вещей, через которые КУБ заявлял о себе на всю страну.


Что тебе снится, крейсер «Аврора»?

Наверное, самым поразительным открытием для меня стала информация о том, что легендарный крейсер «Аврора», рядом с которым фотографируется каждый второй турист в Санкт-Петербурге, ходил на кизеловском угле! Этот факт мне довелось узнать из книги первого секретаря Кизеловского горкома партии
В. Ляпина и журналиста Г. Сулейманова «Город рабочей доблести. 50 лет шахтёрскому Кизелу». Чтобы не писать ничего от себя, вот отрывок из книги: «…несколько месяцев хозяйничали колчаковцы в Кизеле. Шахты были затоплены, оборудование либо вывезено, либо разрушено. Коммунисты подняли трудящихся на быстрейшее восстановление копей. Уголь был нужен как хлеб. В.И. Ленин следил за ходом восстановительных работ. 23 сентября 1919 года он шлёт на Урал телеграмму: «Продовольствие рабочих, восстанавливающих мост через Косьву, Луньевской ветки, а равно рабочих кизеловских копей и фуражирование их лошадей абсолютно необходимо для обеспечения войны».

20 ноября 1919 в телеграмме, адресованной Реввоенсовету 3-й армии, В.И. Ленин вновь требует: «Во что бы то ни стало снабдить всех рабочих Урала, особенно Екатеринбургский район, Кизел и другие угольные районы, полным запасом необходимого продовольствия. Все военные власти и путейские отвечают за безусловное исполнение». Благодаря пристальному вниманию В.И. Ленина, были приняты все меры к скорейшему возобновлению путей вывоза топлива в промышленные центры республики. Героическим трудом рабочих в морозную и голодную зиму 1919 года были восстановлены мосты через Косьву и Усьву, через Чусовую и Каму. На запад пошли угольные эшелоны. Первые из них предназначались революционному Балфлоту, в том числе «Авроре». На легендарном крейсере служил тогда кочегаром земляк кизеловцев – луньевский шахтёр Александр Соломонович Неволин, возглавивший при штурме Зимнего один из отрядов революционных матросов. Кизеловский уголь вновь работал на революцию».

Теперь понятно, что снится крейсеру «Авроре, когда утро встаёт над Невой. А снится ему, как на заре своей боевой славы бороздил он просторы Балтики на жирном качественном кизеловском угле.


Ах, белый теплоход!

7 ноября 1958 года на судоверфи Warnowwerft Варнемюнде в Германской Демократической Республике (ГДР) построили и спустили на воду углерудовоз «Углеуральск». Он стал седьмым судном, построенным компанией Warnowwerft. Всего компания с 1957 по 1986 год построила около 320 грузовых судов, большая часть из которых – для СССР и ГДР. Теплоход Азовского морского пароходства «Углеральск» был назван в честь города Углеуральска (сейчас посёлка Углеуральского). Экипаж судна и трудящиеся предприятий посёлка держали постоянную связь.

Отрывок письма моряков «Углеуральска» к горнякам шахты «Центральная» был опубликован в газете «Уральский шахтёр» от 16 января 1971 года. «Наш экипаж, – пишут моряки, – очень интересуется вашими делами, товарищи шахтёры. Регулярно читаем вашу многотиражную газету «Голос шахтёра», радуемся вашим успехам, огорчаемся неудачам». Тут же рассказано, как на днях горнякам пришла посылка с сувениром – макетом венецианской гондолы, а на ней гравировка «Горнякам углеуральской шахты «Центральная» от экипажа теплохода «Углеуральск». Здесь же написано, как горняки «Центральной» в ответном письме рассказали о своих успехах в предсъездовском соревновании. «В настоящее время, – пишут они, – 64,3 процента угля у нас добывается с помощью комбайнов. Всё это обеспечило прирост среднесуточной добычи на 14 процентов, в результате чего коллектив сумел полностью ликвидировать образовавшуюся задолженность и в декабре завершил выполнение предсъездовских обязательств по выдаче 3 тысяч тонн дополнительного угля». Вслед за письмом в город Жданов, где базировался «Углеуральск», горняки шахты отправили посылку с сувениром – макетом отбойного молотка, на котором выгравировали надпись: «Нашим друзьям по соревнованию – экипажу теплохода «Углеуральск» от трудящихся углеральской шахты «Центральная». Счастливого вам плавания!». Тёплая дружба горняков и моряков продолжалась до конца существования теплохода. За 26 лет теплоход «Углеуральск» с мирным советским грузом побывал на всех континентах земного шара.

