Действие первое. Начало
Программу открыли артисты Башкирского государственного театра оперы и балета постановкой на основе легенды «Сердце-гора». В ней рассказывается о любви молодого батыра Ханбулата и звезды Айхылу. Есть и злодей — бай Типтегул. Предысторию «О чём молчат камни» зрители могли видеть в Губахе два года назад. Тогда труппа танцевала под проливным дождём.
Это первый после пандемии год, когда событию вернули открытый формат. Полюбоваться грацией актёров на фоне закатного солнца собралось более восьми тысяч губахинцев и гостей города. Аккомпанемент из народных инструментов (курая, кыл-кубыза, морин-хуура, думбыры, окарины), виолончели и горлового пения создал особую, почти гипнотическую, атмосферу.
3 июля действие переместилось на другую сторону горы Крестовой. На горнолыжной трассе «Турист» актёры Челябинского театра современного танца буквально станцевали жизнь – жизнь бегущих обитателей мегаполиса. К слову, спектакль так и называется — «Бегущие». Эффект кипящего событиями города усилил индустриальный пейзаж.
Вечером Северный драматический театр имени М.А. Ульянова показал свою версию «Песни Аджимушкая». Пронзительная, честная, страшная. Именно такой зрители увидели войну. В 1942 году жители Керчи и военные были вынуждены спуститься в катакомбы. Доступ к единственному колодцу перекрыли фашисты. Люди собирали влагу буквально с камней.
На глазах очевидцев картина былых дней ожила стараниями актёров. Каждый мог ощутить безумие жажды. А внезапный дождь, как и фрагменты мирных дней главных героев, лишь подчеркнули ужас происходящего. Только в финале мы понимаем, что они так и не дожили до этого времени. Взрослые, дети — почти все 30 тысяч человек погибли.
На экваторе
4 июля эстафету приняли хозяева фестиваля — молодёжный театр «Доминанта». На берегу Косьвы они представили читку произведения «Тихий свет». Действие разворачивается в наши дни. Участники — обычные люди, которые понимают, что в их прошлом что-то пошло не так. Каждый разочарован своим «сегодня». И, конечно, не обходится без жертв. Смех сквозь слёзы. Пожалуй, так можно описать эмоции от погружения в эту историю.
За два часа до полуночи в парке Гагарина нетривиально напомнил о проблемах экологии Челябинский театр современного танца. Главный герой — нефть («NEFT»). Она очень стильно танцует и даже читает рэп. При всём динамизме происходящего, к концу постановки в воздухе повисает вопрос: «Что ждёт нас дальше?». Нас — это человечество в целом.
5 июля философское путешествие продолжается. На сцене — дороге «города-призрака» на Верхней Губахе — разворачивается драма переходного возраста «Бог ездит на велосипеде». Юные актёры Образцового театра-студии «КОД» оголяют и выставляют напоказ все проблемы, сложности и сомнения подростков.
Наблюдатели буквально погружаются в хаос, который происходит в голове молодого поколения.
Вечером на ступенях Дворца имени Калинина оживает трагедия Софокла «Царь Эдип». Коллектив Северного драматического театра им. М.А. Ульянова вновь полностью овладевает вниманием зрителя и переносит его в Древнюю Грецию. Каждый актёр отыгрывает несколько ролей, меняется и полностью перевоплощается.
Под эгидой Чехова. Финал
6 июля гости фестиваля смотрели «Чайку» в исполнении Театра «Чеховская студия» музея-заповедника А.П. Чехова «Мелихово». Драма разыгралась на базе «Металлург» Широковского водохранилища. Казалось, актёры проживали эту историю, и мы невольно подглядели реальную трагедию.
7 июля театр-студия «Доминанта» перенесла всех в шахтёрское прошлое Губахи. Документальная постановка прошла на бывшей территории шахты им. 1 мая, в посёлке Первомайский. На берегу Косьвы до сих пор сохранился отсев, что помогло смотрящим явственнее представить картину прошлых лет.
Всё закончилось 8 июля. Точку поставил Театр «Чеховская студия» музея-заповедника А.П. Чехова «Мелихово». Мы увидели фантазию на тему, что происходило «После Чехова». Со дня смерти писателя прошло много лет и самые близкие ему люди — жена, сестра и предполагаемая любовница — вспоминают самые яркие совместные моменты. В них есть любовь, горечь, сожаление. И счастье, что в их жизни был Он.
Актёры «Доминанты» решили немного продлить настроение фестиваля и тему творчества Чехова. В качестве эпилога театр показал постановку «Чёрный монах» в уже знакомых декорациях Дворца Калинина. Заброшенное здание, в котором когда-то кипела жизнь, как нельзя лучше подчеркнула настроение одиночества и отрешённости от всего.
Вот уже 11 лет ландшафтный фестиваль «Тайны горы Крестовой» собирает в Губахе почитателей театра и лучшие творческие коллективы страны. С каждым годом география события расширяется. Появляются новые локации, которые открывают произведения с новой стороны.
К слову, мероприятие закончилось только для зрителей. Организаторы уже приступают к подготовке программы будущего года. Подробности пока держатся в секрете.
Можно сказать с уверенностью, что следующим летом зрителей ждёт знакомство с новыми яркими постановками и талантливыми актёрами. Ведь «Тайны горы Крестовой» стал не просто фестивалем, но настоящим символом уральской земли и душой Губахи.