В пору, «когда космические корабли бороздят Большой театр» (простите, не удержалась от цитаты из «Приключений Шурика»), я всё больше задумываюсь о другом. Видать, проблемы наших читателей способствуют. О чём, спросите? Почему человек, существо, на 80 % состоящее из воды, в воде жить не может? Более того, начинает жаловаться на плохие условия. При этом сходить в бассейн или искупаться в тёплых водах южных морей мы не прочь, а, чтобы в квартире – ну никак не заставишь.
На эти мокрые мысли натолкнула меня одна читательница «УШ», живущая в доме 23 на проспекте Ленина. Светлана Александровна пришла в редакцию с внушительной папкой, где собраны документы. Нет, не древние манускрипты. Обычные листы А4 с письменами последних лет.
В чём дело? Слушаю посетительницу и вспоминаю, что лет пять назад всё это я уже видела и слышала. Вкратце ситуация такова. Квартира, где живёт с 28-летним сыном женщина, находится на первом этаже. Светлана Александровна говорит, что первым его назвать сложно, правильнее – цокольным. Слишком близко к земле. Тем не менее внизу всё же есть подвал, с которого и начались все беды. То есть пошла сырость и плесень по всей квартире.
ВОДНАЯ ЧАСТЬ, ИЛИ ПРЕДЫСТОРИЯ
Итак, год 2015. Читатели, думаю, помнят, лето тогда было отменным в плане проливных дождей. Как-то даже всемирный потоп в городском масштабе случился. Тогда-то жильцы дома 23 на Ленина и возмутились, поскольку в подвале, где по старой привычке дачники хранили картофель и прочее «богатство», можно было передвигаться только вплавь. Уже и вода потопа давно вернулась в границы берегов, а подвал оставался сырым. Чтобы не ходить по воде, кто-то положил доски. Но, понятное дело, ситуацию это не спасло.
В «Уральском шахтёре» журналист «МедиаКУБа» тогда подробно освещал эту историю. Писалось в газете и о потопе, и о том, как администрация округа проявила заботу о жильцах и посоветовала настоятельно управляющей компании ликвидировать и воду, и причину её скопления. Однако, если вы подумали, что всё благополучно разрешилось, ошибаетесь. Представители УК наведались в подвал, но тамошняя «Венеция» (статья так и называлась «Венеция в подвале») им, видимо, навеяла мечты о солнечной Италии. В грёзах о дальних странах воду оставили там, где собралась. Подложили кирпич под вентиль – то ли надеялись, что всемогущий кирпич высушит подвал, то ли просто вентиль от воды спасали, чтобы не заржавел – непонятно. На этом история почти закончилась или забылась… бы. Да только жильцы не унимались. Снова пришли в редакцию. Корреспондент опять спустилась в подвал. Картина прежняя. Забыть не удалось. Тогда УК пошла на крайние меры – забила и на воду, и дверь, ведущую в подвал, чтобы глаза на это безобразие не глядели.
Вода осталась. Причём с каждым новым дождём её становилось всё больше. Постепенно следом за подвалом в мокрое место превращались и квартиры первого этажа.
ГУБИТ ЛЮДЕЙ ВОДА
Вернёмся к дню настоящему. На сей день хлопот добавилось. Как говорит пришедшая в редакцию женщина, грибок съел всю квартиру. Из-за постоянной сырости, идущей из подвала, пол прогнил. Все стены покрыты плесенью. Бед добавилось ещё и снаружи. Стены квартиры также промокают насквозь. Сколько Светлана Александровна ни обращалась в управляшку, там ответ один: «разбирайтесь с соседом сверху. Это он топит вас с балкона». С соседом отношения неконфликтные. Вредить никому он не собирался. На балконе у него сухо, так что вероятность его вины практически равна нулю.
У соседей есть подозрение, что дело не в балконе одного из них, а в швах, которые уже забыли слово «шпаклёвка». С незапамятных времён, кода строился дом, межблочные швы изрезали трещины. Но, судя по всему, замазывать их никто не собирается. В общем, в причине можно смело убрать предлог и вырисуется реальная ситуация – швах.
