Про историю становления и расцвета шахт КУБа написано и снято довольно много материала. И, в основном, авторы, которые берутся за эту тему, идут по самому лёгкому пути: от зарождения до вымирания, наиболее выпукло показывая последнее.
Режиссёр Дмитрий Огородников решил не идти по проторенной дорожке, сделав финал спектакля «КУБ», в основу которого легли как музейные сведения, так и воспоминания очевидцев-шахтёров, неоднозначным.
Чем хорош спектакль «КУБ», если можно так говорить про театральную постановку? Ведь в нём нет экшна, всё происходящее на сцене довольно камерно, за исключением имитации штольни. Но зрители выходят из зала, и на глазах старшего поколения - слёзы. А на лицах молодёжи – тень задумчивости. Спектакль заставляет задуматься. О том, как раньше, в 70-е и 80-е, эпоху расцвета шахт, сытно и хорошо жилось шахтёрам. О том, как они строили большие планы и думали, что «горячий камень» будет нужен всегда, но в одночасье стали практически никем. О том, что, несмотря на крах надежд, многие не сдались, и сейчас их дети и внуки живут в новом мире. И о том, что историю, какой бы неоднозначной она не была, нужно помнить, но не цепляться за неё, как за спасительную соломинку, а смотреть в будущее и строить его.
Так случилось, что премьера спектакля «КУБ» совпала с печальными событиями. Взрыв на шахте «Листвяжная» в Кузбассе унёс жизни 51 человека. Поэтому перед губахинским спектаклем зрители почтили их память минутой молчания. И в эти секунды наверняка представители старшего поколения вспоминали, сколько жизней оборвали ЧП в шахтах КУБа. Их мысли в финале спектакля озвучила актриса Елена Шарантай, муж которой был шахтёром. Его злой рок почти миновал, он во время работы «всего лишь» сломал руку. Но, по словам Елены, она рада, что её дети и внуки никогда не узнают, насколько это адский труд. Не ощутят то пугающее бессилие жён и матерей, которые всматривались в уличную темноту до боли в глазах и облегчённо вздыхали, увидев подходящего к дому любимого человека.
«КУБ» - это не только про вехи истории и тяжесть шахтёрского труда. Это и про любовь, и про дружбу, и про курьёзы, которых, оказывается, было немало. Истории, озвученные актрисами «Доминанты», поведанные им шахтёрами, это доказывают. Байка про козу, которую приняли за дьявола. Случай про кота, которого хозяин оставил на перевоспитание в шахте. И много чего ещё. Так что зритель, смотря спектакль, переживает весь спектр эмоций, начиная от светлой печали и заканчивая гомерическим смехом.
Режиссёру Дмитрию Огородникову и актрисам молодёжного театра «Доминанта» удалось практически невозможное - по-новому рассказать об истории КУБа. Благодаря победе в конкурсе «Новый театр» Фонда Михаила Прохорова уникальная задумка обрела форму. Спектакль, подобно угольному КУБу, будет «пылать» долго, выполняя свою главную миссию: заставить зрителя задуматься, задать вопросы о том, какой он, КУБ? Чёрный или белый? С ровными гранями или «рваными»? И сколько в себя может вместить?
Автор: Ульяна Бажанова
Фото: предоставлено пресс-службой театра