Первая участница проекта Мария Зуевас – служительница храма Мельпомены – губахинского театра «Доминанта. Чем уникальны профессии Марии в театре (а их несколько), искусство, которым она владеет, и о дальнейших планах нашей героини – обо всём этом она рассказала в интервью автору проекта.
– Мария, есть такое выражение «Театр начинается с вешалки…». С чего начался ваш театр много лет назад?
– Именно для меня много лет назад театр начался с приглашения прийти заниматься в детскую студию, которая работала при нём. Мы с одноклассницей пришли вдвоём, потом она выбрала другое направление, а я так и осталась.
– Чем вас привлёк театр, чем заинтересовал? Для вас это больше работа или служение искусству?
– В первую очередь, театр, конечно, привлёк меня своей атмосферой. Здесь всегда ощущаешь себя нужным, и здесь всегда есть, чем заняться. Когда я только попала сюда, у нас был огромный простор для творчества. И по сей день это остаётся неизменным. Мы занимались всем, что было нам интересно – это и актёрское мастерство, и танец, и пластика, и бутафория. Нас знакомили с основами грима и постижа, всем, что необходимо в театре. И, конечно же, это традиции. Традиции, которые были созданы, собраны нашими старшими коллегами. И сейчас, когда мы уже сами стали работать с детьми, мы передаём их молодому поколению. Передаём всё то, что было заложено ещё тогда, очень-очень давно, у истоков театра.
– Мария, какой именно деятельностью вы занимаетесь в театре?
– В первую очередь, я – актриса театра. Моя основная обязанность – играть роли в спектаклях. Второе направление, которым я занимаюсь, это детский театр. Мы не забываем, что почти все вышли из него, и он является одним из ведущих направлений.
В случае со мной получилось так, что мне стало близко гримёрное искусство. Грим, постиж* – это то, что мне нравится. В какой-то момент я поняла, что мне интересно, и начала себя пробовать в этом деле. Сначала изучала какие-то элементы самостоятельно, просила, чтобы наши актрисы были моими «подопытными», потом уже в нескольких спектаклях мне посчастливилось помогать нашим художникам-постановщикам и режиссёрам в создании образов наших актёров. Чем я могу помочь? Например, художник-постановщик совместно с режиссёром продумывают стиль спектакля, образы персонажей, а потом мы вместе обсуждаем, что-то дополняем. Это может быть какая-то интересная причёска или какие-то визуальные составляющие: молодой актёр на сцене спектакля или возрастной, как подчеркнуть его особенности, что добавить к образу. В спектакле «Ближние», к примеру, я играла персонажа, у которого должно быть грубое рябое лицо. Мы думали, как это изобразить, как сделать так, чтобы это выглядело натурально и не мешало работать.
В спектакле «Василисса» у главной героини очень длинная коса, до пола, поэтому мы придумывали, с помощью чего это всё можно сделать и закрепить таким образом, чтобы актрисе было комфортно играть.
Что касается искусства постижа – это отдельное направление. И люди, которые занимаются постижем, особые люди, большие профессионалы. Это работа сложная, кропотливая, практически ювелирная – создать парик, усы, бороду. Сама я их не создаю. После приобретения театром этих позиций, мы с коллегами продумываем, как с этим поработать, что и куда прикрепить-подцепить, чтобы актёрам было комфортно играть роли.
Недавно я приняла участие в краевом семинаре-фестивале при Пермском отделении союза театральных деятелей в лаборатории грима, где в течение нескольких дней создавали различные образы, знакомились с материалами, которые на сегодняшний день используются для работы в театре и кино. Скажу, что в нашем театре на сегодняшний день имеются все передовые технологии для работы с гримом. Это большая заслуга руководства нашего театра и, наверное, немного моя. Если ты работаешь с этим, то постоянно находишься в поиске различных техник и новых средств, чтобы всем актёрам было удобно и комфортно носить грим и накладные реквизиты, а зритель со сцены мог видеть гармонично подобранные образы актёров.
Для меня одной из важных работ в гримёрно-постижерном направлении стал спектакль «Ночь». В этом спектакле у каждой актрисы очень необычная причёска и грим достаточно специфичный. Каждую причёску подбирали индивидуально под отдельный образ, чтобы это не шло вразрез с задумкой режиссёра. Перед каждым спектаклем нужно часа три, чтобы подготовить образы.
– В перспективе, чем бы вам ещё хотелось заняться, Мария?
– Мне бы хотелось поближе познакомиться с таким направлением, как SFX-технология нанесения грима. Это так называемое изготовление спецэффектов, которые, назову не особо красивым словом «уродство», производят соответствующие эффекты на лице и теле. Я обожаю все эти приспособления, как, например, из специального состава изготовить глаз, раны, ссадины, порезы, дополнительные губы, уши. Это современное прогрессивное направление, которое кажется мне безумно интересным. В нашем театре мы уже начинаем немного работать с ним.
– Если не секрет, поделитесь с нашими читателями своими дальнейшими творческими планами.
– Сейчас мы готовим к выпуску премьеру весны-2023 спектакль «Тихий свет», режиссёр Дмитрий Огородников. С ним мы работаем уже давно. В конце февраля уезжаем на фестиваль «Золотая маска», где 1 марта будем играть спектакль вербатим «КУБ», в основе которого лежат истории жителей Губахи и городов бывшего Кизеловского угольного бассейна. Очень надеемся, что земляки будут поддерживать и болеть за нас. Мы номинированы. Посмотрим, чем это всё закончится, завоюем ли мы главный приз.
Принять участие в этом фестивале – это уже значимое событие. А летом всех нас ждёт театральный
ландшафтный фестиваль «Тайны горы Крестовой», к которому мы уже тоже начинаем готовиться.
Планов – громадьё, поэтому следите за афишами. Мы всегда всем рады!
*Постиж – название всех изделий из искусственных или натуральных волос или материала, заменяющего волосы.