Скажите, как часто у вас в юности были ситуации, когда вам хотелось, чтобы кто-то вас выслушал, подсказал, помог или хотя бы просто не посчитал ваши проблемы ничтожными в сравнении с его глобальными? А к психологу вы тоже не пробовали обращаться? Уверена, очень многие на оба вопроса ответят отрицательно. А кто-то, возможно, в сердцах добавит: «А где у нас психологи-профессионалы?».
И всё же я не собираюсь здесь давать оценку эффективности современной психологии или поведению родителей и педагогов. Да и подростки порой сами стесняются рассказать, заранее уверенные, что их не поймут или, того хуже, высмеют.
Зато совсем недавно довелось увидеть то, что явно идёт вразрез со всеми популярными представлениями. На прошлой неделе побывала в нашем театре и была поражена: вот она, психологическая помощь чистой воды.
Все возможные страхи, стрессы и прочие переживания можно одолеть при помощи тёмной сцены, нескольких стульев и актёров.
Губахинским подросткам актёры «Доминанты» вместе с режиссёром Филиппом Гуревичем представили эскиз возможного спектакля. Ключевые слова — «эскиз» и «возможного». То есть самого спектакля пока нет, и, думаю, в тот вечер весь творческий коллектив задавался вопросом: «А действительно ли это имеет право на жизнь?». Хотя пьеса, которую для этого случая написал драматург Игорь Витренко, замечательная, с глубоким смыслом и теми самыми юношескими проблемами. Но — маленький нюанс: темы для пьесы были подсказаны самими подростками .
Здесь напомню: ранее мы писали о проекте «Своя территория». Суть его в том, что во всех городах, участвующих в нём, организуются лаборатории, куда приглашаются подростки. Чтобы помочь ребятам чувствовать себя более раскрепощённо, с ними работают психологи. Затем ребята пишут сочинения о хороших или плохих воспоминаниях, случаях из жизни, проблемах или страхах, с которыми столкнулись. Из всей массы сочинений выбираются наиболее интересные, которые и служат основой будущих пьес.
Всё это уже позади, и, как уже сказала, «Своя территория» вышла на финишную прямую.
Я в зрительном зале «Доминанты», где 99.9 процента зрителей составляют ребята от 14 до 18 лет.
На сцене темно, прожекторы высвечивают фигуры актёров, и мы постепенно погружаемся в пьесу, заодно знакомясь с действующими лицами.
В качестве пролога сначала нам предлагают рассказ о девочке-призраке, затем идёт немая сцена, где главный герой и призрак как бы проверяют, насколько реальны они друг для друга.
И вот всё закрутилось. Папа-блогер целыми днями либо пропадает в интернете, либо исполняет роль продавца в собственном магазине, потому что сам продавец постоянно пьян. При этом папа пытается как-то воспитывать сына Митю. Ну, как? Лишая его возможности пользоваться ноутбуком, потому что самому важнее, запрещает общаться с хулиганами, пытается приобщить Митю к блогерству. За всем этим папа не сразу замечает, что с сыном что-то происходит, а когда понимает и пытается с ним поговорить, разговора не получается. Митя просто уходит страдать в одиночестве, потому что расстался с девушкой, в которую влюблён.
Так, на фоне собственного рэпа, который явно не айс, и селфи с сердечком от арт-объекта «Я люблю Свекольск» несчастный влюблённый пытается достучаться до сердца далёкой Лили, взамен теряет телефон и встречает спасительницу — девчонку, которая заставляет хулиганов вернуть Мите телефон. Её по иронии судьбы тоже зовут Лилей.
Тема несчастной любви уходит на задний план. Просто появились новые обстоятельства: Митя не хочет мириться с реальностью, где он слабый и незаметный, ему хочется быть крутым. Как это сделать? Так вот же выход — стань своим в компании экстремала по кличке Штирлиц и его друга Влада, да и краш (несчастную любовь) можно поменять на новую Лилю. Она, конечно, симпатичная и Мите, безусловно, нравится, но где-то в подсознании всё же сидит мысль: с ней твой статус повысится.
Но все эти мысли, напомню, лишь мечты и планы. Кстати, в одном моменте даже в ремарках дважды звучит «это только мечты Мити». Эта нереальная реальность как бы подталкивает к тому, что в Митину жизнь вмешается девочка, погибшая в 60-х прошлого века. Теперь она привидение.
