Думается, в год юбилея города не грех поговорить и о том, в каких сферах известна Губаха за её пределами. Уверяю, это не только химия или город-призрак. Не будем забывать, что губахинцы оставили заметный след во многих областях искусства и науки. Просто как-то так получилось, что имена тех, кто сделал своим орудием труда кисть художника, перо писателя или скальпель хирурга, да при этом ещё и уехал в другой город вспоминаются нечасто. Мы решили немного исправить ситуацию.
Итак, здесь пойдёт речь о губахинцах, прославивших город своим талантом, творчеством, открытиями, но со временем подзабытых. Что-то из предлагаемого вашему вниманиюматериала нашли мы сами, что-то появилось в нашем распоряжении благодаря активной помощи директора краеведческого музея Евгении Шабуровой.
ЗАДОЛГО ДО «СЕРДЦА ПАРМЫ»
Если говорить о писателях, при слове «Губаха», в лучшем случае, вспоминают Нину Бойко, как губахинку, чьи произведения и посвящены родному городу, да Алексея Иванова, пермяка, по роману которого снимался фильм в Губахе. Ну, читатели «Уральского шахтёра» знают ещё Вадима Арефьева... Ни в коем случае не хочу умалить заслуг этих уважаемых людей, но осмелюсь заметить, что был писатель родом из Губахи, чьи книги читали гораздо раньше. И, кстати, самое известное его произведение, «Легенда о мечах и солнце», задолго до «Сердца пармы» рассказало любителям истории о живших в наших краях коми-пермяках, манси (вогулах) и русских. Вышла книга Льва Сереброва в далёком 1960 году.
Считая себя искушённым читателем, признаюсь, что книга захватывает с первых строк самой первой главы. Здесь и приключения, и историческая точность (замечу, что автор описывает события более, чем тысячелетней давности), привкус мистики и языческих поверий, которыми жил древний Урал, и реальные судьбы обычных людей, переплетение историй местных племён и русичей, пришедших из Великого Новгорода. Повесть о любви, верности, чести и предательстве. В общем, есть в книге Льва Васильевича Сереброва всё, что может привлечь, как принято говорить, широкого читателя.
Кто же такой Лев Васильевич Серебров? В скудных биографических сведениях, дошедших до нас, говорится, что родился Лев Васильевич в 1925 году в Губахе. Здесь окончил среднюю школу, после чего немного работал учеником слесаря в автогараже. Затем ушёл на фронт (в 1943 году). Участвовал в боях в составе пехотного полка. В апреле 1945, в ходе Венской наступательной операции, как говорится в наградном листе Льва Васильевича, первым форсировал реку Трайзен. Броском ручной гранаты уничтожил пулемёт противника. За этот героический поступок Серебров был награждён медалью «За отвагу». В этом же бою он был тяжело ранен. После войны получил высшее образование, долгое время работал учителем русского языка и литературы и немецкого языка в вечерней школе в Перми.
Признаюсь честно, поиски какой-либо подробной информации о писателе Сереброве не принесли плода. Потому обращаемся к нашим читателям: если вам известны подробности биографии и творчества Льва Васильевича, пожалуйста, свяжитесь с нами. Будем рады любым материалам – воспоминаниям, фото, книгам и пр.
ХУДОЖНИК ОДНОЙ ЛЕВОЙ
Если Лев Серебров воспевал родные места в слове, то другой наш знаменитый земляк, Иван Савенко, все самые тёплые чувства к Уралу выражал при помощи кисти и красок.
Иван Григорьевич Савенко родился в 1924 году в селе Варваровка на Украине. В 30-х, в период коллективизации, его семья приезжает в Губаху (п. Верхняя Губаха). По сути, Губаха стала второй родиной для будущего художника. Здесь Иван учился в школе, здесь увлёкся рисованием, чем очень удивил родителей. После окончания школы поступил в Кизеловский горный техникум. Думал, что после учёбы как многие сверстники, отправится в забой, но при этом его интерес к живописи не угасал. Одновременно он осваивал мастерство художника в изостудии. Судьба свела его с основателем Пермской художественной галереи Николаем Николаевичем Серебренниковым. Возможно, это знакомство и сыграло решающую роль в выборе жизненного пути Ивана, ведь именно Серебренников, видя творческие задатки у паренька, посоветовал ему не бросать занятий живописью.
Когда началась великая Отечественная война, Иван Григорьевич сначала помогал восстанавливать эвакуированные на территорию Кизелбасса военные заводы. В 1942 году был призван в ряды Красной Армии и направлен на ускоренные курсы в танковое училище. Окончив его, был зачислен в 19-й гвардейский танковый корпус. Участвовал в сражениях на Центральном, 3-м Украинском и 4-м Украинском фронтах.
