В свои 20 с небольшим это удивительно цельный человек, мудрый и целеустремлённый. И он стал 14-ым гостем проекта «Хороший вопрос», который реализует «МедиаКУБ» совместно с информационным центром «МолодёжьЗдесь».
Наш предыдущий гость Сергей Палатов в детстве не подозревал, что станет ди-джеем. С Ростиславом всё наоборот. Его дед, начальник отряда, с восьми лет брал его к себе на работу. К тому же бабушка – заместитель начальника части. Как говорится, сам Бог велел. Сначала это были игры во дворе в пожарных, а потом осознанный выбор учебного заведения. Только вот путь к мечте был немного тернист.
- После девятого класса я поступал в колледж олимпийского резерва на специальность «Пожарная безопасность». Не поступил, не сдал физкультуру. Пошёл в десятый, подтянул физ-ру. Подал документы в колледж в Екатеринбурге, но не смог поступить на «бюджет». Отслужил в армии и после неё устроился работать в пожарную охрану.
- Эти препятствия не наталкивали на мысль, что стоит пересмотреть планы и выбрать другой путь?
- Нет, я так не думал никогда. Родственники, второй дед, мама и крёстная, она у меня психолог, говорили, что хорошо бы иметь запасной вариант, но я видел себя только пожарным.
Придя на работу в пожарную охрану, Ростислав попал в настоящую семью. Он описал нам пожарных, как людей стрессоустойчивых (одно из самых главных качеств), смелых, дисциплинированных.
- На пожаре можно увидеть всякое. Иногда глаза боятся, а руки делают. А дисциплинированными мы должны быть, чтобы чётко выполнять команды командира, слышать его голос в этом хаосе, при этом слаженно работая в команде.
- Кстати, первый твой пожар. Что это было?
- В первую же смену я выезжал на два пожара. В одном случае было пригорание пищи, во втором – горели шины в гаражном комплексе.
- А какой был самый эмоционально тяжёлый?
- Горел двухэтажный частный дом, это было перед Новым годом. И, к сожалению, погиб человек. Тяжело… Вообще, после любого пожара, тем более с жертвами, приезжаешь домой, принимаешь душ, чтобы смыть с себя и запах гари, и негативные эмоции. Особенно нелегко, когда на пожаре присутствуют родные погибшего.
- Каким образом абстрагируешься от этих воспоминаний?
- Я уже говорил, что пожарный должен быть стрессоустойчивым. И я стараюсь не вспоминать те страшные моменты, которые увидел на пожаре. Надо уметь переключаться.
- Хорошо, как переключаешься?
- Да, как и все, занимаюсь спортом, люблю путешествовать. Хожу с друзьями на гору Крестовую, недавно ездили на Усьвинские столбы. А ещё много фотографирую.
- Кстати, о фотографиях. Недавно на портале 59.ру были опубликованы твои фото, сделанные на местах пожара. Как так получилось?
- Перед празднованием Дня спасателя (27 декабря) прошёл фотопроект, который организовали Главное управление МЧС по Пермскому краю и редакция 59.ру. В нём приняли участие пожарные со всех городов Пермского края, в том числе и из Губахи. Были фотосессии, мы рассказывали журналистам о своей работе. С одним из корреспондентов, Вероникой Свизевой, мы обменялись контактами. Позже я выслал ей фотографии с учений, а она предложила сделать серию о буднях пожарных.
- Фотографии все чёрно-белые. Это задумка автора?
- Да, я специально обработал фото именно в чёрно-белой гамме. Мне кажется, так лучше передаётся та атмосфера, которая присутствует на пожаре, выразительней становятся глаза людей.
- Что же, теперь на очереди выставка в Центральной библиотеке Губахи…
- Я не против выставок. К тому же уже велись переговоры об этом с директором губахинского историко-краеведческого музея.
- Ростислав, не секрет, что на вызовах вы подвергаетесь не только опасности, но и сталкиваетесь с недопониманием со стороны присутствующих или пострадавших. Видели мы не совсем адекватные комментарии в социальных сетях, касаемые вашей работы. Как удаётся сдержать эмоции и не поддаваться на провокации?
