Он всего на три года младше города и родился в то время, когда до окончания самой тяжёлой и кровопролитной войны ХХ столетия оставался ещё год. Потому в первые годы жизни свой досуг он посвящал будущей победе.
В те далёкие годы его все знали как Дом пионеров, что вполне соответствовало действительности, ведь там в кружках занимались именно пионеры да их младшие друзья – октябрята. Заглядывали и те, кто постарше, чаще всего пионерские вожатые.
Первыми кружковцами в открывшемся Доме пионеров в Верхней Губахе были ребята из школ № 1 и № 5, которые располагались неподалёку.
Сейчас, за давностью лет, больше думается даже не о смысле названия, а о другом: если во время войны открывались учреждения для детей, значит, страна жила и заботилась о продолжении жизни, стремясь подарить детям кусочек детства посреди довольно мрачной повседневности, когда продолжали поступать похоронки, когда все, кто постарше, трудились в шахтах и на заводах, делая всё возможное, чтобы приблизить разгром фашистов, когда в госпиталь, что неподалёку, поступали всё новые раненые, из которых не каждый вставал на ноги, даже выживал не каждый.
И всё-таки вот он – Дом пионеров с первыми в его истории кружками: театральным, агитбригадой и вязальным. Ранее в клубе появилось объединение тимуровцев, которые с открытием нового учреждения также получили там постоянную прописку.
ПОМОЩЬ ГРИБАМИ И ТАНКАМИ
Конечно, военная реальность оставляла свой отпечаток на детских занятиях. Так, все постановки театрального кружка, номера агитбригады своих первых зрителей и ценителей юных талантов обретали именно в госпитале. В вязальном кружке мастерство осваивали на вязании тёплых варежек, которые отправляли бойцам на фронт. Задачей тимуровцев – в полном соответствии с книгой Аркадия Гайдара – была помощь семьям фронтовиков, особое внимание уделялось родственникам погибших солдат. Мальчишки и девчонки собирали деньги на танковую колонну «Таня», стирали бинты в госпитале.
Летом к этим занятиям добавлялись сезонные мероприятия – походы в лес. Воспитанники Дома пионеров собирали грибы и лекарственные растения. Всё это также передавали в госпиталь. Как отмечала в своих воспоминаниях Т.Н. Гаврилова, заведовавшая в то время отделом горкома комсомола, «ребята никогда не отказывались от трудных походов в лес. Все всё делали для победы».
После войны, в 1948 году, Кизеловский угольный бассейн посетил Герой Советского Союза Алексей Маресьев. 28 августа знаменитый герой-лётчик присутствовал на слёте стахановцев, а потом пообщался со школьниками города, поделился воспоминаниями о войне и героизме советских солдат.
И ДОСУГ, И УЧЁБА
Менялись времена, менялась и основная деятельность учреждения. В 60-70 годах Дом пионеров стал не просто местом, где школьники проводили свой досуг в кружках, а центром инструкторско-методической помощи для педагогов и ребят. Судите сами: здесь регулярно собирались старшие вожатые, председатели советов пионерских дружин, пионеры-активисты. На таких встречах ребята знакомились с историей пионерской организации, узнавали о том, как правильно организовать и провести пионерский сбор, заседание совета отряда или дружины, изучали основные направления работы пионерских отрядов на год, учили пионерские песни и речёвки.
Подчас тут же на месте становились участниками какого-либо мероприятия. Ведь новые разработки не просто дарили в виде многобукав на листах А4, а обыгрывали, чтобы ими успели заразиться и захотели провести у себя такое же.
Конечно, особое место на всех этих сборах-слётах занимал барабан. Какое пионерское мероприятие без него?! Доводилось слышать рассказы пионеров 50-х, которые даже в поход и в лес по грибы с барабаном ходили.
Но главным во всех этих сборах-учёбах – не марши и песни, как может показаться сегодняшним ребятам. Для их ровесников в те времена это была жизнь. Каждый мог проявить себя, стать лидером и организатором. Направления работы были самыми разными, кто-то был силён в одном, кто-то в другом. У одного, к примеру, превосходно получалось ладить с младшими, и он становился вожатым, другой хорошо рисовал или писал заметки – прямой путь в школьную редколлегию. А ещё поисковая работа, операция «Миллион – Родине» и прочее.
В 1969 году директором Дома пионеров стала Светлана Ивановна Бесценова, которая организовала и долгое время была бессменным руководителем клуба «Красный следопыт». В этом же году произошло ещё одно важное для Дома пионеров событие: он переехал в Новую Губаху. Первоначально разместился на улице Гастелло, а затем – в здании на улице Гоголя. Как говорят архивы, произошло это не по счастливой случайности, а благодаря усилиям целой команды – молодому директору помогали и заведующая гороно Д.Я. Желобова, и сам председатель исполкома Вениамин Артемьевич Хмелёв.
КОМИССАРЫ ДЛЯ КРАСНЫХ ГАЛСТУКОВ
Но вернёмся к тем, кто делал погоду в Доме пионеров 70-х. В ту пору работу с октябрятами в клубе «Звёздочка» возглавляла Тамара Николаевна Смолякова, у которой для малышей всегда были в запасе новые игры или интересные книжки, или беседы о том, что должен знать каждый октябрёнок. Советы друзей октябрят также были под крылышком Тамары Николаевны.
За работу с пионерскими вожатыми (клуб так и назывался «Вожат Вожатыч») отвечала Галина Ивановна Кухтина. Она же, кстати, вела танцевальный кружок да и вообще была неутомимым затейником и заводилой для своих подопечных. Она и научит, и подскажет, и концерт организует, и любой праздник проведёт.
С переездом в новый город к уже существующим кружкам, помимо названных, добавились швейный, который вела К.Г. Балдина, «Красные галстуки» и фото (В.И. Мостов). Чуть позже пришли С. Верзакова, И.Р. Паршин (лепка из глины),
Н.А. Агапкина (изо), Н.Ф. Суслов (духовые инструменты) и другие.
В 70-х, кстати, местные «Красные следопыты» разыскали родственников солдат, которые скончались от ран в верхнегубахинском госпитале. По результатам поисковой работы открыли обелиск на кладбище, где были похоронены бойцы. Кроме того, в доме пионеров была открыта комната истории пионерской организации Губахи. Удалось следопытам отыскать и первых губахинских пионеров, с которыми ребята постоянно поддерживали связь.
Вообще, в те годы было не меньше всего интересного, чем в современных детских центрах и, к тому же, полезного. Школьники вместе со своими старшими товарищами (ребячьими комиссарами, как их называли) умели и работать (это не только занятия в кружках, тут субботники, сбор макулатуры и металлолома), и отдыхать (всевозможные огоньки, походы, маёвки и много чего ещё). Чтобы охарактеризовать эту эпоху коротко, можно вспомнить высказывание писателя Аркадия Гайдара: когда его спросили, не надоело ли ему играть (речь шла про тимуровцев, в частности), Аркадий Петрович коротко ответил: «Я не играю, я так живу». Эти слова можно отнести к любому, кто работал тогда в Доме пионеров.