Существуют ли в Губахе места, где располагались стоянки древних людей? Что нашли геологи в местных пещерах? Сколько стран покорили юные исследователи из ДЮЦ?
Мы продолжаем публикации, посвящённые юбилею детско-юношеского центра «Спектр» (Дома пионеров). Среди множества кружков, клубов, секций центра особое место занимает кружок юных геологов. Конечно, мы не могли в канун 80-летия не вспомнить о том, как всё начиналось и чего достигли ребята за 30 лет работы своего объединения.
О кружке и своих воспитанниках нам рассказала руководитель Любовь Меньших.
– Любовь Юрьевна, расскажите, пожалуйста, как Вы сами пришли в ДЮЦ и как получилось, что стали вести кружок?
– Это был 1994 год. Решающим стал разговор с друзьями. Они начинали вести геологический кружок, но были вынуждены уехать из Губахи. Поделились со мной переживаниями – бросать начатое дело жалко. Предложили мне тогда попробовать работать с ребятами. Я согласилась. Сама тогда работала в геолого-разведывательной партии в Кизеле.
Вот так я пришла в центр творчества, директором которого тогда была Екатерина Петровна Власова. Я сказала, что могу по совместительству вести кружок, на что она ответила согласием. Два года работала в качестве совместителя, а с 96-го ДЮЦ стал моим основным местом работы.
– Знаете, мне не даёт покоя старая публикация в «Уральском шахтёре». Там наш корреспондент писал про то, что вы с ребятами открыли чуть ли не стоянку древних людей на территории Губахи…
– Нет, это была не стоянка древних людей, а захоронение останков древних животных. Тут не было никакого напоминания о человеке, во время палеонтологических работ тут нашли кости мамонта, пещерного медведя, пещерного льва, доисторического оленя – те самые, которые впоследствии стали основой для экспозиции «Грот Дворцовый» в Музее КУБа.
Ближайшее место стоянки людей находили в пещерах Сухого лога около Шумихинского. Там были обнаружены орудия труда древних людей и копьё. Так же стоянки были открыты в Кизеле.
– Любовь Юрьевна, знаю, что ребята из Вашего кружка постоянно становятся победителями и призёрами самых различных конкурсов и олимпиад. Можете назвать самые громкие победы?
– Даже не знаю. Для меня каждая победа значима, тем более что ребята действительно всегда хорошо заявляют о себе. Мы побеждали в Перми, в Отрадном, в Москве. Лучшие из лучших удостаивались права выступать на международных олимпиадах в составе сборной Российской Федерации. Ребята побывали в Испании, Южной Корее, Индии и Японии. Конечно, для меня как руководителя это повод для гордости за них.
– Когда беседовала с очередным Вашим победителем, Артёмом Даминовым, он говорил, что во взрослой жизни мечтает стать палеонтологом. И в этом большую роль сыграл кружок. Вообще, много кружковцев пошли дальше в науку – геологию, палеонтологию?
– Точно не скажу, очень многие уже работают в этой области, и четверо ещё пока учатся в вузах.
Надо сказать, кружок «Юный геолог» стал лидером по числу публикаций в местной прессе: писали корреспонденты, родители воспитанников, сами юные геологи, причём чаще те, кто уже окончил школу и выбрал свою дорогу во взрослой жизни. Знаете, что интересно? Почти в каждой такой заметке стоит подпись: «студент факультета геологии». Думается, это говорит о многом.
А ещё есть вот такие отзывы:
– В моей жизни было много учителей, наставников и преподавателей, но главным из них, Руководителем с большой буквы, я считаю Любовь Юрьевну Меньших. Не думаю, чтобы я достиг всего, что у меня есть, без её непосредственного участия.
Помню своё первое занятие. Мы учили шкалу твёрдости минералов: тальк, гипс, кальцит, флюорит и так далее. Естественно, мы больше развлекались и глазели по сторонам, чем слушали преподавателя. В конце занятия она нам сказала: «Ребята, хорошенько подумайте, хотите ли вы заниматься дальше, геология – наука сложная, и я не хочу тратить время на тех, кто сам не понимает, чего хочет».
В этот момент я понял, что хочу прийти во второй раз. Потому что впервые в жизни со мной общались как со взрослым и прямо спрашивали, чего я хочу.
Дальше было много всего: сложные учебники, умные слова, которые было необходимо понять, запомнить и использовать. Нас учили всему – от законов движения планет до влияния бактерий и вирусов на отдельные экосистемы. Было сложно, бессонные ночи за книгами, злость, непонимание, в общем, весь комплект подросткового бунта. Искренне не понимаю, как Любовь Юрьевна справлялась. Ведь таких у неё было около 30 человек.
Отдельный элемент обучения – походы. Там мы тоже учились, но эта учёба была совершенно другого рода. Кто-то, наверное, подумал: «Да разве это сложно: развёл костёр, поставил палатку, приготовил еду, и чему там учиться»?
А теперь вспомните, как ведут себя дети, выехав на природу. А в данном случае их не двое или трое. Их тридцать человек! Но если этими детьми руководит Любовь Юрьевна, походный лагерь – это хорошо отлаженный механизм, где каждая деталь на своём месте, и каждый знает, что и когда нужно сделать. Я уже много лет руковожу коллективом взрослых людей, и надеюсь, что когда-нибудь смогу достигнуть того уровня, который показывает Любовь Юрьевна.
