Продолжая пользоваться сайтом mediakub.net, Вы подтверждаете использование сайтом cookies Вашего браузера и соглашаетесь на обработку персональных данных

Согласен
16+
26 июля 2021

Губахинцы в России и мире. Как и где живут наши земляки, которые уехали из родного города

Губахинцы в России и мире. Как и где живут наши земляки, которые уехали из родного города
Общество
  1. Общество
Представляем читателям несколько историй тех, кто покинул Губаху и обосновался в другом городе или государстве

За последние 20-30 лет население Губахи значительно уменьшилось. К счастью, не только из-за уровня смертности. Люди разъехались в поисках лучшей доли или по какой другой причине. Как живётся губахинцам, которые волею судьбы покинули родной город? Что заставило их уехать? Захотят ли они вернуться, и какой для этого должна стать Губаха? Сегодня публикуем несколько историй об этом.

БЕЗ РУСОФОБИИ

Сергей Зубакин до второй половины 80-х спокойно жил в Губахе. Каково же было удивление всех его друзей, когда они узнали, что Сергей уехал в Литву… навсегда.

– Сергей, как всё-таки получилось, что вы стали гражданином другого государства?

– Ну, это произошло не сразу. Тогда ещё был Советский Союз. Я, отслужив в армии, в 1986 году устроился в электроцех ГРЭС, год проработал, там же познакомился со своей будущей женой (она работала в столовой на кассе). И 1987 в августе мы уехали в Литву, у неё была подруга из Литвы. Мы были молодыми… Романтика… и нам понравилось, тем более, что в Висагинасе (город, где живёт Сергей с семьёй – прим. ред.) построили МЖК (молодёжный жилищный комплекс). Мы и заселились в двухкомнатную квартиру. Родилась дочь, и жизнь пошла своим чередом. Потом сын родился.

– И Вы на новом месте стали работать по специальности?

– 28 лет работаю на ИАЭС (Игналинская атомная электростанция), специалист по охранной сигнализации. В свободное время увлекаюсь настольным теннисом, он мне очень нравится, ездим на соревнования.

– И всё же, распался Союз, появились границы, стали возникать сложности. Как у Вас всё сложилось? Я знаю, что Вы выучили литовский язык…

– С литовским сначала были проблемы, пока не сдал на первую категорию владения языком, но я его толком не знаю, поскольку на работе всё по-русски. А недавно поймал себя на мысли, что в Литве я живу 35-й год! Конечно, всё уже здесь родное: дети, внуки. Достойная зарплата, и жить здесь полегче нежели в Губахе, я ведь приезжаю в Губаху и вижу проблемы.

– И всё же, есть в родном городе что-то, по чему Вы скучаете?

– В Губаху меня тоже тянет у меня там мама, родственники друзья. Хотел в этом году приехать, но из-за коронавируса не получается, может, в следующем приеду.

– Ещё один вопрос, который, наверное, интересует многих читателей: за 34 с лишним года были случаи, когда на Вас смотрели косо из-за того, что вы русский? Или это просто пропаганда?

– Нет, косо не смотрели, во-первых, город Висагинас, в котором я живу, можно сказать, русскоязычный. Когда строили АЭС, сюда приезжали со всего Союза и здесь осели. Это, пожалуй, единственный город в Литве, где говорят по по-русски, хотя в последнее время многие общаются на литовском. Я уже говорил, что очень много езжу на соревнования по Литве, и мне ни разу не сказали ничего плохого и косо не смотрели. В Литве лояльно относятся к русским, а вот в Латвии… там жесть.

Губахинцы в России и мире. Как и где живут наши земляки, которые уехали из родного города


МОСКВА ЗЛАТОГЛАВАЯ

Конечно, не все уехали за границу. А вот две наших столицы переманили немало губахинских талантов. Поскольку пальма первенства всё-таки принадлежит Москве (и по старшинству, и по официальному статусу), то и следующий наш герой – уже давно москвич. Правда сам он в любом разговоре любит повторять, что всегда и везде был и остаётся губахинцем.

Итак, хорошо знакомый многим нашим землякам писатель Вадим Арефьев. Большинство хорошо знают его произведения, поскольку они не раз публиковались в «Уральском шахтёре», но не всем известны подробности биографии Вадима Александровича.

