Помнится, писал я как-то о топонимике Кизела, Губахи и Гремячинска. Тогда я рассказал о том, какие улицы находятся в городах КУБа, какую информацию о прошлом несут их названия и даже, как менталитет населяющих тот или иной город влияет на топонимику города.
Сегодня мы поговорим о другой проблеме – ошибках градостроительства в Губахе. Начну с улиц, с которыми сыграли в баскетбол, расскажу об «оборванцах» на городской площади.
Итак, смотрим карту Губахи и в начале улицы Парковой сразу же видим дом 6а. Встаёт вопрос, а где Парковая, 2 и 4?
Идём дальше. И натыкаемся ещё на один ляп. 6а вплотную прирос к дому 8. А дальше по улице стоят 10б («Русь») и 10а (школа №2), но нет 10-го. Практически вся Парковая изобилует подобными изысками в нумерации. Потому как следующий дом идёт за номером 12а (почта) и только после него высится 12-й.
Проспект Свердлова тоже весьма интересен с точки зрения нумерации домов. Он также потерял дома 1, 2 и 3. Счёт начинается сразу с четвертого. Ощущение такое, что кто-то поиграл с городом в баскетбол, где за один бросок дают либо 2, либо 3 очка.
Октябрьский, начинающийся с номера 7б, на коротком отрезке улицы, состоящем всего из шести домов, к проспекту Ленина подходит уже с номерами 59 и 61. Которые оказывается относятся уже к проспекту Ленина. Но вот вопрос, почему тогда они расположены параллельно Октябрьскому и перпендикулярно Ленина? Причём, эти два дома не являются даже угловыми.
Есть у нас и другие, не менее достойные примеры ляпов и ошибок, которые «проросли» на улице Суворова. Вернее, той её части, что у поликлиники. По чётной стороне улица заканчивается как бы 58-м домом. Но затем вдруг идёт номер 7 и 9… Можно допустить, что вероятно, эти дома относятся к Дегтярёва, но тогда почему за 9 домом вверх следует 6-й? А выше вообще идёт 8б.
Что ещё интересного на Суворова? Можно видеть, как нечётная сторона улицы с номерами домов 7 и 9 нагло переползла на чётную и неплохо себя чувствует на другой стороне домами 5а, 5в, 7б, 7а, 9б и просто 5.
Если продолжать описывать парадоксы этой улицы, то уместно напомнить ещё о двух домах, стоящих рядом, это дом 18 и перед ним, какой вы думаете? Думаете 16? Как же вы глубоко ошибаетесь! Нет, это Тюленина, 1. И потому приз уходит - правильно, ответившему участнику, то есть мне. Почаще смотрите карты и, может быть, начнёте выигрывать в викторинах, организованных градостроителями прошлых лет.
Шестой дом на Парковой вплотную примыкает к... 8а.
Парковая 12а и 12.
"Заблудившиеся" дома 59 и 61.
Тюленина, 1 и сразу Суворова, 18.
Что и говорить, сегодня городскую площадь Губахи можно смело назвать символом преобразований, начавшихся в 2012 году. Сколько дифирамбов и песен спето о площади с того времени! Но есть одна грустная, которая начинается словами Мамочки из «Республики Шкид» - «по приютам я с детства скитался, не имея родного угла». И «исполняет» эту песню трубопровод отопления, в хлам изодранный прошедшей суровой зимой. Начинается он чуть выше площади и ползёт болезный, как беспризорник, в изодранной в лохмотья одежонке до здания ГУТы.
Интересно, да? Ну вот кому могло прийти в голову украсить центр города таким непотребством? В то время, когда космические корабли бороздят просторы Большого театра, центр Губахи украшает какой-то изодранный в клочья трубопровод, вырывающийся из-под земли, как огромный серый червь. Такое ощущение, что он выведен в какой-то лаборатории обкуренными генетиками-урбанистами, обладающими к тому же отвратным вкусом.
Вообще, трубопроводы теплоснабжения в Губахе, это отдельная песня. У школы №2 он выползает из земли у бассейна «Русь», огибает территорию школы с запада и, нагло перекрыв пешеходную дорожку победно уходит в восточном направлении.
Оборванец на городской площади.
Трубопровод на Парковой, начинающийся у "Руси".
Перекрывая пешеходную дорожку у школы №2, он уходит в восточном направлении.
Впрочем, терзают меня смутные сомнения, что если политика партии и правительства в отношении Губахи продолжится, то описанные выше ляпы исправят. Как были исправлены ошибки, допущенные при строительстве школ №,№ 1 и 2.
