В последнее время в Губахе широкую популярность приобрёл стрит-арт, уличное искусство, главным инструментом которого являются граффити. Рисуют всё что угодно: и персонажей мультиков, и нецензурные надписи, и древних животных, фантастических зверей. Рассмотрим этот порыв самодеятельности чуть подробнее.
От прекрасного к ужасному
Начнём с самых крупных и известных. На стенах центральной городской библиотеки изображены бывшие жители губахинской территории — шерстистый носорог и пещерный лев. Опираясь на находки в пещере Грот Дворцовый, учёные выяснили, что эти животные некогда обитали на территории современной Губахи.
Следующий референс к доисторическим порам находится на здании универмага. На нём нарисована ракушка аммонита, жившего миллионы лет назад в исчезнувшем Уральском океане.
Ещё не зайдя внутрь Губахинского городского краеведческого музея, вы уже начинаете знакомиться с его историей. У входа стоят скульптуры древних рыб и бывшего герба Губахи. На заднем дворе под открытым небом расположилась интерактивная выставка, посвящённая шахтёрскому прошлому. Но нас больше интересует не то, что около музея, а то, что на его стенах. А на стенах его изображены сцены из жизни шахты: рабочие, добывающие уголь, и их орудия труда.
Переходим к граффити, написанным простыми жителями города. Кто-то из губахинцев решил разнообразить не самые живописные гаражи ухмыляющейся рептилией.
Недалеко от пресмыкающегося нарисован смущённый хомячок. Многие губахинцы о нём знают и уже с ним фотографировались.
Не обделили вниманием и одинокую будку, стоящую в нижней части города. Её компанию пополнили грустные гусеница и утка.
Недалеко от сквера победы доброжелательные жильцы дома решили поделиться своей энергией с окружающими.
К сожалению, такие интересные граффити – относительная редкость в Губахе. Большая их часть — это различные надписи а-ля «Петя был здесь» и нецензурные рисунки, которые лаконично говорят о самом авторе.
Быть или не быть?
О граффити в Губахе и о граффити вообще я поговорил со Светланой Степаненко, руководителем студии изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества «Эскиз» ДК «Энергетик».
– Можете сказать нужны ли нашему городу граффити? И если нужны, то зачем?
– Мне кажется, что граффити как вид искусства имеет место в любом городе, и в нашем в том числе. Но только в том случае, если эти работы действительно можно назвать искусством. Искусством, которое придаёт свою «изюминку» облику города, своеобразность, неповторимость.
– А как Вы оцениваете губахинские граффити? И всякие надписи, и масштабные рисунки, как на зданиях универмага и библиотеки?
– На каракули с непонятными словами не очень приятно смотреть. Особенно, если не знаешь что там написано. Не все владеют иностранными языками. Меня, к примеру, – человека, который за всю свою жизнь так и не освоил ни одного иностранного языка, – эти надписи немного пугают. Когда не знаешь, что написано, то чувствуешь дискомфорт. Возможно, это только моё мнение, но я так ощущаю. К тому же и техника исполнения часто оставляет желать лучшего. Многие буквы просто невозможно ни с чем ассоциировать. Рисунки тоже далеки от совершенства.
Но, если взять отдельные работы, как на библиотеке и универмаге, то можно сказать, что они действительно радуют глаз. Их действительно можно отнести к произведениям искусства, которые украшают наш город.
– Какое будущее ожидают граффити в нашем городе?
– Для того, чтобы творить такие произведения необходимо учиться, тренироваться. В Губахе такой возможности нет. В помещении с баллончиками работать нельзя. Это возможно только на открытом воздухе. Если бы у нас где-то за городом был организован «полигон», где молодёжь могла бы тренироваться, «набивать руку» то, думаю, было бы меньше несуразных надписей и непонятных картинок.
Чтобы узнать, как люди, ответственные за внешний вид наших домов, относятся к граффити, я поговорил с председателем ТСЖ «Химик» Оксаной Сычковой:
– Как Вы относитесь к граффити в Губахе вообще и на ваших домах в частности?
– Мне нравятся красивые и масштабные граффити на здании библиотеки. Но, чтобы они всегда смотрелись приятно, их нужно поддерживать. Например, рисунок ракушки аммонита на стенах универмага давно начал обсыпаться и уже находится в ненадлежащем виде. Это то, что касается граффити вообще. Если говорить про мои дома, то я согласилась бы разместить на них граффити, но только при условии, что за их состоянием будет кто-то следить.
– Появятся ли в ближайшем будущем в Губахе новые граффити?
– Конкретно мне пока предложений не поступало. Как обстоит дело с другими домами, я не знаю.
Сам стрит-арт, именно как направление искусства, в России только формируется. Популярен он и распространён в одних лишь больших городах, и то не во всех. Про Губаху и нечего говорить: во-первых, город маленький; во-вторых, в нём есть более важные вопросы, чем украшение домов; в-третьих, нанесение граффити и их поддержание недёшево обходится. Стоит отметить, что поле для творчества в нашем городе есть, хотя оно несколько сократилось, после того, как началось оформление проспекта Ленина в едином стиле. В то же время в городе есть острая необходимость в архитектурном разнообразии.