Желание узнать, какая завтра будет погода, объединяет, пожалуй, всех людей.Почти каждый из нас, просыпаясь утром, обязательно выглянет в окно, чтобы узнать, что надеть, брать ли с собой зонтик или не стоит. Однако для многих – загадка, каким образом делаются прогнозы, а также кто и как собирает данные для этого. Сегодня в интервью со стажистом- метеорологом губахинской метеорологической станцииЛюдмилой Жигаловой мы приоткроем завесу этой тайны и расскажем об этом нашим читателям в продолжение проекта о редких профессиях КУБа.
– Людмила, расскажите, что Вас привело в профессию? Я знаю, что вы уже профессионал со стажем, сколько времени вы занимаетесь этой работой?
– Я окончила Ашхабадский технологический колледж, и моя первая специальность – техник-технолог швейного производства. В то время, в 2010 году, я встала на учёт в Центр занятости, так как у меня были маленькие дети и график работы на швейной фабрике мне не подходил. Рядом с Центром находилась лаборатория мониторинга атмосферного воздуха, и её начальник Валентина Яковлевна Пронина сделала запрос в ЦЗН о том, что необходим сотрудник со средним техническим образованием. Моя кандидатура подошла как нельзя лучше. Образование у меня было, хотя и не по специальности, и в декретный отпуск я больше не собиралась, у меня уже было к тому времени трое детей. График работы сутки через трое меня также полностью устроил. К тому же скажу, что работа метеоролога мне очень нравилась. У нас в родне естьзаслуженный метеоролог России, который совершил 17 «ходок» в Арктику и Антарктику, и я знала об этой работе не понаслышке, хотя и не предполагала, что сама когда-то стану именно метеорологом. Вскоре возникла необходимость моего переобучения, и я окончила институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов по программе подготовки техников-метеорологов (наблюдателей). Теперь я дипломированный специалист – техник-метеоролог.
– Что Вам нравится в этой профессии?
– Работу свою я очень люблю и ни за что не променяю на какую-либо другую. Самое главное, что здесь, я скажу так, очень много воздуха – мы очень много времени находимся на улице в любую погоду. Для меня вообще не существует плохой погоды, я люблю её всякую. Ни одна рабочая смена не повторяется, все дни абсолютно разные. Каждый раз появляется что-то новое, меняются сезоны с одного на другой, и с их сменой приходится всегда учиться чему-то новому. Лично для меня это всегда интересно.
– Людмила, а лично Вам какой климат ближе – северный или южный?
– Мне ближе южный. Родилась я в России, а выросла в Средней Азии – Туркменистане и Узбекистане. И только в 21 год я вернулась в Россию. Россия – это всегда обилие снега и морозы, но и это очень классно! В моем случае, как говорится, где родился – там и пригодился.
– А почему бывает так, что прогнозы метеорологов не всегдасовпадают с реальными? Особенно, если они более чем на неделю?
– Дело в том, что метеорологи прогнозов не дают, это делают синоптики. А метеорологи – это только наблюдатели. Разница в работе синоптика и метеоролога велика, потому что наша работа заключается в наблюдении и фиксировании буквально поминутно того, что происходит с погодными явлениями, например, сколько шёл снег, град, дождь. Мы всё это фиксируем, собираем информацию и отправляем её в гидрометеорологический центр. Отмечу такой факт, что все метеорологические станции на планете работают секунда в секунду, в одно и тоже время (по гринвичскому времени) собирают данные. Когда все данные слетаются в гидрометеоцентры, составляются карты, где и куда движутся погодные фронты, что происходит и где – это уже делают синоптики. А почему не сходятся прогнозы… В последние лет 5-7 происходят катаклизмы в погоде, которые совершенно не должны происходить. Климат смещается, меняется. Например, при минусовой погоде идёт дождь и не замерзает. А замерзает лишь тогда, когда соприкасается с поверхностью земли, ветками деревьев. В воздухе –это вода. Такое не должно происходить априори. А у нас это происходит…
– Людмила, а есть какие-то прогнозы о том, какой дальше будет весна и предстоящее лето в нашем регионе?
– Метеорологи прогнозов не дают. Как я уже говорила, мы только наблюдаем и фиксируем. Поэтому этот вопрос – только к синоптикам.
– А что Вы можете сказать о народных приметах, связанных с погодой?
– В последние годы многое изменилось, и климат сместился. Но я расскажу о тех народных приметах, которые продолжают работать и по сей день. Например, когда птицы летают низко, всегда будет дождь, если же они летают высоко, несмотря на то, что небо облачное, значит, осадков не предвидится, по крайней мере, часа два-три точно. Когда много ягод рябины на дереве, при том, что уже выпал снеги стоят морозы, значит, зима будет с устойчивыми морозами. Если же ягод нет или их очень мало, зима будет нехолодной.
– Людмила, Ваши пожелания коллегам, руководству и, конечно же, себе в преддверии профессионального праздника, ведь уже скоро, 23 марта, в России будет отмечаться День метеоролога.
– У нас замечательный коллектив. Поэтому я желаю нашим сотрудницам и себе, чтобы у нас всё было в меру. Отличной погоды и поменьше осадков, много солнца, тепла, радости, взаимопонимания и поддержки родных и близких. А руководству – чтобы не забывало о тех, кто работает в глубинке. Конечно, они стараются, но хотелось бы побольше внимания к нам. И пусть погода будет любой, главное, чтобы она была классной!
Автор: Инна Николаева
Фото: из личного архива Людмила Жигаловой