А вы думали, там всё хорошо? Учитывая, что вторую назвали школой нового века? Но вот почему-то при её строительстве не предусмотрели наличие пешеходных дорожек. Нет, конечно, понять архитекторов того времени можно, ведь это были годы, когда автомобиль был такой же редкостью, как сады на Марсе. Так что детям, идущим в школу по проезжей части дороги, особо ничего не угрожало. Может, поэтому к школам 1 и 2 не были предусмотрены пешеходные дорожки.
И посмотрите сегодня. Согласно статистическим данным, по состоянию на 1 января 2020 года на одну тысячу жителей России приходилось 308 легковых машин. Если из этой тысячи убрать детей, глубоких пенсионеров и инвалидов, то получится, что почти каждый второй работоспособный россиянин имеет автомобиль. А теперь гляньте на свои дворы, где паркуются автомобилисты и мы придём к мысли, что дорожки у школ ну, просто очень необходимы.
Именно поэтому два года назад таковые были уложены у школы №2, год назад – у первой. Справедливость восстановлена, необходимость восторжествовала. Все свободны.
Теперь о несостоявшемся Доме спорта. Недострой высится в лесу недалеко от школы №2. Его нельзя назвать ляпом в чистом виде. По той простой причине, что, если бы не произошла смена формаций в 90-х годах он бы, скорее всего, функционировал. Единственная вина этого спорткомплекса в том, что он был задуман на закате советской власти. И даже частично отстроен. К нему провели дорогу и нарезали тропу здоровья, которая шла от поста ГАИ до лесной дороги, соединяющей второй микрорайон с республиканской дорогой. Тропу хотели даже осветить, были уже поставлены столбы, но строительство забросили. Тем не менее, тропа здоровья ещё долго радовала любителей пеших прогулок. Сегодня несостоявшийся Дом спорта представляет собой полуразрушенное здание из белого кирпича, которое одиноко стоит в болотистой местности, как символ несбыточности мечт.
Остались от комплекса рожки да ножки.
Потерявшийся во времени.
Сначала немного истории. Туристический центр «Губаха» начинался с маленького заброшенного дома у склона горы на Первомайке.
- Почему выбрали именно это место, не знаю. Может, из-за склонов – разных по своей конфигурации, или из-за наличия места для сбора занимающихся в секции… Кстати, дом был небольшой – кажется две комнатки с печкой, которую топили, чтоб было где согреться после тренировки, - вспоминает сотрудник «МедиаКУБа» Алла Носкова. - Здесь хранили инвентарь, на стенах висели плакаты с методиками постановки поворотов при прохождении горнолыжных трасс, по которым технику отрабатывали в теории.
Позже гора стала обрастать инфраструктурой. Базу начали использовать для проведения соревнований российского и даже союзного уровней. В 1979 году здесь провели первый официальный чемпионат СССР по биатлону среди женщин, в марте 1980 года – III Всероссийские студенческие игры, а в 1982 – первый тур кубка СССР по горным лыжам.
Тем не менее, горнолыжку можно смело отнести к ляпам советского градостроительства. Несмотря на то, что здесь прекрасные склоны, оставляет желать лучшего воздух, иногда перенасыщенный запахом тухлого яйца, поставщиком которого является коксохимзавод, расположенный рядом.
Мало кто помнит, но на одной из сессий народных депутатов в 90-х годах народные избранники проголосовали за то, чтобы возбудить уголовное дело на тогдашнего директора предприятия Анатолия Галкина. Причина – несоблюдение экологических мер предприятием и загрязнение воздуха тяжёлыми металлами. Прошло время… Уголовное дело не состоялось, так как губахинцы поняли, что кусок хлеба, пахнущий сероводородом всё же лучше, чем ничего. Сегодня коксохимзавод изредка покусывают контролирующие органы, губахинцы по-прежнему задыхаются при северном ветре, но сложней всего горнолыжникам, находящимся в эпицентре вонючих выбросов, и жителям нижней части города.
Alex_Z_1004, Пермь, Россия: «… Я бывал по миру почти везде, увидел много сервисов, трасс, склонов, есть с чем сравнить. Минус: все активнее работающий коксохим, выбросы все больше и больше, что явно портит геокартину».
И тут, как я думаю, решить проблему советского ляпа можно несколькими путями. Первый: закрыть завод, что в реальных условиях насколько же утопично, как разводить сады на Марсе, второй: перенести горнолыжку (вариант не менее утопичный) и третий – ужесточить контроль за соблюдением экологических мероприятий, выполняемых заводом. И не от раза к разу, как это делается сегодня, а постоянно.
Всё хорошо прекрасная маркиза
всё хорошо, всё хорошо!
Вот такие ляпы советского времени обнаружены нами в Губахе.
Автор: Владимир Имайкин
Фото: Владимир Имайкин