В архивах Губахинской библиотеки сохранилось множество вырезок из газет и поздравительных писем экипажа. Например, телеграмма от 1 января 1961 года «Поздравляем трудящихся города с новым, 1961, годом. От души желаем успехов в труде на благо нашей Родины, здоровья и счастья. Сообщаем, что социалистическое обязательство мы перевыполнили. Новый год встречаем в Атлантическом океане». Свой трудовой путь теплоход «Углеуральский» закончил в Японии в 1984 году, где, по-видимому, его порезали на металлолом.


А помнишь, как раньше друг другу писали?

Как стремительно ушла от нас эпоха написания рукописных писем и ожидания почтальона у своих ворот. Ведь ещё совсем недавно писем ждали с таким же трепетом, как и встречи с дорогими людьми. Помнится, было так забавно – напишешь письмо бабушке, а спустя время оно приходит к ней вместе с твоим приездом. Вот вы уже вместе, сидя на кухне, читаете то, что было адресовано ей ещё месяц назад. А какие были красивые в продаже конверты и марки. Даже увлечение у советской молодёжи появилось – филателия, коллекционирование марок. Вообще, прообраз современного конверта появился ещё в 1820 году в Англии, а вот Россия новое изобретение подхватила спустя 35 лет. Создание конвертов – это особое искусство. Форме и художественному оформлению отводили немалую роль. Как почтовый конверт связан с КУБом? Да всё просто. Однажды в 1987 году на почтовом конверте изобразили первый 9-этажный жилой дом в Губахе. Он и сейчас есть под номером 35 на проспекте Ленина.

Что касается изображений КУБа на почтовых марках, тут дела обстоят сложнее. После Великой Отечественной войны в почтовый оборот была выпущенная целая серия марок «Восстановление и развитие народного хозяйства». В этом наборе есть марка, посвящённая шахтёрам «Дадим стране 500 миллионов тонн угля ежегодно!». Смею предположить, что марка, изданная в октябре 1946 года, имела отношение и к шахтёрам КУБа. На самой марке в полный рост изображён шахтёр с отбойным молотком. Позади него – элеватор и вагоны с углём. Территориальной привязки нет никакой. Если судить так, что к концу 1941 года гитлеровцы во время Второй мировой войны причинили угольной промышленности Донбасса огромный урон и оккупировали подмосковные угольные бассейны, то кому, как ни шахтёрам КУБа, был адресован лозунг на марке? В годы войны и после именно резервы мощности угольных шахт Кузнецкого и Кизеловского бассейнов стали одним из крупнейших источников увеличения добычи каменного угля и угля антрацита.В те времена шахты Печорского угольного бассейна, которые были введены в эксплуатацию в 1943 году, а строительство угольного разреза в Карагандинском бассейне завершилось в 1944 году. Эти шахты только ещё набирали обороты.


Коллекционирование значков – особый пласт культуры в СССР

В Советском Союзе значки любили, наверное, все. Выпускали их сотнями тысяч в год. Очень часто их штамповали целыми сериями к определённым событиям: и Олимпиада-80, и строительство Байкало-Амурской Магистрали (БАМ). Были и целые коллекции, посвящённые городам, – «Древние гербы», «Золотое кольцо», «Серебряное ожерелье». Повальное коллекционирование значков называлось фалеристикой. Фалеристы обменивались недостающими значками с товарищами и следили за новинками. Значки – это, наверное, самое крупное явление, где упоминался КУБ. Не хватит формата газеты, чтобы описать каждый значок. В одном только фонде Губахинского городского музея есть большая коллекция значков и нагрудных знаков, посвящённая предприятиям и учреждениям Губахи. Тут и нагрудный знак «Губаха», Знак «30 лет Губахинскому химическому заводу», Знак «25 лет Губахинскому медицинскому училищу», Знак «50 лет Губахинскому коксохимическому заводу и многие другие. С Кизелом и Гремячинском похожая история.