«Та самая Галя» становится настоящей подругой для главного героя. Сначала, конечно, он часто твердит, что её не существует, но постепенно смиряется с её присутствием, а подчас даже злоупотребляет Галиной помощью. Это ведь ещё один способ стать круче: призрак двигает вещи, при этом его никто, кроме тебя, не видит, а ты как бы между прочим поясняешь, что это делаешь силой собственной мысли. Тут-то точно никакая Лиля не устоит, да и Штирлиц наверняка захочет общаться с парнем, обладающим сверхспособностями.
Если рассматривать увиденное с точки зрения драматургии, с появлением Гали герой окончательно уходит из зоны комфорта. Именно отсюда начинается путь. К себе, к своей личности. Неслучайно это происходит в мёртвом городе.
Пьеса движется по всем законам: жил себе Митя, которому далеко не всё нравилось в своей жизни, но не понимал, что иногда, чтобы изменить жизнь, нужно измениться самому. Его отец, конечно, своей блогерской корысти ради, толкал к этому. Сколько раз просил отправиться в Старый Свекольск! Хулиганы чуть не лишили последнего удовольствия — телефона. Но Митя ещё ведёт себя слепым котёнком — тычется туда-сюда без настоящей цели. Наконец, рождается мысль стать крутым. Ну, цель как бы, только пока аморфная, ведь примазавшись к такой компании либо будешь исполнять волю того же Штирлица, поскольку сам ты слаб, а он в этом мирке — авторитет. Либо просто со временем растворишься, не имея своей воли. Круче не станешь, станешь незаметнее.
С Галей — другое дело. Она, конечно, поначалу кажется Мите занудой, да ещё и с устаревшими взглядами. Одно цитирование Морального кодекса строителей коммунизма чего стоит. В общем, не Галя, а Галина Батьковна. Кстати, по замыслу режиссёра, эту роль и исполняют две актрисы.
Однако именно Галя становится той движущей силой, благодаря которой герой пройдёт путь.
Девочка из прошлого, хоть и помогает (часто без желания) герою в его стремлении казаться этаким экстрасенсом, но постепенно открывает ему другой мир, заодно показывает обратную сторону того, к чему Митя пока что стремится.
Галя объясняет, почему при первой встрече в развалинах Дворца культуры не просто помогла Мите выбраться, а сказала, что они связаны. Рассказывает ему, преодолев боль и стыд, свою печальную историю, как стала призраком. «Из-за одного мальчика, который нравился, но он связался с плохой компанией. Пошла с ним сюда, здесь же оказались его приятели». Дальше девочка, чтобы избежать позора, выпрыгнула в окно и пропала. Тело её не нашли, скорее всего, хулиганы спрятали его где-то в старом ДК.
Этот рассказ меняет многое. Митя переосмысливает свою жизнь.
Как известно, герой когда-то должен сделать главный выбор, определить, с кем он и кто он такой. Это вновь случается в мёртвом городе. Сначала Митя сам запирает хулиганов в подвале ДК, но Галя останавливает его: парни сами оттуда не выберутся. Больше того — задохнутся. Митя в раздумьях.
Наконец, решает, что надо выпустить ребят, но говорит Гале: «Так открой дверь». Та же отвечает, что открыть эту дверь ей одной не под силу. Митя вынужден помочь.
Думаю, призрак, за столько лет, если следовать мистике, сил накопил достаточно, но важно, чтобы герой не отмахнулся словами «так открой», а сам сделал это. Ушёл, отказался от равнодушия и жестокости.
Былая цель уходит. Остаются поиски себя. С кем быть в этих поисках? Может, с Галей? Но удивительно, что девочка-призрак, которая препятствовала его дружбе с Лилей, теперь сама говорит нет.
Лишь после всех приключений Митя замечает Анфису. То есть она всё это время была рядом, но воспринималась им как ненужная помеха. Теперь он видит её другими глазами. И оказывается, что Анфиса классная, с ней весело и легко.
Герой прошёл свой путь и вернулся домой другим человеком. Это, конечно, не сказочный Иван Царевич, это просто Митя, но нашедший себя в жизни.