26 октября 1943 года в бою под Каховкой Иван Григорьевич был контужен. Кроме того, он получил тяжёлое ранение – снарядом ему оторвало правую руку. На этом война для него закончилась. Ивана направили в госпиталь в Саратов. После лечения был демобилизован по ранению, получив инвалидность. За боевые заслуги Иван Григорьевич был награждён орденом Славы III степени и медалью «За победу над Германией». В Саратове в 1944 году он поступил в художественное училище. Осенью того же года поступил в Киевский художественный институт. Окончив его с отличием (это несмотря на то, что писать картины мог только левой рукой!), Иван Григорьевич продолжил обучение в аспирантуре Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина. Уже в 1952 году его принимают в Ленинградскую организацию Союза художников РСФСР.
Савенко писал портреты, жанровые и тематические композиции, пейзажи. Многие из последних посвящены именно тем местам, где рос и учился художник (на снимке: И. Савенко на пленере в Губахе). Вообще, за свою творческую жизнь Иван Савенко исколесил почти весь Средний Урал, Сибирь и Черниговщину (Украина). С 1950 года его работы постоянно участвуют во всевозможных выставках. В настоящее время произведения Савенко находятся в Русском музее, Третьяковской галерее, в музеях и частных собраниях в России, Японии, Франции, США, Великобритании и других странах.
17 декабря 1987 года И.Г. Савенко скончался.
ЖИВАЯ ДУША ГЛИНЫ
Следующая наша героиня – Надежда Трухина, мастерица дымковской игрушки. Надежда Петровна также родилась и выросла в Губахе. Её детство пришлось на тяжёлые военные годы. Из большой семьи пережили лихолетие только Надежда и её брат. Окончив школу, Надежда поступила в Кировское педагогическое училище, после которого решила учиться дальше, но уже целенаправленно – мастерству изготовления знаменитой дымковской расписной игрушки.
Ещё в детстве, увидев яркие изделия из глины, девочка была поражена их красотой, потому, когда позволили обстоятельства, решила попробовать свои силы в народном промысле.
Заметим, что до поры это ремесло считалось семейным – мастерицы передавали свои секреты родственницам. Именно Надежда Петровна оказалась одной из первых учениц, кого нельзя было назвать потомственными. Однако именитые мастера дымки сразу подметили способности ученицы к лепке и росписи. С 1958 года Надежда Трухина стала полноправной дымковской мастерицей. Уже в 1968 году становится членом Союза художников России.
В 1989-м она была удостоена звания заслуженного художника России.
Начиная с 1961 года, мастерица является участником многочисленных выставок разного ранга, в том числе всемирных – в Монреале, Осаке, Неаполе, Токио, Фукусиме, Саппоро, Аомори, Нагое, Михару, Улан-Баторе. Её творчество было не раз отмечено. Надежда Трухина награждена бронзовой медалью ВДНХ СССР (1975) и значком «За отличную работу» Министерства культуры СССР (1980).
Спустя много лет, глиняные барыни, индюки, свистульки и даже космонавты Надежды Трухиной продолжают покорять сердца и влюблять в себя всё новые поколения. И тут нет ничего удивительного. Сама мастерица говорила так о творчестве:
– Если у меня настроение плохое, то у меня не получается, я не могу. Поэтому работаю над каждой игрушкой. Мне хочется, чтобы она радостной и весёлой была. Детство у меня было военное, все умерли, и мы с братом вдвоём остались. Вот и хотелось подарить радость людям и себе.
А вот как отзываются зрители, увидевшие выставку игрушек мастерицы: «Даже традиционные барыни в её исполнении – статные, интеллигентные, как сама Надежда Петровна».
В сентябре прошлого года наша землячка отметила 85-летие. За это время она не только показала миру, на что способна сама, но и воспитала новое поколение мастеров дымки. Среди учениц Трухиной – её родная племянница Лариса Четверикова и внучка Дарья Давыдова.
И В БРОНЗЕ, И В КАМНЕ
Конечно, лепка из глины сродни скульптуре, но в этой сфере искусства она лишь начальный этап. Скульптура – штука более масштабная. И так получилось, что среди знаменитых губахинцев есть и скульпторы. Потому следующий рассказ о мастере стеки и долота. Борис Алексеевич Плёнкин (1930 – 2007) – советский скульптор, академик Российской Академии художеств.
Борис Алексеевич родился в Губахе, тогда ещё посёлке Кизеловского района Уральской области. Вот так, по биографиям людей, можно изучать историю малой родины. Согласитесь, сейчас мало кто знает, что Губаха и Кизел до 1934 года относились не к Пермской или Молотовской, а к Уральской области с центром в Екатеринбурге (Свердловске).
Но вернёмся к очередному герою публикации. Борис Плёнкин в 1951 году уехал из родной Губахи, поступив в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры. В 1957-м он успешно закончил учёбу и по распределению, в составе 13 выпускников вуза по комсомолькой путёвке приехал в Новокузнецк, город, где спустя время и появился один из самых известных монументов, принёсших славу нашему земляку. Таковым был памятник Владимиру Маяковскому.