А сколько значков, посвящённых шахтёрам! Даже сейчас я часто встречаю на барахолках значки, на которых изображён КУБ. Цены разные – от 20 рублей и выше. Самые дорогие значки, связанные с шахтёрами и непосредственно с шахтами.


СвязьКУБа и детей всей страны

Как, рассказывая о делах КУБа в масштабах страны, не написать о легендарном заводе механической электротехнической игрушки «Смена». Ведь в60-х годах в Губахе начали выпускать игрушечные автоматы, детские барабаны, ежей, которые украсили детство всех рябят, живущих в Союзе. По информации Губахинской городской библиотеки, автомобиль «Ракета» даже был представлен на ярмарке детских игрушек в Москве.

Первый в Советском Союзе Знак Качества игрушке был присвоен губахинскому самосвалу. Тогда с предложением к Геннадию Мишустину, работавшему в то время директором завода «Смена», пришёл один из конструкторов. «А что, если нам замахнуться на механическую машину-самосвал?» – предложил он. Директор дал добро. И вскоре самосвал с логотипом «Смена» стал знаменит на всю страну. К сожалению, завод не смог выстоять в новых экономических условиях и закрылся. Но даже у меня, а я жила далеко от Губахи, были игрушки с логотипом мишки и шестерёнки, хотя тогда я даже подумать не могла, что она была изготовлена на Урале.


Момент, затерявшийся в истории

Случайно я наткнулась на любопытную информацию, касающуюся подарков Владимиру Ленину. В далёком ноябре 1919 года в Екатеринбурге прошёл съезд Урало-Сибирского союза горнорабочих. На съезде обсуждались вопросы обеспечения заводов древесным и минеральным топливом, проведения разведок каменного угля на восточном склоне Уральского хребта, понижения цен на перевозку по Уральской железной дороге горнозаводских грузов, внедрения улучшенных способов сплава по реке Чусовой и многие другие.

Делегатами было принято решение послать Владимиру Ильичу от имени съезда подарок, который бы раскрывал замечательные возможности края, богатство его недр. С любовью и тщательностью рабочие-горняки подобрали коллекцию из двухсот минералов. Положили их в ячейки полированного ящика. Отобранные камни не только отличались поразительной красотой, но и рассказывали о богатейшей природе края. В приветственном письме делегаты съезда горнорабочих писали:«…Наш скромный подарок в виде результатов массового труда горнорабочих есть только символ, за которым скрывается та беззаветная преданность коммунизму, которой горят теперь сердца уральских и сибирских рабочих».

Многие подарки, имевшие материальную ценность, Владимир Ильич просил направлять в фонд помощи голодающим. Изделия, представляющие художественную ценность по просьбе Ленина передавались в музеи; подарки, имеющие научное или общественное значение, – соответствующим учреждениям и организациям. Эту коллекцию минералов Владимир Ильич передал созданной незадолго до того Московской горной академии, где долгие годы она служила учебным пособием для первых советских специалистов горного дела.

Я могу только догадываться, что кизеловские угли лежали среди минералов. Ведь, если вернуться в начало статьи и вспомнить эпизод с «Авророй», то можно предположить, что Владимир Ильич был хорошо осведомлён о недрах Урала и большое значение придавал кизеловскому углю.

