При распределении по окончании вуза друзья говорили ему: «Класть голову на плаху не поеду я в Губаху». Валерий Иванович, вопреки разговорам, поехал и ни разу не пожалел. Он служил в органах при 13 министрах, а в 2000-м был доверенным лицом Владимира Путина.
Сразу два события дали нам повод побеседовать с Валерием Фёдоровым, почётным гражданином Губахи. Во-первых, Валерий Иванович не так давно указом Президента России был награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени. Во-вторых, у кавалера ордена скоро юбилей, ему исполняется 80 лет.
– Валерий Иванович, более 10 лет ваша жизнь была тесно связана с нашим городом. Какое впечатление, какие воспоминания и чувства оставила Губаха?
– Нельзя сказать, что в своё время я попал в Губаху случайно. Скорее нет. Тогда была при всех вузах система распределения. И считаю, что это было абсолютно справедливо: отучился человек, ему дают направление в тот или иной город, где требуются такие специалисты. То есть у него абсолютно гарантированно будет работа. Три положенных года отработал, дальше – хочешь, оставайся, хочешь, ищи другое место.
Так вот, в 1969 году я окончил юрфак Пермского университета. Когда пришёл на распределение, мне предложили остаться в Перми, но там не было жилья. Прокурор области сказал: «Может, я найду тебе общежитие. Но можешь поехать в Губаху помощником прокурора». Я спросил, как там с жильём, оказалось, квартиру дадут через две недели. Я сразу подписал согласие.
Вышел, меня друзья спрашивают, куда направили. Отвечаю: «В какую -то Губаху (я тогда и города такого не знал), но квартиру дают сразу и должность хорошая. Ребята смеются: «Есть у нас такая присказка: класть голову на плаху не поеду я в Губаху, а ты согласился».
Ну, что делать, подумал: три года как-нибудь отработаю, а там видно будет.
Приехал, поработал какое-то время. У меня во Владимире была девушка. Решили, что оба едем в Губаху, обживаемся на новом месте. Квартиру дали, мы и поженились в Губахе. Так и началась моя губахинская жизнь. И дальше я ни на минуту не усомнился в правильности принятого решения. Всегда говорю: мне судьба подарила Губаху, которая стала моей стартовой площадкой. Здесь я стал человеком, руководителем и работал с большой отдачей.
Всегда помню, как работал и в горкоме комсомола, и в горисполкоме, в горкоме партии. Помню всё, что мы делали здесь. Особенно запомнились моменты, связанные с моим наставником и учителем Вениамином Артемьевичем Хмелёвым.
Помню, как он пригласил меня и говорит: «Валерий Иванович, хочу пригласить тебя на должность заместителя мэра (председателя горисполкома)». Я смутился, мол, молодой ещё, мне ж всего 28 лет. А он отвечает: «А мне старого-то и не надо». Согласился. Для меня это был и огромный опыт, и хорошая школа. Хмелёв был замечательным, талантливым руководителем, хозяйственником.
Помню, как-то встретился со своим другом, который жил в Омске. Он удивился: «Что это за сессию такую вы проводите, «Красота города – забота каждого жителя». Объяснил, что мы хотим бороться за звание «Город высокой культуры и образцового порядка». И в то время действительно был очень чистый город, очень уютный. Да мы все и жили тогда на едином порыве: «Кто, если не мы». Знаете, как-то дежурили. Снег чистили. Вместе с Хмелёвым. Он никакой работы не чурался.
А как строили газопровод, водопровод «Елово – Губаха», прокладывали асфальт на проспекте Ленина!
Так что, Губаха для меня навсегда ассоциируется со строками стихотворения Льва Сорокина: «Грубоватое слово «Губаха», только сколько поэзии в нём».
Да что говорить, моей дочери как-то за хорошую учёбу дали путёвку в «Артек», она отказалась, поехала в один из местных пионерских лагерей. Сказала: «Я лучше тут, дома, с подружками». Она у меня город всегда называла ласково «Губашка».
– Валерий Иванович, приятно слышать такие тёплые слова про город. А как сложилась Ваша судьба после Губахи? Знаем, что потом Вы уехали в Пермь, где были начальником политотдела УВД, затем начальником отдела УВД Пермской области…
– После увольнения из министерства внутренних дел Российской Федерации в должности первого заместителя министра внутренних дел (там я поработал семь лет), 11 лет был сенатором. В верхней палате парламента я представлял Вологодскую область.