Помните, «Я знаю, город будет! Я знаю, саду цвесть!..»? после таких слов поэта в Новокузнецке просто обязан был появиться памятник ему. Поскольку Маяковский – фигура фундаментальная (и по росту, и по творчеству), то и место для памятника выбрано было соответствующее – напротив 285-квартирного жилого дома, построенного в стиле неоклассицизма, на площади имени поэта.
Всего Борис Плёнкин стал автором 24 монументов в разных городах России. Среди них – памятники Маяковскому, Ленину, Кирову, Чайковскому. Помимо этого, скульптором создано множество композиций, посвящённых людям труда. Борис Алексеевич с 1957 принимал участие во всех художественных, всесоюзных, республиканских, городских выставках России. Скульптуры Бориса Плёнкина были представлены на зарубежных выставках: во Франции, Италии, Германии, Дании, Финляндии, Венгрии, Китае, Монголии. Произведения находятся в Третьяковской галерее, в Русском музее и во многих республиканских и областных музеях России, в Новокузнецком художественном музее.
За свою творческую жизнь наш земляк был удостоен званий и наград: народный художник РСФСР, действительный член Российской Академии Художеств, профессор. лауреат Государственной премии РСФСР им. И. Е. Репина (1970 г.). долгое время жил в Санкт-Петербурге (Ленинграде), преподавал в ЛИЖСА. Скончался скульптор в 2007 году в возрасте 76 лет.
ВОЛШЕБНЫМ СКАЛЬПЕЛЕМ ВЗМАХНУ
Как-то мы уже писали, что в былые времена Губаха славилась своими врачами. Сейчас, уж коли говорим о знаменитых людях, чья биография так или иначе связана с городом, пришла пора назвать имена этих героев в белых халатах.
Начнём с тех светил российской медицины, которые практиковали в губахиниской больнице в далёких 30-40 годах. Представьте себе, что до Великой Отечественной войны офтальмологом в Губахе работал доктор наук Фёдор Арефьевич Корольков.
Это был один из лучших специалистов в России, занимавшийся проблемами послеоперационного периода на глазном яблоке. В нашем городе Фёдор Арефьевич трудился с 1932 по 1941 год.
Его друг, невропатолог Иван Андреевич Павленко в 1932 году возглавил губахинскую поликлинику.
Человек тоже по-своему замечательный. На его счету – три войны: империалистическая, гражданская и Великая Отечественная. Конечно, во время последней на фронт он пойти уже не мог, в силу возраста, но и в тылу его жизнь была каждодневным подвигом – это и ежедневный труд в госпитале, и помощь фронту.
Мало кто знает, но в нашем городе начинал свою трудовую деятельность светило современной медицины, кистевой микрохирург Иван Егорович Микусев.
Он приехал в Губаху в 1961 году, после окончания Казанского мединститута. Примечательна история этого человека. Подумать только, если бы не губахинский период работы, возможно, мир никогда не узнал бы ни о Микусеве, ни о его открытиях и изобретениях. Почему? Потому что приехал он в Губаху в качестве врача-педиатра. И лечил бы Иван Егорович детей, да не мог пройти мимо страданий человеческих.
Город у нас тогда был шахтёрским. А на шахтах часто случались аварии. В больницу попадали покалеченные люди с изуродованными руками и ногами. Вот тогда-то и решил Иван Егорович переквалифицироваться. Прошёл переподготовку и стал работать хирургом и травматологом.
Понятно, что здесь ампутация – простейший выход, но любой профессионал всегда стремиться сохранить конечность. Так и родилось в душе Микусева стремление совершенствовать методы хирургии конечностей. Этому направлению Иван Егорович посвятил всю жизнь.
Сегодня на счету Микусева более 50 патентов на изобретения в области кистевой микрохирургии. Он усовершенствовал наращивание кожи на руке. Конечно, способ существовал и до него (путём вшивания руки в кожу живота), но не давал нужного результата. При таком способе пальцы кисти срастались, их приходилось разделять. К тому же терялась работоспособность кисти – пальцы не сгибались. Микусев усовершенствовал метод, предложив сначала покрывать бока пальцев свободными кожными трасплантантами и лишь потом вживлять в кожу живота. Одно из самых последних изобретений микрохирурга – операционное лечение полидактилии (лишних пальцев) стопы.
Добавим, что Иван Егорович Микусев , профессор кафедры хирургии и травматологии Казанской медицинской академии, стал родоначальником знаменитой династии врачей. Два его сына пошли по стопам отца. Старший, Глеб, также посвятил жизнь хирургии и травматологии, а младший, Артём, выбрал направление пластической хирургии.
Вероятно, мы рассказали далеко не обо всех знаменитостях, чья судьба связана с Губахой. Приглашаем читателей продолжить этот рассказ своими воспоминаниями.