В чём обратный эффект санкций и как он отразился на экономике Пермского края? Что растёт в цене и что падает этой осенью? Разбираемся вместе с аналитиками и Банком России.
Говорят, не было бы счастья, да несчастье помогло. Мудрость, проверенная веками, потому ставшая аксиомой. И кто тут поспорит, коли мы сами с завидной регулярностью доказываем справедливость упомянутой пословицы.
Я уже не говорю о каких-то индивидуальных историях про погоду в доме. Тут всё гораздо масштабнее. Ну, хотя бы потому, что вскользь на единство и борьбу этих противоположностей нашего состояния намекнул не кто-нибудь, а Банк России. Как так? А вот, судите сами.
ИНФЛЯЦИЯ НАЧИНАЕТ И… ПРОИГРЫВАЕТ
Не далее как 18 октября наш Центробанк сообщил о снижении роста инфляции в Прикамье на 1,17 процентных пункта. За сентябрь она составила 14,25 процента к 15,42 в августе. Это по-прежнему выше, чем в Приволжском федеральном округе (14,07%) и в стране в целом (13, 68%), но всё же весьма неплохо.
Далее Банк России анализирует факторы, которые оказали наибольшее влияние на изменение показателей. Как вы думаете, что здесь стоит в первых рядах? Прав тот, кто вспомнил о снижении роста цен на продовольственные товары.
Безусловно, нельзя сказать, что цены вообще остановились, однако всплесков, аналогичных мартовским, мы давно не видим. На отдельные продукты стоимость колеблется, то падая, то поднимаясь от нескольких копеек до полутора рублей, как это происходит с сахаром или молоком. С чуть большей амплитудой, но также по маятнику меняются цены на куриные яйца. Цены на мясо и птицу, в сравнении с летними, повысились примерно на 30 – 50 рублей. Это, конечно, ощутимо, но не критично.
МОЖЕМ, ЕСЛИ ЗАХОТИМ
Спросите, где же суть? Она как раз в дальнейших разъяснениях Центробанка. Там подробно описали предпосылки для такого неожиданно малого удорожания.
В аналитике финансистов говорится о том, что одна из основных причин – в росте предложения за счёт увеличения отечественного производства. «Наибольший вклад в замедление роста цен на продовольственные товары внесла динамика цен на фрукты и овощи... Увеличение посевных площадей овощей открытого грунта и хорошие погодные условия в основных регионах-производителях способствовали увеличению предложения и снижению цен на лук и помидоры ниже уровня сентября прошлого года, ускорению годового удешевления картофеля, моркови, капусты и огурцов. Увеличение площадей яблоневых садов в России способствовало расширению предложения и снижению роста цен на яблоки.
Рост урожая зерна и введение правительством России ограничения на экспорт сои и соевого шрота привели к увеличению производства кормов и снижению роста затрат птицеводов, что стало причиной снижения роста цен на яйца, мясо птицы и изделий из него».
Теперь задумаемся: сколько лет уже нам твердят про импортозамещение и прочие черты самостоятельности в области производства товаров?
Но всё у нас как-то нехотя, нерешительно шло: то короткая помидорная война, то продолжительный мир с теми же турецкими помидорами. А почему? Чтобы что-то своё могло заменить чужое, это что-то нужно иметь в достаточном количестве. В таком, чтобы оно могло соответствовать потребностям покупателя не вместе с импортным, а вообще. Ведь когда товара, к примеру, тех же помидоров, мало, они не только заморских не заменят, но и себе цену набивать будут, именно потому, что мало.
Сегодня же нам русским по белому написали про расширение посевных площадей и лишь потом про погодные условия. Выходит, подчас именно такие жёсткие тиски, в которых оказалась наша экономика в марте этого года, могут помочь решить задачу. Все неизвестные стали вполне определёнными, и на тебе: рост предложения и снижение цен.
РОДНОЕ, ПЕРМСКОЕ
Чтобы не быть голословными, приведём пример положительных изменений в Пермском крае. Ещё в июне текущего года министр сельского хозяйства региона Павел Носков говорил, что в Прикамье на пять процентов выросло производство молока. К концу сентября итогами порадовал и местный урожай. Так, по данным Пермского филиала ФГБУ «Центр аналитики», в Прикамье производство зерна выросло примерно в 1,6 раза – с 270,4 до 425,8 тысячи тонн. Производство масличных культур (рапс) увеличилось в 1,9 раза. Картофеля в текущем году собрали почти в 1,1 раза больше, чем в 2021-м. Упомянул аналитический центр и о хорошем урожае овощей открытого грунта.
Разве такие показатели в нашей-то «зоне рискованного земледелия» не говорят в пользу старой пословицы о счастье, которое благодаря несчастью получается?
Конечно, не только за счёт сельхозпродуктов снижается инфляция. Другой важный фактор – укрепление рубля. А помимо того, как утверждают в Центробанке, сказалось снижение спроса на электронику и постепенный рост предложения. В совокупности вновь имеем понижение роста цен.
Охладел наш потребитель и к автомобилям. Конечно, не от хорошей жизни – большинство просто оптимизирует свой кошелёк, выбирая между авто и товарами первой необходимости. Однако со счетов снижения инфляции это не сбросишь.