Наследие союза… Простой иногда на грани примитивности быт. Героика прошлого, героика буден. Ассоциирование себя с хозяином огромной страны. Сильнейшая промышленность с несколько отсталыми технологиями. Шахты, шахты, шахты. Кормилицы, основы посёлков и городов с нескончаемой борьбой за выполнение планов по добыче угля, с нечеловеческим напряжением всех сил в борьбе с подземной стихией. И сам человек… Со стальной основой внутри, но доверчивый и добродушный, как ребёнок. Мне кажется, всё это ясно прорисовывается в названиях улиц наших городов.
Начнем нашу серию рассказов с самого старого и уважаемого в КУБе города - Кизела. В далёкие шахтёрские годы стяжавшего себе славу Уральской угольной столицы. Чем же он нас порадует? Особый интерес вызывает центральная и самая длинная улица Советская, которая на всём своём протяжении пять раз меняет своё название. Судите сами. Со стороны Губахи она начинается с бывшей шахты 9-я Делянка и заканчивается у моста. В гору уже поднимается улицы Трактовая, которая успешно остаётся таковой до посёлка Шахта. Здесь внезапно Советская переходит в Верещагино, Клубную и на выезде в Александровск становится улицей Баумана.
Есть подозрения, что все эти наименования улиц посёлка Шахты скоро сотрут с карты. Его основали в 1939 году специально для того, чтобы поселить там работников рудников. Сейчас, как и в других населенных пунктах Кизелбасса, от горнодобывающей промышленности остались одни воспоминания. Вероятно, такие же воспоминания останутся и о посёлке. По крайней мере на уровне края принято решение расселить его жителей в Кизел.
Если это случится, думаю, на карте останутся только Советская и Трактовая. Трактовая, как напоминание о процессах, происходящих в нашей стране до революции, ну, а название Советская говорит само за себя.
БОРЦЫ, ТРУДОГОЛИКИ И ДРУЗЬЯ
Интересно, что такая же судьба с переименованиями постигла ещё одну улицу – Народной памяти, которая начинается от Советской, затем переходит в Западный переулок и заканчивается уже улицей Островского. Ощущение такое, что каждый микрорайон хотел иметь центральную улицу с названием отличным от других, а поскольку микрорайоны, видимо, застраивались постепенно, власть шла на уступки пожеланиям трудящихся.
Кстати, революции и Гражданской войне Кизел отдал богатую дань. Она сохранилась в названиях таких улиц, как Котовского, Кирова, Володарского, Розы Люксембург, Клары Цеткин, Фрунзе, Карла Либкнехта, Щорса. Я уж не говорю о наличии таких улиц, как Ленина, Крупской и даже Энгельса.
Но больше всего меня заинтересовал переулок Ванцетти. Вообще-то Сакко и Ванцетти жили в Америке и боролись за права рабочих. Слыли анархистами. Вероятно, чтобы ослабить верхушку вечно бастующих рабочих в 20-х годах прошлого столетия, суд незаконно обвинил их в убийстве кассиров обувной фабрики и приговорил к смертной казни.
Что интересно, Сакко и Ванцетти были поддержаны большевиками, как несправедливо осужденные пролетарии и революционеры. Выглядит немного странно, так как в советской России как раз начались репрессии, направленные на анархистов и их движение. Скорее всего это совпадало с веяниями того времени - показать несправедливость капитализма, его ущербность, где любого человека могут осудить без доказательств. После их смерти в СССР стали публиковать мемуары, книги. Во многих городах их именем были названы улицы, среди них Самара, Воронеж, Саратов, Тула, Новосибирск, Ульяновск и… Кизел. В честь их был назван Московский завод пишущих принадлежностей.
Улицы микрорайона Фрунзе несут память о Великой Отечественной войне. Это ул. Молодой Гвардии, Любови Шевцовой, Сергея Тюленина, Лизы Чайкиной и Левитана.
В общем, если подвести итог истории страны, нашедшей отражение в названиях улиц Кизела, можно сделать вывод, что в этом городе живут потомки свободолюбивых бунтарей (улицы Разина, Революционная, Борцов, Свободы, Народной Воли), простых работящих людей (Пролетарская, Рабочая, Швейников, Труда, Звёзды Труда, Шахтостроевская), любящих почитать (Пушкина, Некрасова, Островского), порисовать (Серова), заняться спортом (Физкультурников, Водный переулок). Нигде мне не встретились улицы с названием Потребители, Понты и Постиндустриальное Общество.
В этом, пожалуй, единственное упущение героического города, который развивается не в соответствии с новыми тенденциями общества. И несмотря на воинственность некоторых названий (Кутузова, Суворова) в целом его населяет дружелюбный народ. И нет их вины в том, что не успел он достроить своё будущее (Коминтерна, Юных Коммунаров и Коммунистическая), зато он сохранил главное – улицу с названием Дружба Народов.
И кстати, несмотря на общероссийский тренд с переименованием улиц в 90-е годы, кизеловцы сумели сохранить все улицы с первозданными названиями.