Кстати, интересный факт указан в книге «Город рабочей доблести. 50 лет шахтёрскому Кизелу». Отдавая должное постоянной заботе Ильича о шахтёрах, об улучшении условий их труда и быта, горняки Кизела присвоили Владимиру Ильичу почётное звание забойщика. В постановлении написано: «В.И. Ленин хорошо может бурить рабочие умы, взрывать буржуазию, а поэтому постановляем: зачислить его шахтёром по девятому разряду. Причитающееся ему жалование постановлено передавать культотделу Кизеловского райкома ВСГ (Всероссийского союза горнорабочих) на культурные нужды горняков». Произошло это на первой Кизеловской районной конференции союза горнорабочих 22 октября 1923 года.


Угольный Ермак на встрече с Романовым

Любопытный момент указан в книге Сергея Кельцева «Из поездки на Урал. Путешествие их императорских высочеств Михаила Николаевича и Сергея Михайловича. От Москвы до Екатеринбурга: из путевых заметок» 1888 года. Итак, публикую прямо отрывком: «Уголь Нижнегубахинских копей принадлежал к числу сухих газовых, он имел чёрный цвет, обыкновенно матовый блеск, содержал примесь серного колчедана и углистого сланца, обладал значительной вязкостью, вследствие чего ломался довольно крупными кусками в несколько пудов и хорошо сохранялся на воздухе. Эти его качества давали возможность перегрузки и перевозки без дробления, это было лучшее его качество между всеми уральскими углями. Вязкость его была так велика, что из угля можно было высекать всевозможные фигуры. Например, на Всероссийской выставке 1882 года были выставлены сделанные из угля герб Пермской губернии и бюст Ермака. Фигуры и бюсты из угля были выставлены и на Екатеринбургской выставке 1887 года. Эту выставку посетил великий князь Михаил Николаевич Романов с сыном Сергеем Михайловичем. Эту поездку освещал сотрудник газеты «Московские ведомости» Сергей Кельцев, который сопровождал великого князя в поездке по Уралу.


КУБ и «Горюч-камень»

Исторический роман «Горюч-камень» был написан пермяком членом Союза писателей СССР Авениром Крашенинниковым в 1976 году. Книга повествует о трагической судьбе Моисея Югова — славного сына уральской земли, первооткрывателя кизеловского угля, о его побратимах, крепостных крестьянах, и об их высокой любви к родине.

Отрывок из романа: «Наконец-то с Урала пришло известие о перекрытии Кизела. Лазарев повеселел, обрядился в шитый золотом камзол, телесного цвета чулки и лёгкие с позолоченными пряжками башмаки, оправил фламандские кружева, надел белый пышный парик. Слуга подал чёрного дерева трость с рубиновым набалдашником. У парадного подъезда горячие кони всхрапывали в упряжи, переливались атласной коричневой мастью, отражаясь в зеркальных окнах кареты. На запятки вспрыгнули ловкие цыганистые парни в красных фесках. Лазарев удобно устроился на мягком сиденье, приказал везти к Голицыным, прикрыл воспалённые ястребиные глаза. Ровно и быстро цокотали копыта, карету подбрасывало, покачивало. Вдруг раздались крики, она резко остановилась…». Поговаривают, что, когда роман появился на свет, он произвёл большой фурор у советской публики.

В завершение статьи я хочу напомнить речь Владимира Путина в послании Федеральному Собранию, озвученному в апреле 2007 года. Тогда Владимир Владимирович намекнул, что неплохо бы возродить угольную отрасль в России: «Мы обладаем крупнейшими запасами угля. Поэтому акцент должен быть сделан на увеличение доли угольной генерации нового поколения». Тогда слова президента прозвучали как голос надежды на светлое будущее КУБа, ведь решения властей в 90-х годах прошлого столетия оказались губительными для территории Кизелбасса. Кто знает, как ещё сможет возродиться КУБ. В одном я уверена: непременно, рано или поздно, это обязательно произойдёт и Кизеловский угольный бассейн прозвучит вновь на всю страну.


Это тоже интересно
Мечтать и видеть красоту. Интервью с мастером из Губахи Владимиром Байковым



Смотрите также

Автор: Ольга Фотеева

Фото: предоставлено «Музеем КУБа»