Потом меня пригласили в замечательную компанию, подчеркну, крупнейшую компанию в стране, Европе и мире, по производству самых чистых фосфорных удобрений. Это ПАО «ФосАгро». Здесь я уже тружусь двенадцатый год. Являюсь заместителем генерального директора компании. Вот, даже заработал орден (смеётся).
В общем, уроки Губахи до сих пор дают свои плоды. Лозунг нашей компании – «От руды до еды». Дело в том, что мы в городе Кировске Мурманской области добывает апатиты. Дробим и посылаем в Череповец, Волхов и Балаково. Там производят удобрение.
Помню, когда я пришёл в «ФосАгро», мы производили 13 видов удобрений. На сегодня – 57 видов, это десять с половиной миллионов тонн восококачественного удобрения. У нас – единственная компания, которая имеет свой научно-исследовательский институт удобрений. Ему уже 101 год. Там работают 450 учёных, которые разрабатывают новые виды продукции. Так, сейчас мы делаем жидкие удобрения.
Наши удобрения пользуются спросом, потому что не содержат ни мышьяка, ни кадмия, в отличие от конкурентов.
Был даже такой случай, когда одна страна ввела нам огромную пошлину за ввоз чистых удобрений.
– То есть удобрения без яда – это плохо?
– Дело в том, что у наших конкурентов эти вредные примеси содержатся, и они поставили условие, если закупаете в России, берите пошлину. Решить этот вопрос удалось только с помощью нашего президента.
– В общем, это та работа, за которую Вы получили орден «За заслуги пред Отечеством», но, знаю, что задолго до этого у Вас ведь уже был такой орден…
– В 2000-м году, в январе, тогда ещё и.о. президента, Владимир Владимирович Путин мне вручил орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Это было за то, что я участвовал в Чеченской компании. Вы же помните, что это был как раз разгар боевых действий.
Потом, через некоторое время, я стал его доверенным лицом в избирательной кампании. Этим я, конечно, очень горжусь.
Но всё равно, где бы я ни был, ни работал, своей отправной точкой, главным городом считаю Губаху. Здесь я сформировался, стал тем, кто есть. Откуда есть пошёл Фёдоров? Из Губахи.
– Валерий Иванович, Вашей биографии, конечно, любой позавидует. Вы прошли почти все структуры власти, участвовали в грандиозных событиях, при этом все, кто Вас знает, говорят, что с Вами очень легко общаться, Вы открыты и общительны. А можете назвать основной принцип, которым Вы руководствуетесь в жизни?
– Надо работать с полной отдачей. Пришёл на должность, выкладывайся, учись, если чего-то не знаешь, и никогда не ври. Если ты что-то пообещал коллективу, или одному человеку, ты должен обязательно выполнить обещание. А, если ты обманываешь или забываешь про обещания, лучше уйди, не позорь власть, не позорь себя. Вот такое кредо. Так меня учили, и я всех так учу.
– Несколько лет назад, когда Вы приезжали в Губаху, мне довелось с Вами встретиться. Тогда я была поражена Вашей активности, энергии, которой могут позавидовать молодые. Есть какой-то секрет, чтобы сохранить такую энергию в столь солидном возрасте?
– Не знаю, какой секрет. Вот я сегодня встал в шесть пятнадцать, сделал зарядку. Живу сейчас на даче. Спустился вниз, беру ложку мёда, полстакана воды. Выпил, покормил кота. После беру велосипед и проезжаю семь километров. Потом завтрак и на работу. После работы – обязательно бассейн.
В субботу и воскресенье на велосипеде проезжаю 20 километров.
– Вот это да!
– Да. Наверное, оттого и шустрость, и энергия. Надо работать. Если лежать и смотреть телевизор, это до добра не доведёт. Человек должен двигаться, работать.
Закончил Валерий Иванович наш разговор, процитировав четверостишие, которое некогда в ответ на похожий вопрос о возрасте, выдал известный тренер Анатолий Бышовец:
– Когда твой разум не поник,
И волю не сломили годы,
Ты только сед, но не старик,
Смирившийся с законами природы.