– Скажите, Вадим Александрович, знаю, что до столицы Вы служили на флоте, а как и когда оказались в Москве?

– В Москве я оказался в 1989 году, когда поступил на редакторское отделение в Военно-политическую академию имени В.И. Ленина. Академию я закончил с золотой медалью и мне предложили остаться на кафедре журналистики преподавателем. Я согласился. С тех пор я в столице.

– Значит, предысторией был всё же флот?

– В 1979 году я закончил Новосибирское высшее военно-политическое училище и был направлен для дальнейшего прохождения службы в морскую пехоту Тихоокеанского флота. Я был офицером-политработником: замполитом роты, секретарём комитета ВЛКСМ 165-го полка, начальником клуба 921-го артиллерийского полка морской пехоты. Однажды я написал небольшую зарисовку об офицере нашего полка, который был награждён орденом Красной Звезды. После этого меня пригласили для дальнейшей службы во флотскую газету "Боевая вахта". Там я послужил четыре года корреспондентом отдела партийной жизни. Далее - поступил в Академию. Первая литературная публикация состоялась в газете "Уральский шахтёр" в 1977 году. Там был опубликован мой первый рассказ "Лёд пошёл".

– Вадим Александрович, за всё время общения с Вами знаю, что на месте Вы не сидите. Скорее, постоянно в странствиях. Побывали и в предвоенном Ираке, в Чечне, Приднестровье. Были Вы и в кругосветке, а ещё в Австралии, в Антарктиде... Жизнь полна впечатлений и знакомств. Как считаете, в жизни успели всё, или нет предела совершенству?

– Мне нравится песня в исполнении Марка Бернеса «Всё ещё впереди». Надеюсь, что так оно и есть.

– А столица что-то дала Вам в плане самореализации?

– Я думаю, что реализация творческих возможностей человека не зависит напрямую от того места, где он живёт. В те годы, что я жил и живу в Москве было очень много отвлекающих событий. А для литературного творчества благоприятно уединение.

– А Губаха? Какое место она занимает в Вашей судьбе?

– Особенность Губахи для меня заключается в том, что это моя родина. Другой у меня просто нет. Да и слава Богу!

Тут, думаю, комментарии излишни, о том, удалось ли реализоваться Вадиму Александровичу, красноречиво говорят и статус члена Союза писателей России, и многочисленные премии и награды, о которых мы тоже не раз писали в нашей газете. Главное, что где бы ни был Вадим Арефьев, он всегда в душе остаётся губахинцем и всегда с необыкновенной теплотой отзывается и о родном городе и о его жителях.

Губахинцы в России и мире. Как и где живут наши земляки, которые уехали из родного города


ПЕТРА ТВОРЕНЬЕ

А мы тем временем поговорим и о культурной, или северной столице – Санкт-Петербурге. Здесь тоже осело немало наших земляков. С одной из них, Натальей Чезгановой, кстати, нашей бывшей коллегой, нам удалось пообщаться.

– Наталья, если я правильно помню, некогда из Губахи Вы уезжали в Йошкар-Олу. Как оказались в Питере?

– На момент переезда из Губахи дочь была почти что первоклашкой. Переезд в Йошкар˗Олу был связан с бОльшими перспективами, лучшей экологией и наличием родственников в этом городе. В столице Марий Эл полгода было непросто, а потом я попала на радио и проработала без малого 5 лет, вела мероприятия, как и в Губахе... И вдруг стало очень спокойно жить. У меня есть неприятное свойство переезжать, как только всё в жизни устаканивается. Куда двигаться? В Москву не хочу. А вот Питер, это да! Съездила в пробное путешествие, погуляла по крышам, полетала в аэротрубе (все классические экскурсии были пройдены шестью годами раньше), решила, что мне очень нравится город. Рождество 2015 года встречала в Питере, подселилась к ещё одной землячке.

И вновь нескучно, и вновь трудности с работой, и вновь новая школа для ребёнка. Ну, всё, как я люблю, а дочь не любит.

– Наташа, зная о множестве талантов, не могу удержаться от следующего вопроса: они Вам в жизни как-то помогали?

– Да. Например, жизнь подкинула классный проект: я полгода обучала русскому языку алжирских моряков. На питерских верфях ремонтировали два их корабля, а наша с коллегами задача за полгода с нуля подготовить ребят к обучению на русском языке в военном вузе. Пригодились актёрские и педагогические способности, потому как не рекомендовалось использовать второй язык. Опыт интереснейший.