Стоит ли объяснять, что в промокшей квартире, когда нет отопления, а на улице дождь и холод, жить неуютно. Источник всех простудных заболеваний, и не только. У женщины за это время появилась артериовенозная аневризма. Диагноз поставлен специалистом (торакальным хирургом). Светлана Александровна уверена, что причиной стал холод и сырость. Заметим, что опосредованное влияние условий проживания, по мнению специалистов, могло быть. Здесь мы не будем вдаваться во все подробности торакальной хирургии и прочих областей медицины. Холод и сырость не вызывают аневризмы, но усугубляют развитие уже возникшей болезни.
ПОСМОТРЕЛИ, ЗАПИСАЛИ, ПРЕДПИСАЛИ
Конечно, Светлана Александровна не сидела на месте. Она обращалась во все инстанции, способные так или иначе помочь в решении проблемы.
Изначально женщина пошла в администрацию, написав заявление, содержащее просьбу о помощи в решении ситуации. Кстати, в управлении строительства и ЖКХ округа ей обещали помочь. Далее приезжала комиссия из Центра эпидемиологии и гигиены в Пермском крае. Представители краевого Роспотребнадзора совместно со специалистом управления ЖКХ города осмотрели жилые помещения и пришли к выводу, что условия в квартире непригодны для проживания. Обнаружена повышенная влажность, грибок на стенах, прогнивший пол и повреждённые оконные балки. Представитель местной администрации обещал, что будет проведён ремонт в квартире. Поскольку осмотр проходил в декабре прошлого года – время для ремонта не слишком подходящее, его обещали провести до 1 июня текущего года.
Помимо того, проживающей в злополучной квартире женщиной было написано заявление в прокуратуру города. В документе, подписанном заместителем прокурора Александром Щербининым, говорится следующее: «В ходе проведённой проверки установлено, что между квартиросъёмщиком С.А. Котельниковой и наймодателем в лице администрации города заключён договор социального найма. Согласно данному договору (пп «б» п. 5), наймодатель (администрация) обязуется выполнять капитальный ремонт жилого помещения.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса РФ неисполнения обязательств по договору в одностороннем порядке одной из его сторон или изменение условий договора не допускается.
Из материалов проверки следует, что квартиросъёмщик в 2019 году обращалась в администрацию округа с просьбой о помощи. Специалистами управления ЖКХ был проведён осмотр жилых помещений. По его итогам составлена дефектная ведомость. С.А. Котельниковой обещали, что работы по ремонту будут выполнены в срок до 1 июня 2020 года.
08.05.2020 была проведена выездная проверка с приглашением специалиста управления ЖКХ. Проверка вновь подтвердила наличие грибкового налёта, разрушение пола и окна. По состоянию на 27 мая работы по замене окна и пола не ведутся…
По изложенным фактам прокуратурой города внесено представление администрации городского округа об устранении нарушений жилищного законодательства».
НА ЧИСТУЮ ВОДУ
Как утверждает Светлана Александровна, никаких попыток ремонта так никто и не предпринял. В ответ на просьбу предоставить другое жильё из муниципального фонда, более подходящее для проживания, в администрации ей предложили комнату в общежитии. «Ну не могу же я поселиться в одной комнате вместе со взрослым сыном!» – восклицает посетительница.
В администрации округа нам предварительно объяснили, что да, за состояние муниципального жилья отвечает наймодатель. Однако это не снимает ответственности с управляющей компании, которая не выполняет должным образом предписаний по содержанию многоквартирного дома в целом. Решить проблему с подтоплением подвала – в её компетенции. От себя добавим: чего ждать, если у дома нет правильно оборудованных отмостков?..
Официальный ответ администрации и управляющей компании на отправленные нами запросы будут позже. Потому мы продолжаем следить за развитием ситуации. Комментарии будут опубликованы в «УШ».
Как бы там ни было, послевкусием от этой истории остаётся вопрос. И не один. Если дом, точнее его подвал, уже который год в воде, стены первого этажа покрыты грибком, почему большинство жильцов дома молчат? И другой: как известно, намокание стен чревато замерзанием в морозную погоду (а мы всё же не в тропиках живём). От замерзания мелкие трещины в швах могут стать большими. Это в свою очередь способно повлечь разрушение стен. С учётом гнилого пола и подгнивших балок… как напомнили в администрации, по программе капремонта, фасад дома должны отремонтировать до конца 2021 года. Доживёт ли здание до светлого часа? И да, смысл капитального ремонта фасада, если гниль внутри?