До кислотных вод, разлившихся после закрытия шахт в КУБе, добралось федеральное правительство. По крайней мере, разработало так называемую дорожную карту ликвидации. При этом по сей день идут споры, как именно устранить шахтные изливы.
Кислотные воды из бывших шахт мирно текут в 19 рек – от самых малых, таких как Кизел или Губашка, – до того, что принято считать нашим всем – Кама и Волга.
ЧТО УТЕКАЕТ С ВОДОЙ
Анализ, проведённый в своё время сотрудниками естественно-научного института ПГНИУ, показывает, что долгие годы симбиоза наших рек с изливами привели к настоящей катастрофе. Так, в Кизеле (притоке Вильвы), испытывающем наибольшее загрязняющее влияние шахтных вод, среднегодовое содержание железа составляет 2 160 предельно допустимых концентраций, зимой эта цифра увеличивается почти вдвое. Марганца — 516 ПДК. Концентрации никеля, меди и цинка также превышают предельно допустимые.
Даже для крупных рек, таких как Косьва и Вильва, постоянно наблюдаются высокие и экстремально высокие уровни загрязнения воды по общему содержанию железа.
Как говорит директор Естественнонаучного института ПГНИУ Николай Максимович, при работе угледобывающих предприятий КУБа шахтные воды сбрасывались в местную гидросеть без очистки (объёмом до 100 млн кубометров в год). Выше мест сброса вода в реках была гидрокарбонатно-кальциево-натриевой, имела минерализацию 90-150 мг/л и реакцию среды, близкую к нейтральной. Ниже по течению от мест сброса она становилась сульфатно-железисто-алюминиевой с минерализацией 640-6000 мг/л (при содержании сульфатов до 3 700 мг/л, железа – до 900 мг/л, алюминия – до 160 мг/л, при высоком содержании тяжёлых металлов и рН – 2,5+2,9).
ДОЛГИЙ ПУТЬ К ОЧИЩЕНИЮ
Сегодня, как уже говорилось, существует дорожная карта – план ликвидации изливов с их дурным влиянием на нашу природу и постепенной реабилитации бассейнов рек, вплоть до разведения в них рыбы. И, кстати, в регионе уже больше года существует рабочая группа при губернаторе края, которая также призвана заниматься поиском решений. С апреля прошлого года ведётся постоянный мониторинг ситуации.
В федеральных СМИ сообщают, что в крае совместно с федеральными ведомствами предполагают подготовить программу научно-исследовательских работ, чтобы определить возможность и целесообразность разработки региональных нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах рыбохозяйственного значения для левобережных притоков Камы: Яйвы, Косьвы, Чусовой. Это позволит снизить потенциальную стоимость строительства очистных сооружений для шахтных вод и расходы на их эксплуатацию.
ВЫБИРАЙ НА ВКУС
Как уже говорилось, до сих пор нет ясности, как именно наиболее безболезненно навести порядок. Пока свою точку зрения на это (не как предположение или случайную версию, а с научным обоснованием и подтверждением опытным путём) предложил директор Естественнонаучного института ПГНИУ Николай Максимович.
Он рассказал о результатах научно-исследовательской работы, проведённой в 2018–2019 годах. Максимович предложил Минэнерго России проработать варианты мероприятий быстрой реализации, например, тампонаж скважин.
Учёный предлагает откачивать надпластовую воду, не загрязнённую кислотами, и перебросывать её для нужд промышленных предприятий и одновременно строить очистные сооружения на территории с остаточными изливами.
С его мнением согласны представители Санкт-Петербургского горного университета. Они лишь заострили внимание на подборе реагентов для каждого загрязнённого участка в отдельности с учётом состава вредных веществ, которые там содержатся.
Заместитель руководителя Богдановичского ОАО «Огнеупоры» Александр Панфилов поделился результатами эксперимента по использованию сорбционных и фильтрационных материалов предприятия для очистки кислых шахтных вод. В результате очистки получаются товарные продукты: железо-марганцевый концентрат и гипс.
Кроме того, гораздо ранее Николай Максимович с коллегами уже интересовались возможностью обратить сточные воды во благо. Ими проводились эксперименты на территории бывшей шахты «40 лет Октября» (Шумихинский). Суть в том, чтобы в кислые воды изливов добавлять шлам, который остаётся после производства соды на Березниковском содовом заводе.
Эксперименты показали высокую эффективность содовых отходов в качестве реагентов. Причём их можно использовать без предварительной обработки. В этом случае металлы, которые содержатся в изливах, выпадают в осадок, кислая вода и щёлочь нейтрализуют друг друга.
Наблюдение показали, что очищенный участок самостоятельно зарастает многолетними травами почти так же, как и контрольные участки.
Кстати, когда верстался номер, стало известно, что к декабрю 2025 года предстоит до конца разработать концепцию ликвидации изливов шахтных вод и негативных экологических последствий на территории Кизеловского угольного бассейна с учётом экономических, технических, социальных и экологических параметров.
Подождём ещё чуть-чуть.