– Тут у меня ничего не рождается, кроме фразы из «Пластилиновой вороны»: «А дальше?»

– После алжирцев судьба привела к работе у успешного бизнес˗тренера, чуть больше года я была личным помощником… И «ударилась» в тему создания доходной недвижимости. Личная победа – приобретение недвижимости с нулём собственных средств, создание доходной квартиры. Накопила приличный опыт в сфере организации бизнеса посуточной аренды. Сегодня работаю удалённо с объектами в Санкт-Петербурге, Калининграде, конечно, сдаю и собственную квартиру…

– Стоп. А сами с дочкой на это время куда переезжаете?

– Для себя снимаю в другом районе. Квартира разделена на три изолированные студии, снимают поодиночке. А в целом сумма сильно больше получается, чем целую квартиру сдавать. Вот и весь секрет…

– Так я скоро бесплатные курсы пройду в ходе разговора… А, если серьёзно, понимаю, что из Губахи многих увело именно желание лучших перспектив, но вот прошло время… Как должна измениться Губаха, чтобы Вы и другие уехавшие захотели вернуться?

– Мои знания применимы и в маленьких городах. Вполне возможно, что создам в Губахе нечто подобное. Если вдруг есть заинтересованные в партнёрстве люди, я прямо готова посотрудничать. Считаю наш город перспективным: завод делает всё, чтобы Губаха омолодилась (имею в виду и внешний вид, и кадровые вливания, и строительство нового комплекса), культурная жизнь бьёт ключом, горнолыжная база «качает трафик»…

Вот так незаметно прорекламировали и свой бизнес, и родной город. Но, если Наталья так рассуждает, возможно, её жизнь снова устаканилась. Думаю, нам в Губахе надо готовиться к встрече бизнес-тренера…

Губахинцы в России и мире. Как и где живут наши земляки, которые уехали из родного города


ВЕРЕЩАГИНСКИЕ БУДНИ

Безусловно, не все уехавшие добрались до столиц. Кто-то вполне неплохо чувствует себя и вдали от столичного шума, как, к примеру, ещё одна наша героиня Фаина Кунгурцева.

– Фаина, а Вы как оказались в другом городе? Если я правильно понимаю, это тоже произошло ещё в пору юности?

– Причина переезда – замуж вышла. Уехала к мужу. Поскольку я медик, работаю в сфере медицины, в службе неотложной помощи. Вызовы к больным и приём в поликлинике.

– В общем-то, Верещагино не сильно отличается от Губахи. Тоже глубинка, та же размеренная жизнь. Вы не жалеете, что не поехали в большой город? Здесь Вам удалось реализовать себя?

– Считаю себя реализовавшейся. Вполне. Да и скучать некогда – работа отнимает много времени.

– Фаина, а есть что-то по чему Вы скучаете в Губахе?

– Скучаю по родственникам. Мама и сестра живут в Губахе. Да и так пройтись по городу, по широким улицам, приятно.

– Тогда другой традиционный для подобного разговора вопрос: как должна измениться Губаха, чтобы Вы решили вернуться?

– Город и так преобразился за последнее время в лучшую сторону. Он растёт, развивается. Много нового, много зелени. А приехать – уже и не знаю. Укоренилась здесь. До пенсии доработать немного осталось.

На этом мы заканчиваем разговор с земляками, уехавшими из города, но не заканчиваем тему. Как видите, большинство из собеседников за прошедшее с отъезда время заметили, что Губаха не просто справилась с кризисом 90-х, но и развивается. Хорошеет, а значит – притягивает людей. Но об этом разговор пойдёт в следующем номере газеты.

Губахинцы в России и мире. Как и где живут наши земляки, которые уехали из родного города


Это тоже интересно26 июля 2021Известная актриса и блогер Наталия Медведева попала под ливень на подъёмнике губахинского горнолыжного центра

Текст:
Фото:
Смотрите также
Реклама и объявления

На сайте mediakub.net

26 000+

человек в месяц

В газете "Уральский Шахтер"

4 200

экземпляров - тираж за неделю

В группах "Губаха - Точка роста" в социальных сетях

8 000+

человек - суммарное количество подписчиков

Разместить рекламу