- Я понимаю, что когда случается пожар – это всегда стресс для пострадавших или их родственников. Да, пишут разное. Например, что мы приезжаем без воды. Но я стараюсь грамотно объяснить, что такого в принципе быть не может. В нашей пожарной части, к примеру, бочка вмещает шесть тонн. Это – шесть минут тушения. Конечно, мы, приехав, сразу встаём к гидрантам.
Иногда обстоятельства складываются так, что случаются задержки в пути. Если зимой не прочищены дороги, не чищены те же гидранты, которые находятся на балансе муниципалитета, часто приходится лавировать во дворах между припаркованными машинами.
- А есть в твоей практике те, кто не ругал, а наоборот, благодарил?
- Один раз мы выехали на тушение частного дома и не дали распространиться огню на соседний, который находился буквально в паре метров. Та женщина, соседка, потом подошла и поблагодарила нас за работу.
- Глядя на тебя, понимаешь, что ты не пройдёшь мимо чужой беды и вне работы?
- Был случай, когда во время пробежки я увидел, что на дороге перевернулась машина. Подошёл, помог людям выбраться. А через неделю поехал в Пермь и встретился со всей семьёй, которая попала в ту аварию, на станции Углеуральской. Они подошли ко мне и благодарили за помощь. Конечно, приятно, но, честно говоря, не привычно. Благодарность в нашей профессии – это скорее исключение.
- Ростислав, можешь назвать основные причины пожаров в Губахе?
- Наиболее часто мы последнее время выезжаем на вызовы, связанные с пригоранием пищи. Люди ставят что-то вариться или жарить и переключаются на другие дела, могут лечь спать или уйти из дома. Бдительные соседи, чувствуя запах гари, вызывают пожарных.
Причиной пожара, который иногда сопряжён с человеческими жертвами, становится курение в постели в нетрезвом виде. Не затушил сигарету, уснул, и можешь уже не проснуться.
Всегда удивляюсь беспечности отдыхающих в лесу, которые оставляют непотушенные костры. Ведь элементарное, вроде, правило не соблюдается!
- У пожарной части 63, в которой ты работаешь, есть своя страница в сети ВКонтакте. Судя по публикациям, вы довольно часто проводите профилактические беседы среди школьников.
- Совершенно верно. Мы выходим в школы, ведём просветительскую работу совместно с педагогами, также ребята из детских садов и школ приходят на экскурсии к нам. Больше всего им нравится, конечно, посидеть в пожарной машине или примерить на себя экипировку. А мы параллельно рассказываем основные правила недопущения пожаров.
- Есть ли какой-то обратный эффект от таких мероприятий? Надеемся, что не для галочки всё это делается?
- Понимаю ваш скептицизм, но могу сказать с уверенностью, что эффект есть. Примером тому служат тесты, которые проходят педагоги и ученики до и после наших посещений.
- Ты связал свою жизнь с Губахой. Чем нравится город и будешь ли рад, если твои будущие дети останутся жить здесь, а может и продолжат династию пожарных?
- Губаха – небольшой, но уютный город. Он мне ближе по духу, чем шумный Екатеринбург, где я успел пожить. У нас всё есть в плане культуры и спорта. За последние годы очень изменились улицы, проспекты, парк Гагарина. Приятно гулять по городу. Поэтому буду только «за», если мои дети тоже останутся здесь. И насчёт продолжения династии – тоже ответ положительный. Если мой сын захочет стать пожарным – поддержу его мечту и помогу.
В заключение статьи хочу сказать, что пообщавшись с Ростиславом, пришла к выводу, пока есть такие молодые ребята в городе – Губаха будет жить. А с вами, уважаемые читатели, прощаюсь ненадолго. Ведь совсем скоро – новая встреча с людьми, которыми город может гордиться.
Автор: Ульяна Бажанова
Фото: предоставлено Ростиславом Железновым