Я подробно рассказала о том, что происходило на сцене, чтобы лишний раз подчеркнуть, что все эти герои и события — не фантазия драматурга. Они были в разной мере описаны разными участниками лаборатории. Всего было отобраны 111 сочинений, которые легли в основу пьес.
Как реагировали сами подростки, писавшие сочинения, на эскиз? Переживали. Смеялись над чем-то, грустили, даже раздражались. Видели в героях живых людей. Когда же всё закончилось, долго аплодировали стоя.
После эскиза его создатели предложили ребятам обсудить увиденное. И те, сначала робко, а потом осмелев, высказывали своё мнение о пьесе, героях. Задавали вопросы.
Так, выяснилось, что почти на протяжении всей пьесы Митя и папа похожи: каждый находится в каком-то своём мире, а в общем — никакой.
Зрители тонко подмечали проблемы каждого персонажа: кто-то убежал от равнодушия родителей, кто-то привык исполнять всё, о чём ни попросят, потому что мама очень строгая. Кто от скучной жизни прячется в разного рода экстрим — от уличной драки до острых ощущений в подвале.
Ребята интересовались предысторией героев. Например, у Мити есть папа, а мамы его никто не видел. Не растерялся актёр Василий Цаплин и сказал от имени своего героя (папы): «Я однажды проснулся, а её нигде нет».
Спрашивали и об отношениях с призраком, насколько это реально, не выдумал ли историю автор пьесы. Худрук театра Любовь Зайцева пояснила, что в одном сочинении было написано, что у мальчика две подруги — одна реальная, другая виртуальная.
Вообще, разговор шёл абсолютно на равных, ведь в нём решался главный вопрос: станет ли эскиз полноценным спектаклем. Сомнений не осталось — постановке быть.
Да и могло ли быть иначе, когда спектакль не просто учит, заставляет думать, а помогает. Сколько ситуаций в жизни подростков, о которых они не могут часто рассказать по разным причинам. А так хочется понимания и поддержки. На сцене ребята видят в таких ситуациях других, смотрят со стороны, и легче становится пережить и разобраться. Театр здесь и есть психолог, который не просто выслушает, а реально поможет преодолеть проблемы.
Стоит сказать, что после этого показа губахинской «Доминанте» предстояло представить его в Омске на фестивале эскизов. Это общий итог работы лабораторий «Своя территория». И это выступление лишний раз подтвердило, что всё было не зря. По итогам фестиваля, губахинский театр получил сразу три награды. Лучшим был признан эскиз, поставленный режиссёром Филиппом Гуревичем (Москва) по пьесе Игоря Витренко (Рязань) «Подруга из мёртвого города», приз за лучшую мужскую роль достался Василию Цаплину, исполнившему роль Папы. Также лучшим признан актёрский дуэт Ксении Спиридоновой и Елены Шарантай (обе актрисы играли роль призрака в зависимости от того, как меняется восприятие главного героя: пока на переднем плане для него то, что Галя жила в начале 60-х прошлого века, он видит её взрослой женщиной; когда же Митя начинает понимать её, видит в Гале обычную девчонку).
Также специальные призы жюри получили: драматург Екатерина Гузема за трансформации образа подростка в пьесе «11 правдивых имён», драматург Мария Малухина «За нейтрализацию тёмных сил и преображение их в энергию дружбы» в пьесе «Бумажные ножи». «Лучший актерский ансамбль» – коллектив Омского ТЮЗа, эскиз «Лисьи огни», режиссёр Александр Черепанов (Челябинск), драматург Влада Ольховская (Минск, Беларусь). «Лучшая женская роль» – Анна Павлова за роль Серафимы в эскизе «Добро пожаловать в долбаный мир», режиссёр Елена Павлова (С.-П.), драматург Александр Тюжин (Москва), пьеса «Серафима», Новый молодёжный театр (Н. Тагил).
Фестиваль коллаборативных лабораторий «Своя территория. Территория сотворчества», стартовавший в 2022 году в Омске, в 2023 году вошёл в ранг межрегионального и стал одной из самых крупных в России лабораторий, объединив в себе профессиональное театральное искусство, образование и психологию. В 2023 году в фестивале участвовали шесть регионов: Нижегородская, Омская, Свердловская, Тюменская, Челябинская область и Пермский край (Губаха).
Автор: Людмила Лебедева
Фото: из архива театра «Доминанта»