Я никогда не забуду холод воды Белого моря, высоту Тянь-Шаня, красоту Байкала, тихие ночи у костра и радость от побед в различных соревнованиях.
Спасибо Вам, Любовь Юрьевна, за те усилия, которые Вы приложили и продолжаете прикладывать для воспитания юных геологов, за Вашу харизму и умение увлечь своим делом. Я горжусь тем, что я – Ваш выпускник.
Михаил Беляев, начальник отдела региональной геологии и планирования ГРР АО «ИГиРГИ» (ПАО «НК «Роснефть»).
Уже когда материал находился в вёрстке, с нами на связь вышел ещё один ученик Любови Меньших – Александр Чистяков и рассказал массу интересного, о чём умолчать мы не имеем права.
– Александр, для полноты картины поделитесь воспоминаниями о кружке, исследованиях, в которых довелось участвовать и, конечно, о вашем руководителе.
– У нас в кружке – разные направления, это общепринятые дающие базовые знания юному геологу, такие как минералогия, палеонтология, общая геология, петрография, летом – практические занятия. Мы выезжали в походы, где занимались сбором каменного материала (палеонтологичсеких останков, минералов, горных пород и прочего).
Также были занятия и по интересам каждого ученика, кому-то интереснее изучать пещеры было (как мне, например), я увлекался спелеологией, изучал пещеры, писал научные работы на эту тему, выезжал на междугородние и всероссийские конференции по своей дисциплине. Кому-то было интересно изучать минералогию, кристаллографию, и наши ученики делали открытия в этой области.
Кто-то увлекался палеонтологией, изучал динозавров, древних животных и палеогеографическую обстановку (палеогеография позволяет определить, что происходило на данной территории за всю историю земли). Вот по последнему пункту я имею ознакомительные знания. У нас тут большую работу проводили во время моего ученичества Ян Савицкий, Антон Рюмин. Насколько мне известно, они занимаются научной деятельностью. Ян работает в Пермском Институте, знаю, что преподаёт. Антон закончил МГУ и работает на Академию наук, изучает бактерии космоса, проводит занятия для космонавтов.
– Мы с Любовью Юрьевной говорили про грот Дворцовый. Знаю, что Вы тоже участвовали в его изучении.
– Грот находится на Верхней Губахе. В моё время там проходила у нас практика в течение 9 дней в палаточном лагере. После последнего звонка мы все ехали туда и получали первые практические знания. А ребята, интересовавшиеся самим раскопом, с утра до позднего вечера проводили время на раскопе и собирали материал для своих научных работ. Большую часть каменного материала (это останки мамонта, пещерного медведя и прочих крупных и мелких хищников) мы отдавали Свердловскому музею, и там можно посмотреть выставленные скелеты пещерного медведя и прочих. Остальные останки мы разместили в своём музее, который находился на территории кружка.
Сам раскоп проводился в соответствии со всеми методиками, слой за слоем снимали материал и фиксировали, зарисовывали местоположение каждой кости. Такой способ позволял определить возраст захоронения. По гроту Дворцовому есть гипотеза, возможно, уже и подтверждённая, что такое количество скопившихся останков зверей может свидетельствовать о нахождении здесь стоянки первобытных людей, об этом могли свидетельствовать камни в форме орудия труда…
– Александр, а какую роль для всех вас сыграла Любовь Юрьевна?
– Любовь Юрьевна Меньших – Преподаватель с большой буквы. Редко встретишь таких руководителей, которые столько времени посвящают своим ученикам. В течении всего учебного года 24 на семь она с нами, и всё лето она с нами на выездах.
Каждый год есть традиция проводить летнюю городскую практику, а потом – дальние поездки. Ежегодно ребята выезжают в разные точки России (Байкал, Кавказ, Кольский полуостров, Камчатка, Таймыр, Урал), также и в другие страны – Казахстан и Киргизию.
Любовь Юрьевна выезжает с учениками на олимпиады и конференциях (Москва, Екатеринбург, Санкт-Петербург, Новосибирск, Пермь).
Благодаря любви к науке, которую привила нам Любовь Юрьевна, большинство выпускников пошли по своей специальности (геология) и дальше. Я думаю, это где-то 80 процентов точно.
Да и дети, которые приходят в кружок, каждый так или иначе становится призёром олимпиады. Раньше, когда мы ездили на олимпиады, конкуренты наши всегда шушукались, что опять все призовые места заберёт Губаха.
Выпускники все по-разному устроились: кто-то занимается научной деятельностью, кто-то – хороший специалист, кто-то пошёл в бизнес, но бизнес тоже в сфере геологических услуг.
Например, я работаю в Московской компании, занимаюсь развитием компании в области геологических услуг. Со мной также работают наши выпускники, такие как Никита Жунев, он – руководитель направления работ по геологическому сопровождению, ведёт крупные проекты как на крупных месторождениях, таких как Наталкинское месторождение золота, так и на небольших, менее известных, Михаил Березнев, он в нашей компании – заместитель генерального директора по геологоразведке, Лиза Бродникова у нас занимается камеральной работой, является автором геологических отчётов.
Со многими выпускниками мы работаем и взаимодействуем, встречаемся и общаемся. Тут, наверное, в одну статью все не войдет. Выпускников много, у каждого есть своя интересная история.