«Он был в личном резерве Сталина». Уроженка Губахи Марина Еремеева рассказала о своём брате, писателе Льве Сереброве

После публикации «МедиаКУБом» статьи об известных земляках нашлась родная сестра писателя из Губахи Льва Сереброва и рассказала о подробностях его жизни

Недавно в «Уральском шахтёре» и на сайте «МедиаКУБа» вышел материал, посвящённый известным людям, кто так или иначе связан с Губахой («В их честь бы улицы назвать» № 25 от 09.04.2021). Тогда мы обратились ко всем, кто знал и помнит нашего земляка, писателя Льва Сереброва, поделиться воспоминаниями, поскольку информации о нём почти нет. И вот, не прошло и недели, на нашу просьбу откликнулась Марина Васильевна Еремеева, родная сестра Льва Васильевича.

«Большое Вам спасибо за память о Лёве, я продолжаю его дело — изредка печатаю очерки в местной газете и выпустила две книги. Ваше напоминание о брате меня просто потрясло. Дай Бог Вам здоровья», — так написала она в отклике на публикацию. Конечно, мы решили не ограничиваться этим и продолжили диалог. Марина Васильевна, как выяснилось, человек очень скромный и не любит внимание к своей персоне, но всё же согласилась немного пообщаться, рассказав о брате.

— Книгу «Легенда о мечах и солнце» написал мой родной брат Лев Васильевич Серебров, участник, инвалид Отечественной войны. После его ухода я выпустила книгу «По волнам моей памяти», где один из очерков посвятила своему брату. Лева был преподавателем русского языка литературы и немецкого в одной из школ Перми, а я, кроме выпуска одной из книг, занимаюсь любимым делом — пишу картины о природе и животном мире.

— Марина Васильевна, скажите, у Льва Сереброва ещё какие-то книги издавались?

— При его жизни ещё был издан очерк «Комсомол Прикамья в годы Великой Отечественной войны», посвящённый подвигам уральцев. Впоследствии Лев Васильевич читал курс лекций на пермском радио. Также он с лекциями много ездил по Уралу, выступал на различных предприятиях.

— Нам почти ничего неизвестно о военных страницах биографии Льва Васильевича, кроме выписки из наградного листа. Вы что-то можете сказать об этом?

— Лёва окончил десять классов школы номер один и в сорок третьем году был направлен на курсы в военное училище. Учился на десантника. По окончании попал в личный резерв Сталина, куда брали только очень крепких, сильных духом и достаточно образованных бойцов. Очень многие выпускники были родом именно с Урала и из Сибири.

Тут стоит заметить, что десантники, окончившие училище в 43-м, резервом в современном понимании слова только назывались. Это была та сила, которая бросалась на самые трудные участки фронта, в самых безвыходных ситуациях. Вот такие элитные войска.

— А каким Вам запомнился Лев Васильевич?

— Мне, к сожалению, мало довелось общаться с братом, но точно могу сказать, что Лёва всегда был незаурядным, очень умным и скромным человеком. Для окружающих он хотел быть незаметным. При этом оставался интересным собеседником и очень талантливым в разных сферах.

— Я так понимаю, он был старшим братом?

Да, всё верно. Старше меня на 12 лет. Родились мы оба на нижней Губахе. Папа был репрессирован. С 1937 по 1939-й его отправляли на лесоповал за Байкал. Нам разрешили выехать в Кизел, где мама стала работать в редакции кизеловской газеты «Уральская кочегарка». Когда папа вернулся, тоже устроился на работу в Кизеле. Был бухгалтером (стекольный завод посёлка Цоф). Во время великой Отечественной войны, как вы уже знаете, Лев был на фронте, мама работала корректором в газете.

Только в 1949 нам разрешили переехать в Молотов (Пермь). Там Лёва поступил в университет. Папа и в Молотове был бухгалтером, а мама – завбиблиотекой. В свободное время мы организовывали самодеятельный театр. Папа был режиссёром. Помню, ставили «Вассу Железнову», «Ревизора», «Женитьбу Бальзаминова»…

— Марина Васильевна, Вы всё рассказываете о семье, но нам интересно и то, как сложилась ваша судьба.

У меня был диплом механика строительных машин. Под нажимом мужа (он у меня был капитаном речного пароходства) переучилась немного, став механиком-штурманом. И отправилась вместе с мужем покорять северные реки на теплоходе Обско-Иртышского пароходства. Это целая жизненная эпопея с приключениями, трудностями и так далее. Кстати, на теплоходе я ещё была обязана вести вахтенный журнал. Когда вышла на пенсию, по воспоминанием написала две книги. Одну из них посвятила мужу, а другую назвала «По волнам моей памяти». Правда, тираж был небольшой. Все книги разобрала моя семья и Лёвина. У самой осталось по одному экземпляру обеих.

— Ещё вопрос о брате. Лев Васильевич, вы говорите, работал в пермской школе, а дальше?

Да. Работал до пенсии. В девяностых Лёва сильно заболел. Последние два года до смерти жил у меня в Чайковском, перевезла его с семьёй. Скончался в 1995 году. У Лёвы – двое детей. Сейчас они живут в Тольятти. Есть внуки и уже трое правнуков. У нас с мужем две дочери-двойняшки. Одна со своим мужем живёт в Ирландии, а вторая – со мной, в Чайковском, тоже есть и внуки, и правнуки, их уже семеро. Мы с супругом прожили вместе 52 года, теперь я вдова.

Так, благодаря вышедшей публикации, мы узнали продолжение истории о нашем известном земляке Льве Сереброве и познакомились с его сестрой, тоже очень интересным и разносторонним человеком. А всем читателям напоминаем: если кто-то располагает информацией о других известных людях, чья судьба связана с Губахой, поделитесь знаниями с нами.


Это тоже интересно
Стала известна дата открытия губахинского театрального фестиваля «Тайны горы Крестовой»
Смотрите также

Автор: Людмила Лебедева

Фото: предоставлено Мариной Еремеевой